Социально-психологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:05, реферат

Краткое описание

В современных условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения.
Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах (социальное государство) с рыночной экономикой (социально ограниченный рынок), устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп (социальное партнерство).

Содержание

Введение 3
Понятие социального менеджмента 4
Законы и принципы социального управления 7
Доктрина социального менеджмента 9
Принципы социального управления 12
Методы социального менеджмента 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

социально-психологические основы менеджмента.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание:

Введение   3

Понятие социального менеджмента 4

Законы  и принципы социального управления 7

Доктрина  социального менеджмента   9

Принципы  социального управления 12

Методы  социального менеджмента 13

Заключение   18

Список  использованной литературы  19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Каждый  из нас живет в системе управленческих и организующих отношений, которые  становятся все более сложными, и  никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации  не может быть адекватным тем многообразным и неординарным ситуациям, которые определяют стратегии регулирования или принятия единственно правильного решения.

Следовательно, чтобы избежать управленческих ошибок, необходимо руководствоваться теорией  управления, общими законами и принципами науку. 

В XXI в. России в первую очередь предстоит  понять, что в свете глобальных требований времени должен появиться  принципиально иной тип управления, в центре которого — целостная  глобальная система: Биосфера—Общество—Человек. Ключевое место в этой системе занимает человек. Именно управленческий ресурс как интегрально-интеллектуальный наряду с человеческим сегодня становится определяющим. Их неэффективное использование ведет к стагнации общественного развития, является тормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые беды национальной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин эти социальные

ресурсы общества пока заторможены. Раскрыть их — задача первостепенной значимости.

В современных  условиях процесс формирования управленческой культуры, управленческих знаний должен быть направлен на социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения.

Такой стиль управления стал нормой в цивилизованных странах (социальное государство) с рыночной экономикой (социально ограниченный рынок), устоявшимися взаимоотношениями классов и социальных групп (социальное партнерство).

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие социального менеджмента

Теория  и практика современного менеджмента  формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.

В социальном управлении осознан факт: высокое  качество жизни населения — не только цель общественного развития, но и современный механизм получения  высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем. В сегодняшней управленческой практике задаются социальные приоритеты, разрабатываются социальные технологии

(информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).Социальная сфера  управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца-менеджера — специалиста в этой области. В структуре отраслей научных знаний важное место принадлежит социальному

менеджменту.

Социальный  менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на создание благоприятной для человека социальной среды, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное использование самого богатого и неограниченного из всех ресурсов — человеческого.

Основная  задача, которую решает социальный менеджмент, —

это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуществляющими сознательное воздействие на объект управления.

Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и  планомерно организует деятельность общества для достижения поставленных целей.

Объектом  социального менеджмента являются общественные отношения и соответствующие им процессы. Становление и развитие социального менеджмента связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.

К их числу  следует отнести:

а) происходящие планетарные изменения в природной  среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, нарастание парникового  эффекта и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение

площади лесов и деградация почв, нарастающее  загрязнение почв, воды и атмосферы  токсичными отходами человеческой деятельности);

б) резко  растущая социальная дифференциация как  между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

в) быстрый  рост численности населения Земли  при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г) расточительный режим расходования не возобновимых природных ресурсов, не учет в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

В результате возрастает противоречие между личностью  и обществом —одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является в конечном счете причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбалансированности социального  пространства являются также:

•неразвитость экономических структур, окружающих человека;

•нарушение  социальных приоритетов, неадекватность

средств социальной защиты;

• характер политической организации общества, политического режима, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

• низкий духовный потенциал, недостаточная  управленческая культура субъектов  деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

 

Управление  как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.  В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения

поставленных  целей. Объективная необходимость  управленческого труда порождает  особую группу работников — управляющих.

 Необходимость  социального управления обусловлена прежде всего разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации.

Следовательно, как совместный труд людей составляет основу

всякого человеческого общества, так и  управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое  понятие управления — воздействие.

 Основным элементом управления является целеполагание.

Целополагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Содержание  социального управления в основном, главном

определяется  качеством целеполагания, которое, в свою очередь,

обусловлено тем, насколько в поставленных целях (сегодняшних,

среднесрочных, стратегических) наиболее точно и  полно выражены коренные потребности  и интересы всего общества, его  отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

Итак, уже  само целеполагание есть одно из средств, которое

оказывает воздействие на людей, их поведение  и жизнедеятельность. И это воздействие  будет тем сильнее, чем в большей  мере

поставленные  цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные )

Стимулы есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. представления какихлибо жизненных гарантий по результатам активных действий в

соответствии  с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.

Итак, стимулы  неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, Я-концепцию и т.п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что     в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении.

Теория  мотивации становится все более  важным, хотя и не

единственным  средством управленческого воздействия.

 Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления — имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др.

Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные отношения.

Помимо  отношений субординации типа руководители –подчиненные существуют отношения  координации, или отношения между  находящимися на одном иерархическом  уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий, нацеленных на решение совместных задач руководства

или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может

рассматриваться как относительно самостоятельная  с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.      

Итак, основные задачи управления решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества  возможных вариантов. 

Законы  и принципы социального управления. 

Законы  социального управления

Эти законы выражают внутренние, устойчивые черты, общие, существенные и необходимые  особенности процесса управления. Они  носят объективный характер и  не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность   людей в соответствие с объективными требованиями жизни. 

Закон необходимого разнообразия

Суть  этого закона состоит в том, что  управляющая подсистема

должна  обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управленческих решений с тем, чтобы успешно

 справиться  со сложностью системы и обеспечить  ее функционирование и развитие  в соответствии с заданной программой. Это

Информация о работе Социально-психологические основы менеджмента