Содержательные теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:12, реферат

Краткое описание

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них:
1.Потребности;
2.Интересы;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Содержательные теории мотивации…………………………………...4
1.1 Теория мотивации А. Маслоу………………………………………………..5
1.2 Теория мотивации Дэвида Мак-Клеланда……………………………….….8
1.3 Теория мотивации Ф. Герцберга……………………………………………11
1.4 Теория мотивации Альдерфера……………………………………………..14
Глава 2. Практическое использование содержательных теорий на практике
2.1 Использование теорий в зарубежной практике……………………………16
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

Глава 1. Содержательные теории мотивации…………………………………...4

1.1 Теория мотивации А.  Маслоу………………………………………………..5

1.2 Теория мотивации Дэвида  Мак-Клеланда……………………………….….8

1.3 Теория мотивации Ф.  Герцберга……………………………………………11

1.4 Теория мотивации Альдерфера……………………………………………..14

Глава 2. Практическое использование  содержательных теорий на практике

2.1 Использование теорий  в зарубежной практике……………………………16

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мотивация это процесс  побуждения человека к деятельности для достижения личных целей организации.

Базой для многих современных  теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что  человек мотивируется удовлетворением  серии потребностей, выстроенных  в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу. Мотивация является функцией управления персоналом, составной  частью процессауправления.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических  исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних  учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации  следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать  и усиливают его действия. Основные из них:

1.Потребности;

2.Интересы;

3.Стимулы.

Потребности можно удовлетворить  вознаграждением, дав человеку, что  он считает для себя ценным. Но в  понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения.

Мотив это то, что вызывает определенные действия человека к действиям  его внутренние и внешние движущие силы.

Стимул это побуждение к действию или причина поведения  человека.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и  интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных  возможностей и альтернатив в  коллективе и для конкретного  лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Никакие установленные  извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих  усилий до тех пор, пока они не превратятся  в его «внутреннюю» цель и далее  в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Цель данной работы - рассмотреть  и изучить содержательные теории мотивации.

Задачи данной работы:

1. Раскрыть сущность содержательных  теорий мотивации.

2. Рассмотреть характеристику  основных теорий мотивации: теории  Маслоу, Герцберга, МакГрегора, Альдерфера, Мак Клелланда.

3. Познакомиться с практикой  применения содержательных теорий  мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержательные теории мотивации

В процессе развития правители  и управленцы стали замечать, что  материальные факторы уже не так  сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к  появлению теорий, в основе которых  лежит утверждение, что главными мотивирующими факторами являются не материальные, а психологические, нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой, гордость своей фирмой и  т.п. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности и называются содержательными  теориями мотивации.

Согласно этим теориям  мотивация - это совокупность доказательств  и мотивов для обоснования  определенного поведения или  действий. Она определена потребностями  и целями индивида, деятельностью, мировоззрением, убеждениями, уровнем стремления и  идеалами. Поэтому, мотивация, по мнению сторонников содержательных теорий, - это определенные силы, которые  заставляют человека с энтузиазмом  и настойчивостью исполнять определенную работу.

Содержательный подход к  проблеме мотивации является исторически  первым. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод  наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Метод  является сомой первой концепцией мотивации, что возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную  работу человек получает вознаграждение, за невыполненную работу наказание. Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Первую научную теорию мотивации в рамках содержательного  подхода обосновал Ф. Тейлор, выступивший  с ее классическим вариантом. Он предположил, что людьми движет желание удовлетворять  возрастающие потребности, для чего нужно дать им возможность зарабатывать деньги. В основу своей модели Тейлор положил систему норм расходования времени на каждый вид работ или  выполнение отдельных операций. Как  уже говорилось, такие нормы были получены опытным путем из наблюдений за действиями наиболее сильных и  сноровистых исполнителей. При достижении более высокой производительности труда, чем та, которую они предусматривали, работники оплачивались по повышенному  тарифу и получали премии. Это и  давало им возможность более полно  удовлетворять свои потребности. В  то же время невыполнение задания  влекло за собой оплату по пониженным расценкам, что заставляло большинство  людей работать на пределе своих  возможностей.

Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования  этого метода мотивации, в сочетании  с более эффективным применением  специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации  по типу кнута и пряника был  так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются  у руководителей. С того времени  теории мотивации стремятся к  как можно большей степени  учета различных потребностей и  мотивов деятельности людей, постоянно  пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.

К сторонникам такого подхода  можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда, чьи теории будут рассмотрены ниже.

1.1 Теория мотивации  А. Маслоу

В 1942 г. известный американский социолог Абрахам Маслоу (1908-1970гг.), создал концепцию иерархии потребностей, которую изложил в 1943 г. в статье «Теория человеческой мотивации», помещенная в журнале «Психология общения».

Сущность ее сводится к  изучению потребностей человека. Ее сторонники считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Маслоу выделил пять групп потребностей, постоянно присущих людям, и расположил их в виде иерархической пирамидальной структуры.

Физиологические потребности  и потребности безопасности относятся  к первичным (базисным) потребностям, а остальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изменяющиеся потребности.

Модель имеет такую  форму, поскольку, чем более высокое  место занимают потребности в  иерархии, тем для меньшего числа  людей они становятся реальными  мотиваторами поведения.

Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей  к активным действиям, а удовлетворенные  перестают мотивировать, и их место  занимают другие неудовлетворенные  потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию  пирамиды, требуют первостепенного  удовлетворения. Лишь после того, как  оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности  более высокого уровня.

К первому уровню Маслоу отнес физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, отдыхе и т.д.). Их удовлетворение, обеспечивающие человеку элементарное выживание, требует минимальной  заработной платы и сносных условий  труда.

Ко второму уровню причислены потребности безопасности и уверенности  в будущем, т.е. человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий (уверенность в том, что физиологические  потребности будут удовлетворяться  и в будущем). Их удовлетворение возможно с помощью заработной платы, превышающей  минимальный уровень (что позволяет, например, приобретать страховой  полис), а так же работы организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

На третьем уровне помещены социальные потребности - необходимость  в социальном окружении, в общении  с людьми, в поддержке со стороны  окружающих. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой  работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

Четвертый уровень образуют потребности в уважении, в признании  окружающих, в самоутверждении стремлении к личным достижениям. Они удовлетворяются  путем завоевания авторитета, известности, высокого статуса. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, наград и т.п.

На пятый уровень который, по мнению Маслоу, достигает один процент  людей, поставил потребность самовыражения, самореализации, самоутверждении (духовные потребности), т.е. потребность в  собственном росте, в реализации своих потенциальных возможностей. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, то потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены.

Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что  лежит в основе стремления людей  к работе. Руководители различных  рангов стали понимать, что мотивация  людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы  мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность  удовлетворить его важнейшие  потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных  почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. В настоящее время ситуация изменилась. Благодаря более высоким  заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время

Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны:

1) игнорирование индивидуальных  особенностей людей и влияния  ситуационных факторов;

2) предположение о возможности  перехода от одного уровня  потребностей к другому только  в направлении снизу вверх  (на самом деле потребности  не имеют хронологической последовательности  и могут даже накладываться  друг на друга);

3) утверждение, что удовлетворенность  потребностей верхней группы  ослабляет их воздействие на  мотивацию.

Тем не менее, теория Маслоу внесла важный вклад в понимание  того, что заставляет работников трудиться  более эффективно и оказала большое  влияние на развитие теории и практики современного управления.

1.2 Теория мотивации  Дэвида Мак-Клеланда

С развитием экономических  отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Развитие в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а  также совершенствование методов  исследования поставило изучение поведения  работника на его рабочем месте  на научную основу, это вызвало  к жизни развитие школы поведенческих  наук (с 1950 г. и по настоящее время). Основной целью этой школы было повышение  эффективности ее человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук основное внимание направила на изучение межличностных  отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Дэвид Мак-Клеланд, не отрицая  значимость предыдущих теорий и их выводов о важности биологических  и других «базисных» потребностей в  мотивации поведения работников, попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые  актуализируются при условии  достаточной материальной обеспеченности. Таким образом, концепция Дэвида Мак-Клеланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые  он рассматривает как приобретенные  под влиянием опыта, жизненных обстоятельств  и обучения. Согласно его утверждению  структура потребностей высшего  уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к  причастности. Однако у разных людей  эти потребности выражены по-разному  или существуют в определенных комбинациях. То, как они сочетаются, зависит, помимо прирожденных качеств, от личного  опыта, ситуации и культуры человека.

Потребность в успехе (по классификации Маслоу, она находится  между потребностями в уважении и самореализации) проявляется как  стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, с учетом возможности их реального достижения. При таком утверждении успех  расценивается не как похвала  или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных  решений и нести за них персональную ответственность.

Информация о работе Содержательные теории мотивации