Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:36, дипломная работа
Целью работы является проведение практического исследования деятельности организации и разработка основных рекомендаций по стратегическим направлениям ее развития.
Для достижения цели, перед написанием выпускной квалификационной работы, поставлены такие задачи:
1) определить сущности и содержание стратегии развития организации;
2) изучить модели разработки стратегии развития организации;
3) определить методы стратегического управления и планирования
Введение……………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические и методические основы стратегического управления……………………………………………………………….
7
1.1. Сущность и содержание стратегии развития организации………..
7
1.2. Модели разработки стратегии развития организации……………..
18
1.3. Методы стратегического управления и планирования…………….
29
2.
Анализ деятельности ООО "Арис-Про"…………………………….
37
2.1. Характеристика организации ООО "Арис-Про"…………………...
37
2.2. Анализ результатов деятельности ООО "Арис-Про"……………..
53
2.3. Изучение конкурентов ООО "Арис-Про"…………………………..
71
3.
Стратегические направления развития организации ООО
"Арис-Про"………………………………………………………………
77
3.1. Определение стратегической позиции ООО "Арис-Про"…………
77
3.2. Выявление сильных и слабых сторон организации ООО
"Арис-Про"………………………………………………………………...
81
3.3. Определение основных стратегических направлений организации ООО "Арис-Про"………………………………………….
87
Заключение…………………………………………………………………
96
Список использованных источников…………………………………...
101
Основываясь на философское значение категории, впервые понятия стратегического управления развитием, как способа самосохранения организации, введено Майерсом С.К. Его необходимо, определять не как смену показателей деятельности предприятия, а как цикличный этап его самосохранения. В книге "Стандартные правила корпораций", автор провел сравнивание стратегии развития предприятия с долгосрочным планом, ориентированным на адаптацию предприятия к постоянно меняющейся внешней среде. При этом, важным аспектом результативности стратегии развития является сохранение базовых финансовых показателей корпорации. Такая характеристика сущности стратегии является достаточно узкой. Она характеризирует, в большей степени, стратегию выживания организации, поэтому и не широко используется в экономической среде.
К наиболее характерным чертам процесса развития, согласно маржинальной теории, относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, развитость формы (цикличность), развертывание во времени.
Маржинальной точки зрения, придерживаются и отечественные ученные, среди которых: Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. «Развитие - движение вперед, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик предприятия, его эволюция, улучшение, совершенствование, прогресс, а также рост и расширение»4.
По мнению Смирнова Э.А. и Федорова Н.Н. развитие, в первую очередь, проявляется в изменение количественных показателей деятельности предприятия, расширении производственной структуры и инфраструктуры, увеличения количества отделений или представительств5.
В отличие от выше определенных авторов, на основании философской точки зрения, стратегию развития организации, как метода планирования и реализации горизонтальной диверсификации в деятельности организации проводят такие ученные, как Райан Б. К., Хесселбейн Ф. А., Найкан Д.Е..
По мнению авторов, стратегию необходимо рассматривать, как длительный план действий, нацеленный на поиск и реализацию возможностей расширения рынка предприятия за счет внедрения новых товаров или услуг6.
При этом стратегия предусматривает не развитие существующего ассортимента за счет внедрения новой техники или технологии, дополнения такого ассортимента товарами, что более совершенны по качеству, упаковке, или услуг с дополнительными сервисными бесплатными пакетами, а разработку именно новой продукции или услуги. Характеристика стратегии развития, на текущий момент, используется для определения сущности одного из видов стратегии развития – стратегии диверсификации.
В конце 70-х годов, в системе экономических знаний США, проведено структуризацию выше определенного направления развития организации и введены новые понятия диверсифицированного роста – централизованный, конгломератный и горизонтальный.
Наиболее четко стратегию централизованного диверсифицированного роста характеризировал Хорварт К.Д.. По мнению автора, централизованная диверсификация предусматривает, как поддержку (финансовую и инновационную) существующего ассортимента организации, так и постепенное производство новых номенклатурных единиц ассортимента7.
Наиболее трудной в реализации, но и наиболее выгодной при точных прогнозах, является конгломератная стратегия развития. По мнению известного экономиста Глеич Д.К., такая стратегия ориентирована на новый сегмент рынка, а успешность ее реализации зависит от умений менеджмента эффективно использовать ресурсы предприятия8. Такое определение сущности стратегии развития является более широким. Но, поскольку реализация стратегии, предусматривает использование только одной из возможных методик развития организации, она применяется для характеристики подвида стратегии развития "рост за счет новинки".
Значительное внимание теоретическому освещению категории "развитие" уделяют и современные российские ученые. В частности, Коротков Э.М. рассматривает развитие организации как «совокупность изменений, ведущих к появлению нового качества и укрепления производственно-коммерческой системы, повышения ее способности сопротивляться разрушительным силам внешней среды. Смирнов Е.А. определяет развитие, как необратимые, направленные, закономерные изменения в деятельности любого предприятия9.
Особенностью категории "развитие" является несоизмеримость времени. Несмотря на то, что всякое развитие осуществляется в реальном времени, а временной фактор выявляет направленность развития, в стратегическом управлении рассматривают два элемента – ход времени и процесс развития. Это объясняется тем моментом, что развитие того или иного объекта является функцией не объективного хода времени, как такового, а процессом жизнедеятельности самого объекта. В связи с этим Гапоненко А.Л. трактует развитие организации, как безвозвратное, направленное, закономерное изменение материальных объектов, осуществляемых в течение времени10.
Процесс развития организации характеризуется большим разнообразием конкретных видов и форм. Так, Масленикова Н.П., Беляев А.А., Коротков Э.М., Смирнов Е.А. Афанасьев Н.В., Рогожин В.Д., Рудыка В.И. выделяют две формы развития предприятия: эволюционную и революционную11. Эволюционная характеризуется постепенными количественными и качественными изменениями в показателях деятельности хозяйственного субъекта, а революционная - скачкообразным переходом от одного состояния к другому вследствие применения специальных методов управления, реализации тактик и стратегий развития.
Также выделяют прогрессивное и регрессивное развитие организации. Прогрессивное развитие организации - изменение качества системы от низшего к высшему уровню. Регрессивно измененные хозяйственные системы предполагают снижение качественного уровня продукции, услуг или товаров, деградацию организации, падение ее качественных и количественных характеристик.
Развитие организации может быть и экстенсивным: проявлением и увеличением уже имеющихся показателей (к примеру: увеличение фактических объемов производства или реализации к предыдущим (базовым), за счет увеличения производительности труда при продолжении рабочего дня, введения смен, полной загруженности существующего оборудования) или интенсивным - вызванным возникновением качественно новых форм организации или реализации труда (введение в эксплуатацию новых станков, использование инновационных методов продаж).
С другой стороны, развитие бывает или экзогенным - ненастоящим развитием, обусловленным только окружающим миром (например: инфляция вызывает увеличение стоимости услуг или продукции, в результате чего увеличиваются объемы реализации, за счет закрытия ряда предприятий – увеличивается доля организации в сегменте рынка) или эндогенным, - действительным развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося предприятия.
Коротков Э.М. различает три формы развития организации:
Основываясь на классификацию развития, согласно теории Короткова Э.М., разработано стратегию развития малого предприятия. Сущность данной стратегии сводится к тому, что для роста предприятию необходимо совершенствовать 3 базовых и главных показателя, а именно: проводить постоянное обучение и стимулировать деловое развитие кадров, на основании эффективного использования трудовых ресурсов – расширять сегмент существующего рынка, на основании возрастания финансовых показателей совершенствовать организационное управление предприятием. Рациональным такое определение сущности стратегии развития организации, является для малых предприятий, основным видом деятельности которой является коммерческая деятельность, а основной статье в расходах - расходы на оплату труда, при этом существующее ресурсы не позволяют расширять деятельность хозяйственного субъекта.
Беляев А.А. выделяет три главных направлений развития организации:
Гапоненко А.Л. предложил более комплексную классификацию видовых проявлений развития на уровне предприятия по следующим признакам:
Сущность теории развития предприятия и его классификации использованы для характеристики стратегии развития организации такими учеными, как: Бланк И.О., Ковалев В.В., Томпсон А.А. и Стрикленд А.Дж., Тренев Н.Н., Фатхутдинов Р.А., Шершнева З.Е..
Так, согласно Бланка И.О., стратегия развития организации является долгосрочным планом интенсификации его деятельности. При этом, главным признаком удачной реализации стратегии развития является локальное экстенсивное развитие. Такое определение сущности стратегии развития предприятия является неполным, поскольку касается только отдельных элементов предприятия и предусматривает наращивание объемов выпуска или реализации. При этом, показатели интенсификации производственно-реализационных процессов вовсе не учтенные. Не фигурирует в определение сущности и содержания стратегии развития организации и адаптивное развитие. Автор не принимает во внимания момент взаимодействия предприятия с внешней средой, а все абсолютные изменения в количественных показателях деятельности организации, которые возникают после первого этапа реализации стратегии, предлагает относить к показателям эффективности стратегии развития организации.
По мнению Ковалева В.В., стратегия развития является определением обобщенной модели действий хозяйственного субъекта нацеленных на распределение существующих в организации ресурсов и координацию распределения конечного продукта. Такое определение сущности стратегии развития более ориентировано на организационное развитие и предусматривает динамику интегральной полезности ресурсов хозяйственного субъекта. Сравнение автора стратегии развития с моделью предполагает объединение только таких ресурсов, как трудовые и материальные, при этом конечным результатом объединения должно стать расширение рынка сбыта организации. Как и Бланк И.О., Ковалев В.В. не принимает к учету воздействие внешней среды, а финансовые аспекты деятельности (объемы реализации, маржинальная и балансовая, чистая прибыль) в измерении эффективности реализации стратегии развития, не используются. Такое определение сущности стратегии может быть использовано при характеристике тактик деятельности предприятия, но без учета финансового и производственного рычага, не является достаточным для определения категории.
Маркетинговый аспект (сдвиги в потребительских характеристиках), четко выделенный в определение сущности стратегии развития предприятия Беляевым А.А., и приравнивается к количественному – экстенсивному.
Для определения сущности стратегии развития организации Томпсон А.А. использует понятие плана. Стратегия развития, по мнению ученного, это ничто другое, как долгосрочный план действий организации, нацеленный на усиление позиций на рынке за счет улучшения качества и увеличения количества предлагаемых услуг, товаров.
Подход Томпсона А.А. затрагивает стороны организационного развития предприятия и вместе с тем, касается момента инноваций в деятельности хозяйственного субъекта. Превентивное развитие организации, автор рассматривает, как результат потребительских ожиданий за счет информированности о новинках. Спонтанное развитие организации автор сравнивает с форс-мажорными обстоятельствами, при возникновении которых, стратегию развития необходимо тщательно проанализировать и видоизменить с учетом возникших угроз. Несмотря на то, что автор одним из первых, при характеристики категории "стратегия развития организации" применил понятие интенсивного развития, социальный аспект последнего не задействован в определение сущности, а из этого следует, что характеристика стратегии развития Томпсона А.А. дублирует тактику поведения и программы наращивания рентабельности, которые и так определены миссией хозяйственного субъекта. Согласно, мировой практики менеджмента, стратегия развития организации должна в комплексе характеризировать социальный (в плане, как потребителей, так и трудового персонала) и финансовый аспекты роста хозяйственного субъекта.
Информация о работе Стратегические направления развития организации ООО "Арис-Про"