Стратегический менеджмент, его ключевая роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Содержание

Часть 1. Стратегический менеджмент. Его ключевая роль. Введение_________________________3
1. Понятие, сущность и значение стратегического менеджмента_____________________________4
2. Значение использования стратегического менеджмента в деятельности предприятия_________5
3. Особенности планирования в условиях рыночной экономики_____________________________6
4. Разработка перспективных и текущих программ и планов________________________________7
5. Вариантность плановых решений_____________________________________________________9
6. Разработка бизнес-планов__________________________________________________________10
7. Роль менеджеров предприятия в подготовке и реализации планов производства и социального развития коллектива_________________________________________________________________11
Заключение________________________________________________________________________13
Часть 2. Внешняя среда функционирования ООО «Атлантис». Введение_____________________14
1. Общая характеристика торгового предприятия_________________________________________15
2. Общая характеристика внешней среды предприятия____________________________________16
3. Анализ потребителей______________________________________________________________17
4. Выявление и анализ конкурентов____________________________________________________18
5. Компенсация негативного воздействия внешней среды__________________________________20
Заключение________________________________________________________________________22
Список использованных источников литературы_________________________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Следующим уровнем конкретизации плана является расчет годового плана предприятия, что относится к краткосрочному (текущему) планированию. Максимальный горизонт краткосрочного планирования составляет 1 год.

Годовой план-прогноз экономического и социального развития предприятия  составляется на основе данных соответствующего года перспективного плана, уточненного государственного заказа и заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов договоров. Годовой план представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия. Он состоит из тех же разделов, что и перспективный план, но отличается только более глубокой проработкой каждого из них. Все разделы плана-прогноза тесно связаны между собой. Определяющей для многих промышленных предприятий является производственная программа. На стадии проекта особую значимость отводят разделу технического и организационного развития производства и установлению плановых технико-экономических норм и нормативов. После этого разрабатывают разделы по труду и заработной плате, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства и др.

В условиях неопределенности, нестабильности внешних для предприятий экономических  условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ВАРИАНТНОСТЬ ПЛАНОВЫХ РЕШЕНИЙ

Планирование должно осуществляться в соответствии с рядом принципов:

    • Участие в планировании максимально большого числа сотрудников начиная с самых ранних этапов (позволяет повысить эффективность выполнения работы, т.к. учитываются интересы максимального количества сотрудников);
    • Непрерывность (заключается в том, что составляемые планы должны непременно реализовываться, т.е. служить основой для дальнейшей работы);
    • Гибкость (основывается на возможности корректировать планы в соответствии со сложившимися условиями);
    • Экономичность (предполагает, что затраты времени на планирование не превышают получаемого в конечном итоге от этого эффекта);
    • Процесс планирования должен быть полностью обеспечен требующимися материальными и организационными ресурсами. Выделяют пять методов планирования.

1. Бюджетный — табличный способ представления материала. В нем отражается поступление и перераспределение ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) по подразделениям и сферам деятельности;

2. Балансовый — согласование поступлений и расходов за определенный временной период. В соответствии с балансом сумма расходов и остатка ресурсов предприятия должна совпадать с размером доходов. Помимо этого, баланс позволяет анализировать деятельность предприятия и делать ее более эффективной.

3. Нормативный — базируется  на норме поступления и затрат на единицу продукции (например, стоимостные нормы, натуральные нормы, нормы обслуживания, нормы времени).

4. Математический —использование  математических моделей. Его суть  заключается в составлении уравнений  с переменными. Наиболее распространенным  примером математического способа планирования является статистический;

5. Графический — образное представлении возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, затрат, изменение доли рынка и т.п.).

Все эти методы можно использовать в совокупности, т.к. каждый из них может освещать одну ситуацию с разных сторон, за счет чего формируется комплексное представление о ней.

 

 

 

 

 

6. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Бизнес-план — это документ, программа действий менеджмента, схема и аналитический расчет осуществления бизнес-операций и действий фирмы, который содержит сведения о фирме, товарах, их производстве, маркетинге, рынках сбыта и организации эффективных операций.

Бизнес-план предприятия — это  основной инструмент управления фирмой, который определяет эффективность  деятельности предприятия в конкретной области и конкретном сегменте рынка. Разработка бизнес-плана предприятия это еще и эффективное планирование бизнеса, что позволяет грамотно и эффективно управлять предприятием.

Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, профессиональный бизнес-план не может содержать элементов украшательства. Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным.

Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к  содержанию и тогда объем может  достигать 50 листов и более. Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.

Бизнес-план инвестиционного проекта  должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов. В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например, "В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли" или "Будущее за нашей прогрессивной технологией"). Такие вещи - признак отсутствия профессионализма.

Должна быть приведена достоверная  информация о рисках от участия в  инвестиционном проекте, по которым  должен быть сделан беспристрастный анализ и рассмотрены варианты его минимизации.

Бизнес-план предприятия  или инвестиционного проекта  составляется не только для внешних целей. Это обоснование потребности фирмы в привлечении заемных средств или инвестиций, это демонстрация всем заинтересованным лицам, которые имеют ресурсы и возможности бизнеса, это презентация проекта и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка к инвестиционному проекту, убеждение их в достаточной эффективности такого проекта, а также в надлежащем уровне квалификации менеджмента предприятия.

Самый простой  и приемлемый способ оценить инвестиционный проект - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

 

7. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ПРОИЗВОДСТВА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

На предприятии менеджер по стратегическому  планированию разрабатывает комплекс мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов предприятия в целом. Деятельность данного служащего не распространяется на профильное текущее и среднесрочное планирование — это прерогатива отдельных специалистов предприятия (специалистов по налоговому планированию, по финансовому планированию, по планированию трудовых ресурсов, по планированию сбыта, по планированию инвестиций и т.д.). То есть можно вести речь о тесном взаимодействии со специалистами такого рода, координации и корректировке их работы, оказании им определенной помощи. Однако здесь нет однозначного функционального подчинения, а лишь общее руководство и выбор генерального направления. Хотя само планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана, нельзя сказать, что при этом завершается работа менеджера по планированию, так как стратегическое планирование не единовременный акт, а процесс, предполагающий достижение намеченных целей.

В этой связи  можно вести речь о следующих  задачах должностного лица такого уровня:

    • анализ;
    • непосредственное планирование;
    • координация реализации;
    • контроль за реализаций;
    • постоянная корректировка задач исходя из изменения внутренних и внешних факторов.

Стратегическое планирование предполагает прогнозирование ситуации и разработку мероприятий по развитию предприятия  на период до 10—15 лет. Иными словами, менеджер по стратегическому планированию — долгосрочная, перспективная должность на постоянной основе. 
Служащий этого класса работает или независимо, или как член технической команды, ответственной за разработку программ развития предприятия или в составе подразделения маркетинга. Способность к независимой, автономной работе — немаловажное условие успешной работы менеджера по стратегическому планированию. Кроме того, от него требуется умение подходить к вопросам творчески и мыслить логически.

На крупных предприятиях работа менеджера по стратегическому планированию может выполняться под наблюдением  директора по развитию, но на российском рынке эти функции, как правило, находят совмещение в одном лице. Это еще одна особенность российского рынка — совмещение функций генерального менеджера или профильного менеджера высшего уровня и функций менеджера по стратегическому планированию. Если в зарубежных компаниях четко распределяются эти функции и менеджер по стратегическому планированию — отдельная должность, то российские предприятия стремятся объединить в одном человеке и разработчика плана, и его исполнителя. И только в последнее время на нашем рынке труда наметился спрос на менеджера по стратегическому планированию как отдельную должностную единицу.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в  принятии управленческих решений. Задачей  менеджера по стратегическому планированию является обеспечение процесса внедрения  необходимых изменений в организации, направленных на повышение эффективности ее функционирования.

Теорией и практикой определены четыре основных вида деятельности менеджеров в рамках процесса стратегического  планирования:

    • распределение ресурсов;
    • адаптация к внешней среде;
    • внутренняя координация;
    • организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов включает в  себя распределение ограниченных организационных  ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический  опыт.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с его окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявлять соответствующие варианты и обеспечивать эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области  управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм  или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить.

Стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

    • формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;
    • находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;
    • развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;
    • более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;
    • понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;
    • использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;
    • связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;
    • стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;
    • преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Информация о работе Стратегический менеджмент, его ключевая роль