Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа
Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.
Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39
Воздействие технологических изменений на организацию проявляется в ее стремлении опередить конкурентов за счет своевременного использования результатов НИОКР.
Все четыре указанных фактора
внешней среды взаимосвязаны, поэтому
анализ их воздействия на организацию
должен быть скорректирован с учетом
того, что изменение одного из факторов
может создать новые
2 Практическая часть
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»
История создания столь надежного
и стабильного поставщика энергоресурсов
берет начало с 1989 года, когда Министерство
газовой промышленности СССР было преобразовано
в Государственный газовый
В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров ОАО «Газпром». В нем приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров ОАО, которым в совокупности принадлежало в общей сложности 67, 85% голосов. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. Международная компания «ПрайсвотерхаусКуперс» была утверждена аудитором Общества. В августе того же года состоялась официальная презентация центрального офиса Газпрома улице Наметкина 16.
Следующим важнейшим событием в истории организации стало 26 июня 1998 года, день, когда состоялось годовое общее Собрание акционеров РАО «Газпром». По итогам голосования в Совет директоров Общества были избраны 11 его членов и принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром», организационно-правовая форма которого не изменилась и по сей день.
Согласно Гражданскому кодексу РФ акционерное общество признается обществом, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. В том случае, когда его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, то такое общество признается открытым акционерным обществом. Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. На данный момент времени ОАО «Газпром» по размеру организации относится к классу «крупного» бизнеса.
Наряду с прочной
позицией организации существуют проблемы,
которые имеют как
1. возрастающая взаимозависимость рынков, которая в эпоху глобализации приводит к синхронизации экономик стран и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую. Такие условия могут в значительной мере повлиять на рыночные позиции Газпрома;
2. проблема международного регулирования отрасли. Регулирование энергетической отрасли осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое законодательство, природоохранное законодательство и энергетическая безопасность;
3. высокая конкуренция при выходе в новые регионы и на новые рынки. Примером могут послужить реализация инвестиционных проектов и выход Газпрома на рынок США, где преобладает высокая конкуренция со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного вида топлива и высокая либерализация цен на газ;
4. географические условия и климат. Значительная доля добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа;
5. изменение валютных курсов и инфляции. Значительная часть выручки Газпрома номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов;
6. рост затрат. В последние несколько лет сохраняется ситуация, когда удельные затраты в капитальном строительстве в нефтегазовой отрасли растут темпами, превышающими темпы инфляции. Определяющими факторами этого роста являются увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты, затраты на бурение скважин и т. д. Для минимизации рисков, связанных с ростом затрат, ОАО «Газпром» использует тендеры по выбору поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, ведет работу напрямую с поставщиками. Разработана и реализуется программа оптимизации (сокращения) затрат, осуществляется работа по повышению эффективности управления, прозрачности и контроля за расходованием средств.
Данные проблемы
возникают на пути развития практически
любой крупной структуры, однако
Газпром уверенно смотрит вперед,
укрепляя позиции на глобальном энергетическом
рынке, способствуя повышению
Специфика «Газпрома»
заключается в том, что он одновременно
является и производителем, и поставщиком
энергоресурсов, располагая мощной ресурсной
базой и разветвленной
«Газпром» может
выступить связующим звеном между
поставщиками и потребителями
Группа «Газпром» имеет достаточно сложную и широкую организационную структуру. Ее головной центр располагается по адресу 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16 (Рисунок 2), тогда как дочерние и зависимые общества разбросаны по всей территории России, включая зарубежные страны. Общее число этих компаний с различным долевым участием ОАО «Газпром» превышает 150 единиц.
Рисунок 2 – Главный офис ОАО «Газпром»
Группа «Газпром» располагает одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивает основную часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам высокого давления в РФ. Также она является крупнейшим экспортером природного газа в европейские страны, осуществляет добычу нефти и производство нефтепродуктов.
Группа осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности:
1. Разведка и добыча газа;
2. Транспортировка газа;
3. Продажа газа;
4. Добыча нефти и газового конденсата;
5. Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки;
6. Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии и управление активами.
Данная организация принадлежит к нефтегазовой отрасли.
В 2010 году среднесписочная численность работников организации достигла 436,1 тыс.человек. При этом среднесписочная численность работников основных обществ группы «Газпром» по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2010 году составила 224,8 тыс.человек.
При этом структура персонала основных обществ группы «Газпром» по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2010 году выглядела следующим образом:
1. Руководители – 9,3%;
2. Специалисты – 22,2%;
3. Рабочие – 63,1%;
4. Прочие служащие – 5,4%.
Система непрерывного фирменного профессионального образования персонала, которую проводит «Газпром», способствует повышению эффективности выполнения производственных задач трудовыми коллективами. Обучение руководителей и специалистов проводится на базе 18 образовательных учреждений, обучение рабочих – в образовательных подразделениях по подготовке кадров, действующих в составе 22 основных газодобывающих газотранспортных обществ.
ОАО «Газпром» позиционируется
как вертикально
Данный тип организационной структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта – от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии.
Вовлечение ОАО «Газпром» в процессы глобализации газового бизнеса и усиление его позиции в условиях либерализации рынков, реструктуризация в вертикально-интегрированную энергетическую компанию – все это требует активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения значимых конкурентных преимуществ. Одним из таких методов было создание Научно-технического совета ОАО «Газпром», основной целью которого было решение вопросов, связанных с формированием единой инновационной и научно-технической политики Общества.
По заказу ОАО
«Газпром» выполнены научно-
Общее количество принадлежащих Газпрому патентов составило 1497, годовой экономический эффект от их использования превысил 2 млрд.руб.
Разработана уникальная
технология подготовки запасов углеводородов
промышленных категорий при минимальном
объеме дорогостоящего поисково-разведочного
бурения. Применение этой технологии для
Штокмановского месторождения позволило
подготовить свыше 3,5 трлн.м3 газа промышленных
категорий всего семью
Советом директоров ОАО «Газпром» одобрено создание венчурного фонда инновационных технологий, который позволит обеспечить эффективный управленческий и финансовый механизм реализации полного инновационного цикла, доведение научно-технических разработок ОАО «Газпром» до стадии серийного производства, поставки новой техники требуемого качества и в необходимых объемах.
ОАО «Газпром» уже несколько лет проводит внутреннюю реформу. Направленную на рост эффективности работы Общества. Основные задачи первого этапа реформы выполнены. Усовершенствована структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры. Внедрены системы бюджетирования.
Суть второго
этапа реформирования заключается
в повышении эффективности
Указанные этапы
реформирования способствуют эффективному
достижению целей организации, обеспечивают
возможность четкого и
Современное состояние объекта и системы управления можно охарактеризовать как прочное и стабильное. С каждым годом капитализация ОАО «Газпром» возрастает, благодаря чему ОАО «Газпром» вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil.
С каждым годом ОАО
«Газпром» совершенствует структуру
управления. Реформа направлена на
повышение эффективности работы
Газпрома как вертикально-
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли
Стратегической целью организации, ее структурных подразделений и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»