Стратегические направления развития организации ООО "Арис-Про"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:36, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является проведение практического исследования деятельности организации и разработка основных рекомендаций по стратегическим направлениям ее развития.
Для достижения цели, перед написанием выпускной квалификационной работы, поставлены такие задачи:
1) определить сущности и содержание стратегии развития организации;
2) изучить модели разработки стратегии развития организации;
3) определить методы стратегического управления и планирования

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1.
Теоретические и методические основы стратегического управления……………………………………………………………….

7

1.1. Сущность и содержание стратегии развития организации………..
7

1.2. Модели разработки стратегии развития организации……………..
18

1.3. Методы стратегического управления и планирования…………….
29
2.
Анализ деятельности ООО "Арис-Про"…………………………….
37

2.1. Характеристика организации ООО "Арис-Про"…………………...
37

2.2. Анализ результатов деятельности ООО "Арис-Про"……………..
53

2.3. Изучение конкурентов ООО "Арис-Про"…………………………..
71
3.
Стратегические направления развития организации ООО
"Арис-Про"………………………………………………………………

77

3.1. Определение стратегической позиции ООО "Арис-Про"…………
77

3.2. Выявление сильных и слабых сторон организации ООО
"Арис-Про"………………………………………………………………...

81

3.3. Определение основных стратегических направлений организации ООО "Арис-Про"………………………………………….

87

Заключение…………………………………………………………………

96

Список использованных источников…………………………………...

101

Вложенные файлы: 1 файл

Методология и организация стратегического развития организации на прмере ООО АРИС-ПРО..doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Наиболее удачным, с использованием всех сторон характеристики категории "развитие организации", является определение сущности стратегии развития, проведенное Треневым Н.Н.. По мнению автора, стратегия развития – это специальных набор правил, которые используют при проведении всех аспектов организации и потребления ресурсов, производства конечного продукта.

Стратегия развития организации – это система целей и инструментов продвижении товаров и эффективного использование ресурсов. При этом дополнительная маржа, которая возникает при реализации стратегии, независимо от этапа, должна использоваться на укрепление организации и управляемости трудовыми ресурсами,  повышения функциональности работников, модернизации оборудования и совершенствования технологий, приобретения более качественных материалов и сырья. Результат эффективности стратегии должен соизмерятся с повышением качественных и количественных характеристик организационного, социального и финансового роста предприятия.

Совершенно новым подходом к определению сущности и содержания развития организации является подход, впервые обоснованный в 1981 году. В момент интеграции экономических процессов, ученный экономист Кембриджского университета Бислейн К.М. заявил, что возможным и единственным вариантом развития организации является постепенная экспансия и глобализация деятельности предприятия. По истечению времени, такой подход стал использоваться в больших холдингах и корпорациях, а в момент открытия отечественного рынка и развития предприятий – исследован и поддержан отечественными экономистами, среди которых Губернев А.К., Сидоренко В.Д.. На современном этапе развития экономической дисциплины, выше определенная характеристика используется при определения сущности видовой характеристики стратегий развития организации, а именно стратегии экспансии.

Выводы. Проведенное исследование сущности категории «развитие предприятия» с позиций взглядов ученых позволяет сделать вывод о том, что

не существует единого мнения относительно определения данного понятия.

На основании анализа можно предложить следующее определение развития предприятия: развитие - процесс совокупных изменений в социально-экономической системе предприятия, который направлен на переход в новое качественно-количественное состояние во времени под воздействием факторов внутренней и внешней среды. За основу для раскрытия темы стратегии развития предприятия принята сущность и классификация развития Гапоненко А.Л.. Она подробно раскрывает экономическую сущность и особенности развития хозяйственного субъекта, как открытой экономической системы. Характеристика сущности и содержания стратегии проведена множеством авторов, но в полном объеме, стратегию роста организации характеризирует определение  Тренева Н.Н.. Этот отечественный ученый, используя приемы и методику Стрикленда А. Дж. и Томпсона А.А., на основании особенностей национальной экономической системы, раскрыл особенности стратегии развития организации, характеризовал такое развитие и провел классификацию возможных стратегий.

 

    1. Модели разработки стратегии развития организации

 

Как определено в предыдущем параграфе дипломного проекта, стратегия развития предприятия – широкое понятие, которые используется для характеристики динамики качественных и количественных показателей хозяйственного субъекта. С точки зрения использования ресурсов деятельности, стратегия развития организации может быть направлена на накопление потенциала предприятия или на его использование.

С целью характеристики моделей разработки стратегии развития предприятия, используют такие виды стратегии, как развитие за счет повышения конкурентоспособности, за счет совершенствования

качественных характеристик существующего товара или разработки нового.

Для поддержания или повышения конкурентоспособности предприятия стратегия его развития может быть направлена либо на усиление сильных сторон предприятия, либо на нейтрализацию его слабых сторон. Единая точка зрения в современной литературе по вопросам стратегического управления относительно преимущества усиление сильных сторон или устранение слабых сторон предприятия отсутствует. С точки зрения ориентации на рынок, усилия предприятия могут сконцентрироваться на диверсификации или концентрации, причем объектом диверсификации или концентрации могут быть географический рынок, сегмент потребителей. Оба варианта выбора - диверсификация и концентрация - целесообразные и уместны только в единичных условиях, когда факторы оказывают позитивное влияние на развитие организации.

Модель выбора стратегии развития организации может быть описана графической схемой или математическим уравнением. С использованием выбранных характеристик стратегии развития предприятия, графическую модель выбора стратегии развития представим на рисунке 1.1.


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Модель выбора стратегии развития организации

 

На основании рисунка 1.1 можно определить, что выбор стратегии развития определяется точкой в заданном пространстве, которая характеризует наличие в стратегии трех характеристик. Для упрощения интерпретации модели выбора стратегии развития организации не зависимо от методики расчетов, модель устанавливают на бинарном уровне14.

Выбор стратегии развития предприятия обусловливается воздействием определенных факторов (таблица 1)

Таблица 1

Факторы влияния на выбор стратегии развития организации

 

Характеристика

Факторы

Усиление сильных сторон /

нейтрализация слабых сторон

Уровень устойчивости деятельности предприятия, наличие невоспроизводимых ключевых компетенций, агрессивность внешней среды, этап жизненного цикла.

Диверсификация / концентрация

Агрессивность внешней среды, наличие ресурсов, освоенность рынка, этап жизненного цикла, уникальность продукции, возможность получить конкурентное преимущество на выбранном узком сегменте рынка.

Планирование / реализация

Благоприятность конъюнктуры рынка, степень способности предприятия к развитию, этап жизненного цикла, агрессивность внешней среды.


 

На основании таблицы 1 можно определить, что внешняя и внутренняя среда имеет влияние не только на вид стратегии, но и на установление временных диапазонов ее реализации. Так, зависимо от стадии жизненного цикла, агрессивности внешней среды, совершив выбор того или иного вида стратегии развития организации,  менеджмент может заморозить проект, в связи с текущим состоянием организации.

Влияние каждого из указанных факторов на выбор стратегии развития

предприятия отражают графически (рисунок 1.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Влияние факторов на выбор стратегии развития предприятия в направлении усиления его конкурентоспособности

 

Итак, высокий уровень устойчивости деятельности предприятия способствует усилению ее сильных сторон, тогда как низкий уровень такой устойчивости требует устранения слабых.

Если предприятие имеет ключевые компетенции, то целесообразно такие компетенции развивать и поддерживать, то есть усиливать сильные стороны. Если же у предприятия ключевых невоспроизводимых компетенций нет, то следует устранять слабые стороны, а уже потом - развивать сильные.

Первичные факторы, которые приведены на рисунке 1.2 могут влиять на выбор стратегии развития организации, как непосредственно, так и косвенно. Так, независимо от степени влияния факторов на текущий момент, независимо от модели выбора стратегии, аналитик составляет прогноз возможности влияния того или иного фактора и на основании установленных данных определяет наиболее результативные стратегии развития организации.

Модель выбора стратегии ориентации на рынок представлена на рисунке 1.3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Влияние факторов на выбор стратегии развития предприятия в направлении ориентации на рынок

 

При выборе стратегии развития предприятия может возникнуть ситуация, когда влияние факторов является разнонаправленным, что нарушает выбор стратегии развития предприятия.

Например, конъюнктура рынка благоприятна, агрессивность внешней среды - низкая. Влияние этих факторов обусловливает ориентацию в стратегии развития до использования потенциала предприятия (реализация). Но способность предприятия к развитию является низкой, а предприятие находится на этапе роста. Влияние этих факторов обусловливает ориентацию в стратегии развития к накоплению потенциала предприятия.

В таком случае, необходимо использование сценарного анализа и формирование вариантов сочетания характеристик стратегии развития предприятия. Такой анализ проводится аналогично анализа, проведенного в модели способности предприятия к развитию (но с коррекцией и градаций антецедентов и количества консеквентов).

Аналитическая модель выбора стратегии развития предприятия формируется с учетом стимулирующего или дистимулирующего характера влияния рассмотренных факторов на выбор характеристик стратегии.

Если модель способности предприятия к развитию по характеру является мультикативной, для сокращения диапазона значений модели разработки стратегии развития, используют метод логарифмов. А составленную, итоговую модель, которая принимается к реализации руководством предприятия называют аддитивной.

Помимо этого, между моделью способности организации развиваться и собственно моделью стратегического развития существует взаимосвязь. Но поскольку, в модели способности предприятий к развитию используют однонаправленную шкалу оценки, а в модели выбора стратегии развития – двунаправленную, то при проведении общего моделирования, возможно, использовать дихотомическое уравнение, а для самой шкалы следует обязательно обеспечить равномерное распределение консеквентов.

Характеристики стратегии развития предприятия в векторной модели характеризуют ориентацию стратегии развития предприятия:

  1. cS1 - обеспечение конкурентоспособности предприятия;
  2. cS2 - ориентация предприятия на рынке;
  3. cS3 - накопления или использования потенциала предприятия;
  4. дискретные диапазоны:
    • уровень устойчивости деятельности предприятия;
    • наличие невоспроизводимых ключевых компетенций;
    • агрессивность внешней среды;
    • этап жизненного цикла;
    • наличие ресурсов;
    • освоенность рынка;
    • уникальность продукции;
    • возможность получить конкурентное преимущество;
    • благоприятность конъюнктуры рынка;
    • способность предприятия к развитию.

Модель определения стратегии развития предприятия с использованием аналитических формул и последующей верификацией полученного результата методом экспертных оценок, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Выбор стратегии развития организации

Антецеденты

Консеквент

уровень устойчивости

невоспроизводимые компетенции

агрессивность

среды

стадия ЖЦ

1

2

3

4

5

низкий

не существуют

низкая

зарождение, рост

стратегия не выбрана

низкий

не существуют

низкая

зрелость, спад

преимущественно устранения слабых сторон

низкий

не существуют

высокая

зарождение, рост

устранение слабых сторон

низкий

не существуют

высокая

зрелость, спад

устранение слабых сторон

низкий

существуют

низкая

зарождение, рост

усиление сильных сторон

низкий

существуют

низкая

зрелость, спад

преимущественно усиление сильных сторон

низкий

существуют

высокая

зарождение, рост

стратегия не выбрана

низкий

существуют

высокая

зрелость, спад

преимущественно устранения слабых сторон

высокий

не существуют

низкая

зарождение, рост

преимущественно усиление сильных сторон


Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

высокий

не существуют

высокая

зарождение, рост

преимущественно устранения слабых сторон

высокий

не существуют

высокая

зрелость, спад

устранение слабых сторон

высокий

существуют

высокая

зрелость, спад

стратегия не выбрана


 

Использование двух градаций каждого из антецедентов является в определенной степени искусственной, ведь по каждому из антецедентов можно определить несколько градаций. Но увеличение градаций антецедентов существенно увеличивает и количество вариантов анализа.

Например, введение трех градаций антецедентов требует анализа уже 81 (34) комбинации; четырех - 256 (44) комбинаций конечного вывода модели (консеквентов).

Избежать дихотомии антецедентов можно с помощью формулы, использованной при аналитическом нахождении консеквентов.

Формула требует введения качественной шкалы для каждой дихотомической пары результатов консеквентов и качественной шкалы для антецедентов. Для антецедентов используют пятипозиционную качественную шкалу (таблица 3).

Таблица 3

Шкала антецедентов для определения стратегии развития организации в направлении усиления ее конкурентоспособности

 

Позиция в баллах

Уровень устойчивости деятельности

Невоспроизводимые компетенции

Агрессивность внешней среды

Этап жизненного цикла

1

2

3

4

5

1

низкий

отсутствуют

низкая

зарождение

2

ниже среднего

почти отсутствуют

ниже средней

медленный

Информация о работе Стратегические направления развития организации ООО "Арис-Про"