Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 22:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение стратегического анализа и разработка конкурентной стратегии ООО «Гипер».
Задачи:
– рассмотреть анализ внутренней среды;
– рассмотреть анализ внешней среды организации;
Кроме этого необходимо попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать фирму и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
При выборе стратегии предприятия необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели. Имеет смысл заранее знать, где это может произойти, и продумать способы предотвращения возможного ущерба. Для целей стратегического анализа применяется методика учета внешних факторов, названная "Анализ РЕSТ - факторов". При проведении анализа РЕSТ - факторов анализируются социальные, технологические, экономические и политические факторы, которые оказывают влияние на организацию.
Определим влияние каждого из этих факторов на отрасль и на деятельность магазина (см. таблица 1).
Таблица 1. PEST-анализ: факторы и тенденции (в баллах)
Факторы среды |
Важность для отрасли (А) |
Влияние на органи- зацию (В) |
Направленность влияния (С) |
Степень влияния
D=A*B*C |
Социокультурные: 1. Изменения уровня базовых ценностей населения, стиля жизни 2. Изменения
основных потребительских 3. Отношение к работе и отдыху 5. Экологический фактор |
0,06
0,1
0,03 0,06 |
15
20
10 5 |
1
1
1 1 |
0,9
2,0
0,3 0,3 |
Технологические: 6. Скорость изменения и адаптации новых технологий на внутреннем рынке
7. Новая продукция
8. Технологические
изменения в оснащении 9. Значимые тенденции в области НТР |
0,1
0,05
0,025
0,075 |
20
15
10
15 |
1
1
1
1 |
2,0
0,75
0,5
1,125 |
Экономические: 10. Общая характеристика экономической ситуации 11. Уровень инфляции 12. Основные внешние издержки 13. Динамика курса рубля к доллару США |
0,15
0,025 0,05
0,025 |
20
15 10
5 |
-1
-1 -1
-1 |
-1,5
-0,375 -0,5
-0,125 |
Политические: 14. Изменение налогового законодательства РФ 15.Отношения
с городскими властями (выполнение
каких-либо работ для нужд |
0,1
0,1 |
25
25 |
1
-1 |
2,5
-2,5 |
Сумма |
1,0 |
200 |
6,675 |
1.2. Характеристика микроокружения. 5-ти факторная модель М.Портера
Непосредственное
окружение фирмы – это
Фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Для того чтобы оценить микроокружение организации, предполагается анализ пяти конкурентных сил (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Анализ пяти конкурентных сил
Покупатели. Покупатели – это компонент непосредственного окружения фирмы. Их анализ в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый фирмой, а во вторую очередь уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продукта может рассчитывать фирма, в какой мере покупатели привержены продукту именно этой фирмы, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: географическое местоположение покупателя; демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); социально – психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); его отношение к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.)4.
Кроме того, существенное значение имеет торговая сила покупателя. Существует следующий ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя: соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; объем закупок, осуществляемых покупателем; уровень информированности покупателя; наличие замещающих продуктов; стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке. Все эти факторы должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя.
Поставщики. Поставщики – это субъекты, снабжающие фирму различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п. От поставщиков напрямую зависит эффективность работы фирмы, себестоимость и качество производимой продукции. Поэтому очень большое значение при изучении поставщиков имеет вопрос получения достоверной информации об их деятельности и потенциале, о возможности установления таких с ними отношений, которые смогли бы обеспечить фирме максимум силы во взаимодействии с ними. Конкурентную силу поставщиков можно определить по следующим факторам: уровню специализированности; величине стоимости переключения на других клиентов; степени специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов; концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами; важности объема продаж. При изучении поставщиков следует обращать внимание на стоимость поставляемого товара; гарантию качества товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
За годы работы ООО "Гипер" у компании сложились прочные связи с надежными поставщиками и известными производителями, что обеспечивает уверенность в качестве товара. Прямые поставки позволяют компании гарантировать качество поставляемой продукции, защищая потребителя от наводнивших рынок поддельных товаров под марками известных производителей, и позволяют поддерживать при этом разумный уровень цен.
Конкуренты. Конкуренты – это те фирмы, с которыми приходится бороться за ресурсы, рынки сбыта аналогичной или замещающей продукции. Изучение конкурентов направлено на выявление их слабых и сильных сторон, строительство на этой базе стратегии конкурентной борьбы. Барьерами на пути конкурентов могут быть следующие: углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции и т.п. Фирма должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы в случае обострения конкурентной борьбы она смогла перейти к созданию продукта нового типа.
Анализ конкуренции проводится и оценивается согласно пяти следующих ее факторов (рис. 1):
Чем сильнее
воздействие перечисленных
Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке конкурентной стратегии фирмы. Итогом анализа отрасли является определение и последующий прогноз ключевых факторов успеха отрасли. В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности фирмы: НИОКР, маркетинг, производство, финансы и т.п. В процессе анализа выделяют ключевые факторы успеха данной отрасли, а затем разрабатывают мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции.
ООО "Гипер" предлагает покупателям только качественный товар и несет гарантийные обязательства по обслуживанию техники и электроники. Для удобства покупателей и в целях совершенствования предоставляемых услуг работает сервис-центр КомпьютерМАГ.
Сервис-центр КомпьютерМАГ осуществляет гарантийное обслуживание техники и электроники, а также оказывает платные услуги. Обладает всеми необходимыми сертификатами и разрешениями на оказание услуг по ремонту техники и электроники.
Принципы работы:
В магазинах КомпьютерМАГ при любой покупке (от 5000 р.) – в подарок сертификат «Большие деньги» номиналом в соответствии с условиями акции:
С помощью сертификата «Большие деньги» можно оплатить покупку товара, но не более чем 25% стоимости товара. Зачисленная сумма на сертификат списывается полностью и не может быть потрачена частично. Сертификат не подлежит обмену на наличные деньги. Сертификатом оплачивается часть стоимости одной единицы товара, а не часть суммы по чеку.
В сети магазинов КомпьютерМАГ есть возможность приобрести товары в кредит. Компания сотрудничает с кредитными партерами, владеющими современными программами и технологиями предоставления кредита и способными предложить самые привлекательные условия и качество обслуживания.
Так же компания работает под заказ и можем привезти практически любой нужный вам товар от холодильника до фотоаппарата. Если вам необходима какая-либо техника, но вы не нашли ее в магазинах – обратитесь в «Стол заказов КомпьютерМАГ»! Звоните и техника мечты уже ваша!
Рынок рабочей силы. Рынок рабочей силы – это часть населения обоих полов в трудоспособном возрасте, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Анализ рынка рабочей силы необходим для того, чтобы выявить потенциальные возможности фирмы в обеспечении ее кадрами для решения производственных задач. Анализ рынка рабочей силы проводится с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола, стоимости рабочей силы и т.п. Важен анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке.
Таким образом, с учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать вывод о том, что внешняя среда организации имеет скорее благоприятный характер.
Анализ внешней среды предприятия ООО «Гипер» показал, что наибольшую угрозу для компании представляют экономические факторы. Компании стоит в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы.
В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны покупателей и поставщиков предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.
Итак, для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Таким образом, анализ среды в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые используются в стратегическом управлении.