Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность, которая в немалой степени зависит от стратегического менеджмента. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. В данной курсовой работе рассмотрена конкурентоспособность и стратегический менеджмент ОАО «Газпром». Потребность в научном исследовании проблемы повышения конкурентоспособности и стратегического менеджмента определяет актуальность темы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Методы стратегического анализа среды 5
1.2 SWOT-анализ6
1.3 Метод составления профиля среды7
1.4 PEST-анализ 8
2 Практическая часть10
2.1 Общая характеристика ОАО «Газпром»………………………………..10
2.2 Анализ привлекательности и тенденций развития нефтегазовой отрасли……………………………………………………15
2.3 Оценка значимых сил конкуренции в нефтегазовой отрасли………….24
2.4 Проведение SWOT-анализа и выбор стратегии…………………………26
2.5 Формулирование стратегии и разработка мероприятий
по ее реализации……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….38
Библиографический список…………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 378.07 Кб (Скачать файл)

В электроэнергетике определены следующие стратегические цели: диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация  топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса. Основное внимание планируется  уделять увеличению доли угольной генерации  нового поколения и повышению  КПД в газовой генерации, что  позволит обеспечить эффективное использование газа при растущих энергетических потребностях российской экономики.

На внутреннем рынке стратегия  Газпрома заключается в обеспечении  бесперебойного газоснабжения страны при увеличении рентабельности продаж. Позиция Газпрома во взаимодействии с государственными органами в области  выработки стратегии развития российского  газового рынка заключается в  сокращении регулируемого и соответствующем  расширении нерегулируемого секторов с формированием трехсекторной  структуры оптового рынка.

Задачами Газпрома на европейском  рынке являются:

1. Сохранение лидирующих  позиций и обеспечение надежного  газоснабжения;

2. Повышение эффективности  реализации природного газа за  счет участия в сегментах распределения  газа, производства электроэнергии  и выхода на конечного потребителя.

В странах СНГ и Балтии важными элементами стратегии являются:

1. Сохранение доминирующей  позиции российского газа в  энергетики стран СНГ и Балтии;

2. Корректировка действующих  соглашений с целью перехода  на контрактные условия и ценовые  механизмы, аналогично действующим  в европейских странах.

«Газпром» стремится  участвовать  в проектах по разведке, добычи, транспортировке  и сбыту углеводородов в третьих  странах в рамках стратегии «глобального присутствия» компании на мировом рынке  нефти и газа, используя при  этом как участие в конкурсах  и аукционах, так и операции обмена активами.

Основной стратегией компании является максимально эффективное  использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического  сектора для роста экономики  и повышения качества жизни населения  страны.

 

2.5 Формирование стратегии и разработка мероприятий по ее реализации

 

 Стратегия Газпрома базируется на следующих принципах деятельности компании:

1. Расширение и диверсификация деятельности за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

2. Повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки;

3. Совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

4. Соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;

5. Персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

Стратегия Газпрома – это вертикальная интеграция по природному газу и диверсификация по смежным продуктам и «высоким переделам». В современной структуре  мирового углеводородного бизнеса  доминируют универсальные нефтегазовые компании. Концентрация капитала и  наличие единой инфраструктуры ведут  к сокращению удельных затрат и существенному  росту прибыли. Под диверсификацией  деятельности компании понимают расширение направлений ее производственной активности и состава конечных продуктов, устремление  на новые рынки и развитие схем логистики. Все это – необходимые  атрибуты для реализации стратегических конкурентных преимуществ глобальных компаний.

Стратегической  целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди  глобальных энергетических компаний. «Газпром» работает над освоением  новых рынков, стремится к диверсификации видов деятельности и обеспечению  максимальной надежности поставок. Масштабы целей, стоящих перед компанией, диктуют необходимость активного  участия «Газпрома» в проектах по всему миру. Компания является не только ведущим экспортером энергоносителей, но и развивает присутствие во всех звеньях производственной цепочки  – от добычи газа до поставок конечному  потребителю. «Газпром» реализует  масштабные проекты в целях освоения рынков Азии, Латинской и Северной Америки, активно расширяет производство и экспорт сжиженного природного газа. При этом участие компании в международных проектах основано, прежде всего, на принципах эффективности. Все проекты, реализуемые компанией  за пределами России, полностью соответствуют  интересам «Газпрома» и наших  зарубежных партнеров.

Даже на фоне неблагоприятных  общемировых финансовых и экономических  тенденций, компания показывает высокую надежность, стабильность и способность к устойчивому развитию.

«Газпром» уверен в  своем будущем. Но компания не останавливается и продолжает работу, направленную на развитие системы долгосрочных контрактов и схем повышения надежности поставок газа, на реализацию таких новых проектов как «Южный поток» и «Северный поток», инициированных «Газпромом» и призванных повысить энергобезопасность европейского континента.

Более того, «Газпром»  будет продолжать развивать присутствие  во всех звеньях производственной цепочки  – от добычи газа до поставок конечному  потребителю, тем самым, выходя на качественно  новый уровень сотрудничества с  европейскими партнерами.

Также целью является становление «Газпрома» как лидера среди глобальных энергетических компаний, поэтому мы, наряду с развитием сотрудничества с нашим традиционным покупателем, Европой, осваиваем новые для компании рынки Азии, стран Латинской и Северной Америки.

«Газпром» учитывает  тенденции развития мирового газового бизнеса и диверсифицирует не только маршруты поставок и рынки  сбыта, но и продукты сбыта. Основное внимание в этой сфере мы уделяем  организации производства и экспорта сжиженного природного газа. Компания уже несколько лет присутствует на рынке СПГ, активно проводя  на нем разменные операции. Сегодня  «Газпром» реализует ряд собственных  проектов по производству и экспорту российского СПГ.

Таким образом, «Газпром»  создал прочный фундамент для  дальнейшего роста и намерен  уверенным шагом двигаться только вперед.

Стратегическими целями развития бизнеса в электроэнергетике  будет являться повышение капитализации  общества за счет увеличения рентабельности капитала, диверсификации рисков тарифного  регулирования, оптимизации топливного баланса в стране и достижения синергетического эффекта газового и электроэнергетического секторов. Стратегической целью развития бизнеса  Газпрома в электроэнергетике станет повышение капитализации компании за счет увеличения рентабельности капитала, диверсификации рисков тарифного регулирования, оптимизации топливного баланса  в стране и достижения синергетического эффекта газового и электроэнергетического секторов. То есть инвестиции в электроэнергетику  застрахуют Газпром как потребителя  электроэнергии от значительного роста  цен на нее, а также позволят получить доступ к важному для компании сегменту рынка и производить  продукцию с более высокой  добавленной стоимостью. Кроме того это даст возможность компании высвобождать значительные объемы газа, которые  пока используются на российском энергетическом рынке не достаточно эффективно.

 Реализация этой стратегии  позволит обеспечить высокую  конкурентоспособность Газпрома  по отношению к крупнейшим  мировым нефтегазовым корпорациям.

 

 

Заключение 

 

На основе проделанной  работы можно сделать вывод, что  на стратегию развития организации, ее положение на рынке и конкурентоспособность  оказывают большое внимание как  внутренние факторы, так и внешние. Тем более, при изучении такой  крупной организации как Газпром  необходимо комплексно подойти к  изменениям на предприятии и его  окружающей среды.

Сегодня Газпром  – крупнейшая газовая компания в мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально-экономическое развитие России. Поэтому важно, вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией.

Анализ структуры  и деятельности Газпрома показал, что  компания обладает большим потенциалом  не только энергетических, но и человеческих, финансовых и информационных ресурсов. Однако, как показал учет факторов, влияющих на ее развитие, основными проблемами на данный момент можно назвать усиление конкурентоспособности со стороны стран-поставщиков газа (Каспийский регион, Центральная и Средняя Азия и Ближний Восток), а также установка государством внутренних регулируемых тарифов на газ, в результате чего компания имеет низкую прибыль и нехватку средств на развитие собственных добывающих проектов и модернизацию оборудования.

Методы стратегического  управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность  четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют  принятым в международной практике подходам.

В качестве возможных  путей дальнейшего совершенствования  системы стратегического управления «Газпром» и повышения его  конкурентоспособности считаю ведение  систематического анализа деятельности организации и ее среды с целью  выявления проблемных зон, разработку генерального плана совершенствования  ее структуры, а также последовательную реализацию планируемых перемен.

Цель и задачи курсовой работы достигнуты.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник. / О.С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2005. – 296 с.

2. Виханский, О.С. Менеджемент [Текст] / О.С. Виханский. – М . : Банки и Биржи, 1998.

3. Буров, В.Н. Стратегическое  управление фирмами. Моделирование.  Практикум. Деловые игры. [Текст] / В.Н. Буров. – М . : Наука, 2002 . – 538 с.

4. Курач, Л.А. Разработка  бизнес-плана предприятия [Текст] / Л.А. Курач. – М . : Республиканский исследовательский научно-консультционный центр экспертизы, 2003 . – 90 с.

5. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический  менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. – М . : Экономика, 2003 . – 544 с.

6. Официальный сайт ОАО  «Газпром» [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.gazprom.ru

 


Информация о работе Стратегический анализ внешней среды ОАО «Газпром»