Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2010 года проживает 38,7 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений………………………..5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований………………………………………………….....5
1.2 Особенности управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований………………………………………...10
1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России..................................................................15
Глава 2. Социально-экономическое положение Верещакского сельского поселения…………………………………………………………………………23
Глава 3. Совершенствоване механизма управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.................30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Обеспеченность сельского населения  врачами меньше в 4,7 раза, а средним  медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на две трети, их единовременная пропускная способность составляет 10-15 процентов норматива. Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

Сеть дошкольных образовательных  учреждений по сравнению с 1990 годом  сократилась наполовину. Численность  детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов. В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году, соответственно, 292 учреждения и 144 школы.

В результате сокращения сети сельских общеобразовательных учреждений и  недостаточной организации доставки детей к ним обострилась проблема доступности для сельского населения услуг образования.

Сеть сельских клубов и домов  культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.

В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число  поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.

В связи с увеличением  торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского  населения резко сократилась  сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.

Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть  воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических  сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.

В сельской местности  газифицировано 75 процентов площади  жилых домов, но только две пятых  этой площади газифицированы природным  газом.

Централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений (31,8 процента), канализацией - 6,4 тыс. (4,5 процента). Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, 36 процентов протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате три четверти сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.

Основная масса сельского  населения живет в условиях ограниченного  информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности  сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального  обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья и  нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.

Неблагоприятная демографическая  ситуация, вследствие которой прогрессирует  сокращение численности сельского  населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами в сельском хозяйстве.

Разработка и реализация моделей местных систем расселения с опорой на городские и другие крупные поселения позволят существенно  улучшить обслуживание сельского населения, реально сократить имеющиеся  серьезные различия в этом отношении между городом и деревней. Сельский житель по примеру развитых зарубежных стран не будет ощущать оторванности от цивилизации, что окажет позитивное влияние на закрепление кадров, особенно молодежи, в сельских поселениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социально-экономическое положение  Верещакского

сельского поселения

 

Одним из основных критериев  социально-экономического развития сельских муниципальных образований является оценка социальной инфраструктуры территории. Экономико-географическое положение территорий, в современных условиях, зачастую является определяющими при формировании элементов социальной инфраструктуры.

Территорию сельского  поселения составляют исторически  сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития сельского поселения, земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе территории населенных пунктов: с.Верещаки, пос.Грозный, пос.Махоновка, пос.Триголов, пос.Новые Катичи, д.Несвоевка, с.Вихолка, с.Катичи,  не являющихся муниципальными образованиями.

 

Сельское хозяйство

Сельскохозяйственные  угодья по сельскому поселению  занимают  - 9248 га, в структуре сельскохозяйственных угодий пашня составляет  - 5275 га,  девяносто пять процентов которой обрабатывается. Под посевами зерновых и зернобобовых культур занято более 53,4 % пашни или 2816 га,  под картофелем 80 га,  под кормовыми культурами 2379 га. Посевные площади  не уменьшаются на протяжении нескольких лет.

Валовое производство зерна  существенно не изменяется в течении  ряда лет  и остается на уровне 3 – 4,5 тыс. тонн.  В 2010 году сельскохозяйственными  предприятиями намолочено –  3929 тонн зерна.            Урожайность на протяжении ряда лет не превышает 15 ц/га, что объясняется как объективными причинами - бедные по составу почвы – песчаные и супесчаные, так и субъективными причинами – недостаток денежных средств у сельхозтоваропроизводителей района  не позволяет применять удобрения в достаточном  объеме и внедрять передовые технологии.

Валовой сбор картофеля  в 2009 году составил 358 т.  против 492 т.  в  2008 году, а в 2010 году – 429 тонн.

Основные направления  развития отрасли животноводства в  районе: молочно-мясное разведение, выращивание  крупного рогатого скота  и откорм свиней.

В СХПК «Родина» в 2009 году, с привлечением субсидий из областного бюджета, проведена реконструкция  молочно-товарной фермы, что позволило увеличить  дойное стадо на 500 голов.

Производство мяса за 2009 год к уровню прошлого года составило 89% или 290 тонн.

Среднесуточный привес по КРС за 2010 год составил – 251 грамм, что на 5 процентов больше уровня 2009 года.

Среднесуточный привес   свиней  составил  - 301 грамм, что почти на 9 процентов ниже уровня 2009 года.

Основная причина сокращения  объемов сельскохозяйственного  производства - недостаток рабочих  кадров. Отрицательным фактором является невысокий уровень заработной платы в сельскохозяйственной отрасли, за  2010 год она составила- 6224 руб.,  однако к предыдущему году темп роста - 124,1 %.

За последние четыре года  при поддержке администрации  области  для обновления и пополнения материально-технической базы получено 6 комбайнов, только в 2010 году для укрепления материально-технической базы сельхозпредприятий  были получены 2 зерноуборочных комбайна,   трактора МТЗ-1221 и К-744, в 2009 - два трактора  МТЗ - 82,6, автомашина «КАМАЗ».

За счет субсидий, предусмотренных  по областной целевой программе «Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, в 2007-2011 г.»  для МТС закуплено 5 единиц сельскохозяйственной техники - один комбайн КСК – 600 и четыре трактора «Белорус», на сумму более 3,5 млн. рублей.  Продолжается  сотрудничество с «Росагролизингом», поданы заявки на приобретение 7 единиц техники.

 

Потребительский рынок

На территории сельского  поселения  функционирует 5 торговых предприятия, из них 3 по торговле  продовольственными, 2 – промышленными товарами. Ритмичная работа предприятий РАЙПО  способствует высокой наполняемости  товарами сельских магазинов.

Видовая структура объема платных услуг носит устойчивый характер и в основном сформирована за счет услуг, обязательных к оплате (жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, пассажирского транспорта).

 

Инвестиции

В 2010 году год инвестиции  составили 9 млн. руб. Из общего объёма  инвестиций  66,4 % процента направлено на приобретение машин и оборудования, на перевод скота в основное стадо. Сданы в эксплуатацию топочная Дома Культуры с. Верещаки и 14,4 км водопроводных сетей.

С привлечением средств  Фонда содействия реформирования ЖКХ  в 2009 году проведен ремонт жилого дома в селе Катичи на 1,2 млн. руб.

Строительство нового жилья  в районе  ведется крайне мало,  однако  за счет сданных квартир  и домов  в связи с переселением  из  чернобыльской зоны  в каждом поселении  у граждан есть выбор: в 2010 году 24 семьи улучшили жилищные условия, из них 9 – это молодые семьи.

 

Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в поселении характеризуется  крайне низкими параметрами воспроизводства  населения, отрицательной динамикой  и сокращением численности, вялотекущими миграционными процессами. Демографическая обстановка, сложившаяся в поселении, пока не дает повода для самоуспокоенности, как и в целом по стране, преобладает негативная тенденция превышения смертности над рождаемостью.  

Если в последние  годы  низкий уровень рождаемости  в большей мере связан с социальной и экономической нестабильностью в обществе, то общая смертность  населения в значительной степени обусловлена, наряду с этими факторами,  повышением уровня общей заболеваемости и процессом старения населения.

Для сохранения численности населения, особенно трудоспособного возраста,  необходимо предложить рабочие места с достойной заработной платой. Определенный положительный вклад в стабилизацию демографической ситуации вносит реализация национальных проектов.

Численность  постоянного населения поселения  продолжает снижаться, но с определенным замедлением процесса: за 2008 год минус 2,7 процента; за 2009 год – 0,8 процента, за 2010 год – 0,7 процента.

Для обеспечения более  существенных изменений тенденций  развития демографических процессов понадобится длительный период стабильного социально-экономического развития и внимания государства к проблеме народосбережения.

 

Образование

Решение социальных  проблем  для  органов местного самоуправления является приоритетным  направлением  деятельности.

На территории поселения  работают следующие бюджетные учреждения:

- Верещакская  средняя общеобразовательная школа, 97 учащихся с двумя детсадовскими группами 45 детей;

- Катичская  средняя общеобразовательная школа, 67 учащихся;

- Катичский детский сад,  30 детей;

- 2 сельских дома культуры;

- 2 филиала МУ «Межпоселенческая  центральная библиотечная система»;

- 3 ФАПа.

В районе реализуется  целевая программа «Одаренные дети», которой предусмотрены выплаты  в размере 1 тыс. рублей учащимся за высокие результаты в учебе, спорте, культуре, общественной жизни.

В рамках реализации приоритетного  национального проекта «Образование»  за счет средств федерального бюджета  в 2010 году  в Верещакскую среднюю  общеобразовательную школу приобретены  кабинеты химии, физики, географии, биологии, русского языка.

Для организации учебного процесса и развития детей  в школах используется 30 компьютеров,  один компьютер  на 6 учащихся.

В школах организовано  горячее питание,  стоимость продуктов  на 1  обед  школьника  около 15 руб., дошкольников 27 рублей финансируется из областного, районного  бюджетов  и средств родителей,  по отдельным статьям идут расходы на содержание столовых и  обслуживающего персонала.

Самой острой проблемой  остается обеспечение пожарной безопасности зданий. Кроме того, практически все здания необходимо профессионально отремонтировать с использованием современных  негорючих материалов, а также исполнить  постоянно дополняющийся перечень требований пожарных инспекторов.

 

Социальная политика

Приоритетными направлениями в работе органов социальной защиты населения в 2008 - 2010 годах являлись: стационарное и нестационарное социальное обслуживание населения, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставление льгот и компенсаций соответствующим категориям населения, реабилитация инвалидов, адресная социальная помощь малообеспеченным категориям населения.

Информация о работе Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)