Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента. Проблемы российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее приемлемой модели для России на данном этапе социально-экономического развития в процессе сравнительной характеристики американской и японской моделей менеджмента.
Задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом:
Охарактеризовать американскую модель менеджмента;
Рассмотреть особенности японской модели менеджмента;
Провести сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента;
Проанализировать возможность применения данных моделей в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Характеристика американской модели менеджмента 5
1.1 Особенности американского менеджмента 5
1.2 Применение американской модели менеджмента. Ford Motor Company 11
Глава 2 Характеристика японской модели менеджмента 15
2.1 Особенности японской модели менеджмента 15
2.2 Успешный опыт Toyota Motor Corporation 19
Глава 3 Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента 22
Глава 4 Использование зарубежного опыта для решения проблем российского менеджмента 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 197.74 Кб (Скачать файл)

 

В таблице приведено сравнение  японской и американской моделей  менеджмента по некоторым критериям, позволяющим выделить достоинства  и недостатки каждой из них.

Главная цель фирмы американской модели - это рост прибыли и дивидендов индивидуальных вкладчиков. А в японской модели - рост  прибыли и благосостояния всех работников.

Структура управления американской модели строго формализована, а в  японской модели - гибкий неформальный подход к построению структуры.

Кадровой политикой в  Американской модели является:

  • быстрая оценка и продвижение;
  • ориентация на индивидуальные навыки и инициативу;
  • подбор работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.;
  • нацеленность на индивидуальную, личную карьеру;
  • индивидуальная оценка работников по результатам.

Кадровой политикой в  Японской модели является:

  • медленная оценка и продвижение;
  • ориентация на способность осуществлять координацию и контроль;
  • широкое использование труда выпускников вузов и школ;
  • подготовка и обучение внутри фирмы без отрыва от производства;
  • продвижение по службе с учетом выслуги лет.

Принятие каких-либо решений  в американской модели осуществляет индивидуальный процесс. В японской модели - коллегиальный процесс.

Ответственность в американской модели является индивидуальной, а  в японской - коллегиальная.

Сопоставление японской и  американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить модель менеджмента в экономику  другой страны без учета ее специфических  условий и, прежде всего, психологических  и социально - культурных факторов.

В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы  выяснить сущность японских методов  управления и перенести положительный  опыт Японии на свои предприятия. Хотя в 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к  формированию организационных структур и др. В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы  к значительному успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно во время», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются в Америке, как и наоборот.

А что для себя может  перенять Россия? Приемлемы ли американская или японская модели менеджмента для российских предприятий? Попытаемся проанализировать российский менеджмент и возможность применения в России идей, положенных в основу этих двух моделей менеджмента.

 

Глава 4 Использование зарубежного опыта для решения проблем российского менеджмента

 

 

Проведение рыночных реформ в Российской Федерации требует  качественных изменений в системе  управления, что должно найти отражение в построении соответствующей модели российского менеджмента. И здесь существует несколько вариантов:

  1. копирование иностранной модели менеджмента
  2. адаптация иностранной модели менеджмента с учётом отечественных традиций и культуры
  3. создание собственной модели менеджмента.

Первый вариант автор  считает совершенно не уместным. При разработке национальной модели необходимо учитывать особенности экономики, политики, культуры и действие некоторых других факторов. Нельзя слепо копировать чужой опыт, а нужно перенимать идеи, положенные в разработку той или иной концепции. Поэтому здесь возможен второй вариант: адаптация иностранной модели менеджмента с учётом отечественных традиций и культуры, т.к. полное заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат.

 Тем более, не для  кого ни секрет, что в России  существует ряд серьёзных проблем:

- экономическая  и политическая нестабильность  в стране;

- высокий  уровень безработицы;

- высокий  уровень инфляции;

- низкая  платежеспособность многих организаций;

-несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования экономики;

- коррумпированность  государственных и местных органов  регулирования экономики;

- асимметричность  информационного пространства, деловой  информации, что крайне затрудняет  формирование сделок;

- неразвитость  рыночных отношений, инфраструктуры  рынка, информационной среды;  высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и  услуг;

- высокий уровень криминализации  экономики, незащищенность предпринимателей  от криминальных структур.12

Всё это явно не способствует возникновению  условий, при которых может быть применён опыт других развитых государств, в которых вышеперечисленные  проблемы экономического, политического, социального характер не стоят столь  остро либо же вообще отсутствуют.

Нельзя  забывать и о менталитете русского человека.

Соответствие  между менеджментом и менталитетом обуславливает относительно устойчивую систему производства, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению кризисных  ситуаций. Соответствие между менеджментом и менталитетом – одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых  отсутствием социальных конфликтов.

Если  говорить о России, то российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, доведением любой ситуации до крайности. Поэтому, если считать американский индивидуализм и основанный на нем  менеджмент одной крайней точкой, а японский, базирующийся на коллективизме, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающей себе дорогу в условиях формирующегося рынка. Исходя из этого, мы считаем, что основная тенденция становления русского менталитета – постепенное и неуклонное движение к индивидуализму в сторону американской ментальности и постепенное отклонение от японской.

Рис. 4. Ментальность13

 

Сегодня руководство российских компаний понимает, что привлечь настоящего профессионала можно только с  помощью сильной мотивации. Наряду с этим многие крупные российские компании внедряют различные системы  поощрения сотрудников. Например, материальные премии, корпоративные мероприятия, тренинги, семинары, в общем, все, что делает сотрудника лояльнее к организации и повышает его профессиональный уровень.

Одной из важных проблем, мешающих формированию российского менеджмента, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров: руководителей среднего и высшего звеньев. Одним из путей решения этой проблемы может как раз стать рациональное использование американской модели менеджмента с учётом внутренних особенностей развития России. Автор считает возможным формирование заработной платы на основе результатов выполненной работы, эффективности деятельности менеджера или сотрудника в соответствии с целями организации.

 

Таким образом, автор придерживается той позиции, которая предполагает создание российской модели менеджмента, учитывающей положительный опыт иностранных компаний в области управления и особенности развития российской экономики, культуры.

Если  выбирать между японской и американской моделью менеджмента, то для России наиболее уместна последняя. Это связано с тем, что российские служащие в настоящее время не способны в полной мере раствориться в организации, в которой они работают. Прежде всего, они учитывают свои цели и пожелания, а затем уже цели компании. Им присущ индивидуализм, что характерно для американского менеджмента, но никак не для японского. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В работе был проведен анализ американской и японской моделей  менеджмента. Изучение передового опыта  является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном  анализе любых систем управления необходимо иметь в виду, что чисто  механическое применение той или  иной системы управления еще не гарантирует  высокой эффективности. Эффективность  производственной организации обусловлена  не столько использованием той или  иной системы управления, сколько  тем, как приспособлены ее элементы к экономическим условиям, в которых  функционирует организация.

Общей теории менеджмента, пригодной  для всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы  менеджмента со своими неповторимыми  особенностями, поскольку учитывают  определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и  применять ее в другой стране. Процесс  формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

Проблема  использования опыта, накопленного зарубежными фирмами в области  менеджмента, в последние годы стала  особенно актуальной. В России традиционно  ведутся споры, использовать ли ей иностранный опыт или идти собственным путем. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, следует в разумных соотношениях использовать обе стратегии, учитывая особенности внутренних факторов страны.

Российское предприятие, полностью отвечающее за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

У России есть  потенциал  к формированию эффективной модели менеджмента.

Тем не менее, России не хватает  отказа от узкой специализации, универсального развития работника и связанной с таким развитием стабильной занятости, обучения в процессе работы, что является стержнем японского менеджмента, а также выполнения работы на основе четкого исполнения должностных инструкций, формирования оплаты труда по результатам деятельности, присущих американскому менеджменту.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/И. Ансофф. – СПб: Изд-во "Питер", 1999.
  2. Бартов Е. Качество – главная ценность в японских компаниях/Е. Бартов//Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №39. - С.17.
  3. Виханский О. С., Наумов, А. И. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006.
  4. Грейсон Д. Американский менеджмент на пороге XXI века/ Д. Грейсон, К. О'Делл.  – М.: Экономика, 1991.
  5. Димов В. Два гиганта. Россия и США в анналах истории и демократии/В. Димов. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 416
  6. Дорофеева Л. И. Менеджмент/Л.И. Дорофеева. – М.: Эксмо, 2007.
  7. Керженцев П.М. Принципы организации/П.М.Керженцев. - М.: Экономика, 2008.
  8. Коротков Э.М. Исследование систем управления/Э.М. Коротков. — М.: "ДеКА", 2008.
  9. Майер Д. Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota/Д. Майер, Д. Лайкер// МЭО. - 2008. - №17.
  10. Масааки И. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний/И. Масааки. – М.: Экономика, 2007.
  11. Полянчева А.Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка его использования в российских условиях/А.Г. Полянчева //Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 2.
  12. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента/А.В. Попов.   — М.: Изд-во МГУ, 1991.  
  13. Семенова И.И.    История менеджмента: учебное пособие для вузов/ И.И. Семенова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  14. Тайити О. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства/О. Тайити. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008.
  15. Томилов В.В. Менеджмент/В.В. Томилов. - М.: Юрайт - Издат, 2003.
  16. Шонбергер Р. Японские методы управления производством/Р. Шонбергер. - М.: Экономика, 2001.
  17. Якудзе Э. История Toyota/Э. Якудзе// МЭО. - 2008. – №14.
  18. Майер Д. Талантливые сотрудники. Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota/Д. Майер// МЭО. -2008. - №17. – С.24.
  19. Ассоциация Европейского Бизнеса в Российской Федерации [Электронный ресурс]/ AEB. - Электрон. ст. – Россия. - URL: http://ru.aebrus.ru/, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. англ.,  рус. – (Дата обращения: 07.03.2012).
  20. Веретнов В. Японский  опыт в  управлении бизнесом [Электронный ресурс]/ В. Веретнов. - Электрон. ст. – Россия, 2012. - URL: http://vveretnof.ucoz.ru/publ/japonskij_menedzhment/1-1-0-3, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 22.04.2012).
  21. Модели менеджмента [Электронный ресурс]/Экономика фирмы. - Электрон. ст. – Россия. - URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/modeli-menedzhmenta.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 30.03.2012).
  22. Особенности и основные черты японского менеджмента [Электронный ресурс]/Азиатская библиотека. - Электрон. ст. – Россия, 2001. - URL: http://asiapacific.narod.ru/countries/japan/managment.htm, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 28.03.2012).
  23. Партисипативное управление [Электронный ресурс]/Энциклопедия менеджмента. - Электрон. ст. – Россия, 2012. - URL: http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/partisipativnoe-upravlenie.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 30.04.2012).
  24. Самые продаваемые автомобили в России [Электронный ресурс]/ Мой Бирск. - Электрон. ст. – Россия. - URL: http://moybirsk.ru/content/samye-prodavaemye-avtomobili-v-rossii, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 07.03.2012).
  25. Сделано в Японии (Морита Акио) [Электронный ресурс]/Деловой интернет-журнал. - Электрон. ст. – Россия, 2010. - URL: http://youcapital.ru/index.php?do=files&op=read&fileid=1576&p=48, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 20.03.2012).
  26. Японский менеджмент [Электронный ресурс]/Эффективная производственная система. - Электрон. ст. – Россия, 2010. - URL: http://www.ssman.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=2, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 20.04.2012).
  27. Dao Tayota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира (часть вторая) [Электронный ресурс]/Мастерская своего дела. - Электрон. ст. – Россия, 2012. - URL: http://msd.com.ua/tojota/14prinmenedj2/, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 21.04.2012).
  28. Ford [Электронный ресурс]/Ford Motor Company. - Электрон. дан. – Россия, 2012. - URL: http://www.ford.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 29.04.2012).
  29. Google [Электронный ресурс]/Google. - Электрон. дан. – Россия. - URL:   http://www.google.ru , свободный. – Загл. с экрана. -  Яз. рус. – (Дата обращения: 28.04.2012).
  30. Toyota [Электронный ресурс]/ ООО "Тойота Мотор". - Электрон. дан. – Россия, 2012. - URL: http://www.toyota.ru , свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 20.04.2012).

 

 

 

 

 

 

1 Грейсон Д. Американский менеджмент на пороге XXI века/ Д. Грейсон, К. О'Делл.  – М.: Экономика, 1991

2 Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/И. Ансофф. – СПб: Издательство "Питер", 1999

3 Стратегическая структура [Электронный ресурс]/Google. - Электрон. дан. – Россия. - URL: http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 28.04.2012).

4 Партисипативное управление [Электронный ресурс]/Энциклопедия менеджмента. - Электрон. ст. – Россия, 2008-2012. - URL: http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/partisipativnoe-upravlenie.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 30.04.2012).

5 Профессиональная компетентность [Электронный ресурс]/Google. - Электрон. дан. – Россия. - URL: http://www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус. – (Дата обращения: 28.04.2012)

6 Ford [Электронный ресурс]/ Ford Motor Company. - Электрон. дан. – Россия, 2012. - URL: http://www.ford.ru/ , свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 29.04.2012).

7 Составлено автором

8 Сделано в Японии (Морита Акио) [Электронный ресурс]/Деловой интернет-журнал. - Электрон. ст. – Россия, 2010. - URL: http://youcapital.ru/index.php?do=files&op=read&fileid=1576&p=48, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 20.03.2012).

 

9 Toyota [Электронный ресурс]/ ООО "Тойота Мотор". - Электрон. дан. – Россия, 2012. - URL: http://www.toyota.ru , свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 20.04.2012).

10 Самые продаваемые автомобили в России [Электронный ресурс]/ Мой Бирск. - Электрон. ст. – Россия. - URL: http://moybirsk.ru/content/samye-prodavaemye-avtomobili-v-rossii, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 07.03.2012).

11 Составлено автором

12 Димов В. Два гиганта. Россия и США в анналах истории и демократии/В. Димов. – М.: Издательство МГУ, 2004. – С. 416.

13 Составлено автором

 


Информация о работе Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента. Проблемы российского менеджмента