Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:24, курсовая работа
Продвижение к цивилизованному рынку имеет целью экономическую стабилизацию, появление совершенного законодательства, нормальной конкурентной среды, изобилие материальных факторов производства, доступность предметов потребления. По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………4
1.1.Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты управления персоналом……………………………………………………...4
1.2.Стили управления……………………………………………………….10
1.3.Социально-психологические методы повышения эффективности работы персонала…………………………………………………………………….13
1.4. Психологические методики набора и отбора персонала…………….19
ГЛАВА 2. . СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГОПИТАНИЯ ООО «АКСИОМА» РЕСТОРАН «ГУД-ЛАНЧ»……………………………………………………………………….21
2.1. Информация о ресторане……………………………………………….21
2.2. Мотивация поведения персонала……………………………………...22
2.3. Описание объекта и метод исследования……………………………..23
2.4. Вывод…………………………………………………………………….23
2.5.Заключение…………………………………………………………….…24
Список используемой литературы………………………………………….25
Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
техникум технологии и сервиса в селе Большое Нагаткино
Специальность: 100114 «Организация обслуживания
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 02.03
«Менеджмент и управление
в организациях общественного питания»
на тему
«Социально-психологические аспекты управления персоналом»
Выполнила студентка: Артемьева Екатерина Станиславовна
Курс: 3
Группа: М-3
Подпись студента _____________
Дата сдачи работы « ___» ___________ 20 __ г.
Дата защиты: «___» ___________ 20 __г.
Оценка: _________
Большое Нагаткино
2014 год
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………4
1.1.Лидерство, влияние и власть как социально-психологические
аспекты управления персоналом……………………………………………………
1.2.Стили управления……………………………………………………
1.3.Социально-психологические методы
повышения эффективности работы персонала………………………………………………………
1.4. Психологические методики набора и отбора персонала…………….19
ГЛАВА
2. . СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГОПИТАНИЯ ООО «АКСИОМА» РЕСТОРАН
«ГУД-ЛАНЧ»……………………………………………………
2.1. Информация о ресторане……………………
2.2. Мотивация поведения персонала……………………………………...22
2.3. Описание объекта и метод исследования……………………………..23
2.4. Вывод…………………………………………………………………
2.5.Заключение…………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Все, что нас окружает, все достижения цивилизации – это продукт деятельности человека.
Продвижение к цивилизованному рынку имеет целью экономическую стабилизацию, появление совершенного законодательства, нормальной конкурентной среды, изобилие материальных факторов производства, доступность предметов потребления. По опыту стран с развитым рынком, основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду, профессионализм и творчество работников. Западный бизнес все более склонен считать, что неполное использование кадрового потенциала – это упущенная выгода, а неправильное, неграмотное использование, эксплуатация, пренебрежение к работникам – путь к прямому ущербу.
Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.
Социально – психологические аспекты управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. д.). Специфика этих аспектов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
И хотя социально – психологические аспекты управления персоналом являются косвенными по воздействию на работников, но все же в некоторых случаях сила их управленческого воздействия не уступает экономическим и административным аспектам управления персоналом.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Понятие интереса к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру аналогично понятию интереса к качеству продукции в экономике.
Лидерство неотделимо от управления персоналом, сложившейся на предприятии ситуации, личности, коммуникаций.
Менеджмент – не только наука, но и искусство, практика, опыт. Такая неоднозначность отражается и на лидерстве: речь идет о формальном и неформальном лидерстве.
Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации. Однако компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс организации и наделить полномочиями ее персонал.
Обеспечить лидерство только мотивационными успехами руководителям сегодня не удается.
Достаточно вспомнить, что в качестве самостоятельных направлений деятельности существует менеджмент – ситуационный, конфликтный, кризисный, стратегический, инновационный, финансовый, проектный, инвестиционный и т.д.
Лидерство имеет отношение к каждому из них, но его природа наиболее тесно связана с менеджментом персонала. Она смыкается с феноменом руководства организацией, необходимостью активизации и развития персонала.
Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером – ключевое условие, чтобы стать менеджером. Суть лидерства состоит в наличии последователей.
Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность1.
Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом, формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого (преимущественно социально-психологическая сторона управления).
Лидерство – это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.
Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации системы управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства (преимущественно организационно-техническая сторона управления, бизнес).
Деловая активность – это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).
Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.
Организация – сложная, динамичная, открытая система. Принятие решений в одной подсистеме вызывает реакцию в другой. Поэтому лидерство и деловая активность – две стороны единого процесса руководства.
Современные определения лидерства многогранны и не отличаются единством подходов. Их можно в общем виде представить в таблице 1.12.
Основные направления лидерства
Таблица 1.1
Концепция |
Характеристика |
Приоритетные области и условия |
Лидерство на основе власти, силы (должности) |
Отношения власти «сверху вниз». Доминирование одного над другими. Отношения неравенства. Давление на подчиненных. Ориентация на достижение целей лидерства. Проблема наличия последователей. Преобладание принудительной власти над поощряющей. |
Вооруженные силы, хозяйственная деятельность в экстремальных условиях |
Поведенческая концепция |
Лидерское поведение – это действия по координации работы группы, например, распределение обязанностей, мотивация, критика |
Социальная сфера, экономика, свободная конкуренция |
Лидерство на основе техники групповой работы по достижению целей |
Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы и кто знает, как, какими методами или инструментами достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Лидерство возникает из активного процесса взаимодействия людей в группе, эффективно действующий член группы становится лидером, потому что другие воспринимают его как человека, подходящего на роль лидера |
Хозяйственная деятельность в гибких адаптивных организациях |
Лидерство как влияние |
Лидером является тот, кто оказывает наиболее сильное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникации. Чем больше сфера влияния, тем устойчивее поведение лидера. Каждый имеет свою степень влияния на поведение группы. Попытка изменить поведение других – это попытка лидерства |
Политическая сфера, хозяйственные системы |
Лидерство через убеждение |
Вместо искусства принуждения (управления) возникает знание человеческой природы и влияние на людей убеждением |
Политика, общественная деятельность. Религиозная сфера. Предпринимательство |
Лидер как достижение согласия |
Достигается максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия. Здесь выделяется нравственный аспект лидерства, который может служить оправданием администрированию и авторитаризму |
Все сферы деятельности человека |
Основные теории лидерства
Таблица 1.2
Теория лидерства |
Характеристика теории |
Важнейший элемент лидерства | |
Качеств лидера |
Роль личности, одаренной лидерскими чертами, например, активностью, интеллектом, ответственностью, влиянием на сотрудников |
Лидер | |
Ситуационная |
Лидерство развивается согласно природе группы и ее задачам. Ситуация дает возможность выдвижения людей на лидерские позиции. Качества лидера производны от ситуации |
Ситуация, задача, группа | |
Личностно-ситуационная |
Лидерство является результатом взаимодействия между личностями, а группа – условием и механизмом достижения личностных и общих целей. Группа – это система взаимоотношений, которые выделяют лидера. Каждый оценивается другими по его способности удовлетворить потребности группы |
Группа | |
«Кредита доверия» |
В основе – личностно-ситуационная концепция, определение степени выбора свободы лидера. Кредит доверия – это неформальное право лидера на нестандартное поведение. Лидерство на основе соответствия ожиданий группы и социального статуса лидера. Периодическое смещение лидера по мере изменения ситуации и потери уважения последователей |
Ситуация, последователи | |
Случайностей |
Основана на соответствии качеств потенциального лидера особенностям ситуации |
Задача |
Типы лидеров и их характеристика
Таблица 1.3
Тип лидера |
Характеристика лидера |
Ведущие за собой |
Наиболее распространенный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство – их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят к ним с опытом |
Организаторы групп |
Основное качество – знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах |
Исполнители |
Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает собственная энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив |
Дипломаты |
Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз |
Генераторы идей |
Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность |
Продавцы идей |
Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих и чужих эмоций |
Синтезаторы |
Умеют выделить самое главное даже из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое |
Разъяснители |
Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации |
Таким образом, лидерство многоаспектно, причем не все аспекты равнозначны, однако все признают наличие влияния одного или нескольких человек на преобладающее большинство других членов группы или предприятия в целом.
1.2.Стили управления
Стили управления персоналом – совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации определяется как стиль руководства. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий сложившийся ситуации, способен преодолеть трудности и привести систему к неожиданно высоким конечным результатам.
Стили управления персоналом определяются рядом факторов: тип личности руководителя, уровень его воспитания, накопленный опыт, условия работы предприятия, стадия развития коллектива. Эффективность стилей управления определяется показателями деятельности организации, психологическим климатом в коллективе, текучестью кадров, уровнем конфликтности в коллективе, исполнительской дисциплиной.
Четко классифицировать стили управления весьма трудно, так как каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами.
Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и пассивный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность). Эта классификация разработана американским ученым К. Левиным3.
Рассмотрим стили управления по трем характеристикам: природа стиля, сильные и слабые стороны.
Авторитарный стиль.
Природа стиля. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Цели и средства определяет руководитель. Потоки информации идут преимущественно сверху, обратная связь работает слабо.
Информация о работе Социально-психологические аспекты управления персоналом