Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа
Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.
Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39
Основные цели Газпрома:
1. Наращивание объемов добычи газа.
ОАО «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. ЗАПАСЫ ГАЗА Газпрома оцениваются в 29, 85 трлн.м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млр.долларов. В 2009 году прирост объема разведанных запасов газа существенное превысил объем его добычи и составил590,9млрд.м3. В 2010 году прирост запасов природного газа составил более 585 млрд.м3, что также превышает объем его добычи.
На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
2. Своевременная поставка газа российским и зарубежным потребителям.
Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа – Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс.км. Предприятия группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс.км. распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2011 году поставку 316,3 млрд.м3 газа в 79750 населенных пунктов России.
Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2011 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд.м3., в страны СНГ и Балтии – 101 млрд.м3.
3. Диверсификация маршрутов и
укрепление энергетической
В 2008 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию.
В этом же году начато
строительство газопровода «
В 2009 году Газпром
и итальянская компания ENI подписали
Меморандум о взаимопонимании по
реализации проекта «Южный поток»,
который также направлен на укрепление
энергетической безопасности Европы.
Морской участок «Южного
Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2010 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2009 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.
4. Диверсификация рынков и продуктов.
ОАО «Газпром» реализует
поэтапную стратегию
Развитие нефтяного бизнеса – одна из стратегических целей Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение «Сибнефти» позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке.
Одним из профильных
направлений диверсификации продукции
для Газпрома является электроэнергетика,
соединение которой с газовым
бизнесом является общемировой тенденцией
и позволяет обеспечить значительный
синергетический эффект. В феврале
2010 года Газпром и «Сибирская угольная
энергетическая компания» (СУЭК) подписали
Протокол о намерениях, в соответствии
с которым намерены создать совместную
компанию на основе имеющихся у них
электроэнергетических и
Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:
1. нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ – в основном регионального, уголь – локального;
2. резкий рост потребления углеводородов, который в обозримом будущем не будет заменен альтернативными источниками энергии;
3. резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах с учетом продолжающегося экономического роста, быстрого увеличения численности населения и чрезвычайно высокой энергоемкости национальных экономик;
4. увеличение разрыва между объемами потребления (растет) и объемами производства (снижается) углеводородов в развитых странах;
5. ограниченные возможности дополнительного роста производства увеличивают риски, связанные с возможной дестабилизацией рынка;
6. снижается уровень обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа;
7. недостаток (временный) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти;
8. обозначается интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики;
9. возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ);
10. в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике;
11. активов для слияний и поглощений становится все меньше, поэтому в последние годы основные слияния происходят исключительно в рамках одной страны или же общего геополитического пространства;
12. рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами[4].
Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми недавно было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа[3].
Поставщиками материально-
Долгосрочные соглашения с поставщиками гарантируют организации высочайшее качество поставляемой продукции, а также ее своевременную поставку[1]. Договоры с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном заключаются на год, а цены этих поставщиков значительно отличаются от рыночных, потому что среднеазиатские страны, находящиеся в центре материка, не имеют альтернативных маршрутов экспорта своего газа, например, в Европейский регион. С 2011 года среднеазиатские поставщики планируют увеличение цен на продаваемый России газ до европейского уровня, что соответственно отразится на закупочных ценах для потребителей продукции на внешнем рынке.
На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.
Газпром обладает эксклюзивными правами на экспорт газа, ему принадлежит огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов[6].
Ситуация на внешнем рынке иная. Как известно, с 1998 года в ЕС проводится либерализация газового рынка, направленная на усиление конкуренции, обеспечение надежности поставок, формирование единого рынка газа в Европе и снижение цен для конечных потребителей. Однако до сих пор данная реформа не принесла ожидаемых результатов. Цены на газ продолжают расти, доступ к хранилищам природного газа для независимых операторов осложнен, трансграничные продажи газа ограничены, информационное обеспечение участников рынка не устраивает[5]. В результате, в условиях ослабления европейских национальных газовых монополий, Газпром получает хорошие возможности для конкуренции с другими поставщиками газа на европейском рынке. Россия сохранит статус регионального энергетического лидера. ЕС останется крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов в ближайшем будущем. Весьма сомнительно, что в ближайшей перспективе удастся сформировать общеевропейский энергетический рынок и существенно потеснить на нем позиции России.
Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского региона, Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.
Существует ряд
проблем, связанных с выходом
Газпрома на внешний рынок. Среди
них такие, как: проблема модернизации
действующей системы
В этой связи в качестве первоочередных мер по изменению сложившейся ситуации можно выделить: рост внимания, как на государственном уровне, так и со стороны крупнейших нефтегазовых компаний к внутреннему сектору газо- и нефтедобычи; стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений; инвестирование в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т.п.; сохранение и расширение присутствия российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона; особое внимание необходимо уделить проектам по производству СПГ как наиболее перспективным с точки зрения будущего мирового ТЭКа; повышение технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей; расширение поставок углеводородов на рынки в Европе за счет строительства дополнительных энерготранспортных магистралей (в Северную, Южную Европу и на Балканы) и закрепление на азиатско-тихоокеанском рынке; для российских нефтегазовых компаний необходимо использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для реконструкции производственных мощностей с применением современных технологий, и для развития сети сбыта, что позволит снизить себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный продукт.
Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Газпром с каждым годом улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском и мировом рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.
Отраслевой анализ для компании ОАО «Газпром» представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Отраслевой анализ компании ОАО «Газпром»
Основные экономические характеристики отрасли |
Место организации в отрасли, особенности ее поведения |
Благоприятные факторы отрасли |
Неблагоприятные факторы отрасли |
1.Темп роста рынка и стадия жизненного цикла отрасли |
Зрелость |
Газ и нефть на сегодняшний день являются необходимым видом энергоресурсов |
Нефтегазовый рынок в наши дни очень насыщен различными добывающими компаниями |
Продолжение таблицы 1
Основные экономические характеристики отрасли |
Место организации в отрасли, особенности ее поведения |
Благоприятные факторы отрасли |
Неблагоприятные факторы отрасли |
2.Размер рынка (объем продаж) |
Уверенно занимает первое место в РФ по добыче природного газа. По объемам и переработки нефти входит в число пяти крупнейших нефтяных компаний |
Занимает уверенное положение на российском рынке энергоресурсов, а также является лидером по добыче природного газа |
Уступает некоторым своим российским и западным конкурентам по добыче нефти |
3.Число конкурентов и их относительные размеры |
Главными конкурентами являются «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». |
Занимает лидирующие позиции в нефтегазовой промышленности |
Главными конкурентами являются «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». Так же существует много западных компаний, с которыми сложно конкурировать на мировом рынке |
4.Направления и
темпы инновационных и |
Является лидером
по внедрению современных |
Является лидером
по внедрению современных |
Продолжение таблицы 1.
Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»