Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа
Именно о стилях руководства будет идти речь в данной работе. Основные цели:
- раскрыть понятие стиля руководства;
- определить роль руководителя в деятельности предприятия;
- дать подробную характеристику одномерных и многомерных стилей руководства, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;
- выявить роль лидера в организации, ответив при этом на вопрос, всегда ли руководитель – это лидер, и любой ли лидер является руководителем;
- рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия……….3
1.1. Роль руководителя в деятельности предприятия………………………...3
1.2.«Одномерные» стили руководства………………………………………...4
1.2.1.Модель К. Левина…………………………………………………………4
1.2.2.Модель Лайкерта………………………………………………………….7
1.3.«Многомерные» стили руководства……………………………………….8
1.3.1.«Управленческая решетка» Р. Блейка и М. Мутона…………………….9
1.3.2.Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта…………………………………..11
1.3.3.Модель эффективности руководства Ф. Фидлера……………………...13
1.3.4.Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса…………………………..14
1.3.5.Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара…………………....15
1.3.6.Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона …………16
1.4.Руководитель и явление лидерства в организации………………………..18
1.5.Определение стиля руководства в ИП «Колорит»………………………...19
Глава 2. Дизайн кабинета руководителя……………………………………….20
2.1.Дизайн кабинета или рабочее место руководителя……………………….20
2.2.Рабочее место руководителя и его рациональная организация…………26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия……….3
1.1. Роль руководителя
в деятельности предприятия…………
1.2.«Одномерные» стили руководства………………………………………...4
1.2.1.Модель К. Левина……………………
1.2.2.Модель Лайкерта………………………
1.3.«Многомерные» стили руководства……………………………………….8
1.3.1.«Управленческая решетка»
1.3.2.Модель Р. Танненбаума и У. Шмидта…………………………………..11
1.3.3.Модель эффективности
руководства Ф. Фидлера……………………
1.3.4.Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса…………………………..14
1.3.5.Модель жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара…………………....15
1.3.6.Модель принятия решения руководителем Врума – Йеттона …………16
1.4.Руководитель и явление
лидерства в организации…………………
1.5.Определение стиля руководства в ИП «Колорит»………………………...19
Глава 2. Дизайн кабинета руководителя……………………………………….20
2.1.Дизайн кабинета или рабочее место руководителя……………………….20
2.2.Рабочее место руководителя и его рациональная организация…………26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Безумен тот, кто, не умея управлять собой,
хочет управлять другими.
/Публилий Сир/
В современном мире главным звеном любой цепи является человек. Именно ему отводиться главенствующая роль в решении социальных, экологических, политических, экономических, финансовых, производственных и прочих проблем и вопросов. К сожалению, существует множество примеров, когда власть попадает в руки неграмотного в данной сфере деятельности человека, и тогда последствия этой деятельности могут быть непредсказуемыми.
Бесспорно, работа организации,
достижение поставленных ею целей, морально-психологический
климат в ней во многом – результат
умелого или неумелого
Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, т.е.каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства.
Именно о стилях руководства будет идти речь в данной работе. Основные цели:
- раскрыть понятие стиля руководства;
- определить роль руководителя в деятельности предприятия;
- дать подробную характеристику
одномерных и многомерных
- выявить роль лидера в организации, ответив при этом на вопрос, всегда ли руководитель – это лидер, и любой ли лидер является руководителем;
- рассмотреть с точки
зрения стилей руководства
1.1. Роль руководителя в деятельности предприятия
Руководитель – это ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива.
Влияние, которое оказывает руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен отношением подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, руководителями равного уровня управления. Главной и определяющей должна быть формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет, усиливать его или ослаблять.
Основными
способностями руководителя являются:
решительность, смелость, способность
руководить, знания, способность понимать
и принимать решения, способность
убеждать и улаживать конфликты,
бодрость, оптимизм. При отсутствии
любого из этих качеств руководителя,
постоянно будут возникать
Главная составная часть трудовой деятельности руководителя – это организаторская работа. И важнейшая ее особенность состоит в том, что руководитель организует работу людей; взаимосвязывает работу человека и техники; организует людей на совместный, коллективный труд. Поскольку руководитель организует труд подчиненных, то и планирует работу коллектива. Важнейшими его обязанностями являются налаживание совместной деятельности, передача и распространение передового опыта, создание благоприятных условий для развития и реализации способностей каждого работника, формирование ответственного и рачительного отношения к ресурсам, обеспечение благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе. Методы управления руководителя должны быть ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п.
Среди средств, которыми пользуется руководитель, добиваясь высокой эффективности работы коллектива, важное место принадлежит контролю. Осуществляется он в форме взаимодействия подчиненного и руководителя. При этом необходимо соблюдать тактичность, культуру общения, сочетать требовательность к подчиненному с готовностью оказать ему помощь в выполнении работы. Подчиненными контроль воспринимается как оценка их труда, личного вклада в коллективный результат. Оценка работы членов коллектива зависит от профессиональной подготовленности руководителя: чтобы объективно оценить работу другого, надо быть самому квалифицированным специалистом. Справедливость оценки предполагает четкое разграничение недостатков, которые коренятся в профессиональной подготовке работника, и тех, что связаны с объективными условиями организации труда, качеством инструмента, сырья и т.п.
Большую роль во взаимоотношениях
между руководителем и
Несмотря на то, что руководителям на предприятиях отводятся схожие роли, каждый из них играет эту роль по-своему, исходя из выбранного им стиля управления.
1.2. «Одномерные» стили руководства
Используя для анализа
различные источники можно
1.2.1. Модель К. Левина
Изучение стиля руководства
и само возникновение этого понятия
связаны с именем известного психолога
К. Левина. В 30-е годы вместе со своими
сотрудниками провел эксперименты, и
определил три ставших
Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин.
Авторитарный стиль
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.
Появление руководителя-автократа
связано с особенностями его
характера. В большинстве случаев
это властные, настойчивые и упорные
люди, с преувеличенными
Демократический стиль руководства
(коллегиальный). Организации, в которых
преобладает данный стиль руководства,
характеризуются высокой
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется
в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.
Либеральный стиль руководства
(нейтральный, попустительский). Его
суть состоит в том, что руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые
При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Применение этого стиля
имеет все большее
Но такой стиль может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Сам же он делает вид, что власть находиться в его руках, а на самом деле все больше становится зависимым от своих помощников.
Становление руководителя-либерала
может объясняться многими
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.