Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение производственно – хозяйственной деятельности и стратегии управления на ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» и предложения по его дальнейшему развитию.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические аспекты стратегического управления предприятиями;
провести анализ производственно - хозяйственной деятельности базового предприятия;
изучить стратегию управления предприятия;
изучить рынок сбыта предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.51 Кб (Скачать файл)

Стратегическое видение – неотъемлемая часть бизнеса. Четкое, продуманное направление развития бизнеса позволяет оптимально распределить ресурсы и создать стратегию, обеспечивающую развитие компании в нужном направлении. Компании, чьи менеджеры пренебрегают стратегическим мышлением, обречены бесцельно плыть по течению и никогда не станут лидерами отрасли [13, с. 37].

В процессе формулировки миссии организации определяются:

- задачи организации с  точки зрения ее основных услуг  или изделий, основных рынков  и технологий;

- внешняя среда по отношению  к организации, которая определяет  ее рабочие принципы;

-  культура организации  – какого типа рабочий климат  существует внутри предприятия.

Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации, считая ее очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, он ответит: «Получать прибыль». Безусловно, получение прибыли – важная цель, но не единственная, поскольку прибыль позволяет разрешать лишь внутренние проблемы организации. Однако, являясь открытой системой, организация может выжить лишь в том случае, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, организация должна следить за средой, в которой функционирует. Именно в окружающей среде находится общая цель организации; необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем [13, с. 189].

Постановка целей. На этапе постановки целей миссия бизнеса трансформируется в конкретные результаты и итоги, к которым стремится организация. Постановка целей и контроль их достижения помогает отслеживать прогресс в деятельности организации. Менеджеры преуспевающих организаций знают, что цели должны требовать напряженной работы и серьезных усилий всех работников. Для достижения трудных целей организация должна проявлять изобретательность, настойчивость, целеустремленность и собранность.

В постановке целей должны принимать участи все менеджеры компании. Каждому подразделению компании нужны конкретные, измеряемые цели, достижение каждой из которых способствует достижению глобальных целей компании. В идеале создается единое коллективное усилие, когда каждое подразделение организации стремится к достижению целей в своей сфере деятельности и способствует тем самым достижению глобальных целей компании и реализации ее стратегического видения [13, с. 39].

Разработка стратегии. Стратегия определяет, какие товары, рынки, методы конкуренции и управления выбирает организация. Создавая стратегию, менеджмент должен ответить еще на один чрезвычайно важный вопрос: как достичь поставленных целей, учитывая положение и перспективы организации [13, с. 41].

Стратегию желательно пересматривать всякий раз, когда к этому появляется повод, и обязательно – если происходят непредвиденные события. Чем быстрее меняется внешняя и внутренняя среда компании, тем чаще должны пересматриваться долгосрочные и краткосрочные стратегические планы [13, с. 48].

Воплощение и реализация стратегии. Воплощение и реализация стратегии требуют выбора и проведения конкретных действий по достижению запланированных результатов. Управление реализацией стратегии – это активная административная работа, направленная на решение ряда задач:

    - создание организации, способной эффективно реализовывать  избранную стратегию;

-  распределение ресурсов  компании по стратегически значимым  звеньям цепочки ценности таким  образом, чтобы подразделения, ответственные  за осуществление стратегически  важных мероприятий и инициатив, получили достаточно людей и  финансов для выполнения поставленных  задач;

- выработка политики и  процедур в поддержку стратегии;

- информирование работников  о пересмотре стратегии;

- создание для персонала  компании условий эффективного  выполнения стратегических задач  с помощью внедрения информационных, коммуникационных, операционных и  электронных систем;

- стимулирование работников  на эффективную реализацию стратегии; при необходимости изменение  должностных инструкций и рабочих  процедур;

- привязка системы вознаграждения  к достижению поставленных целей  и эффективную реализацию стратегии;

- создание корпоративной  культуры, стимулирующих реализацию  стратегии;

- внедрение передовых  методик и политики непрерывного  совершенствования;

  - создание системы  формального и неформального  лидерства для улучшения реализации  стратегии [13, с.49].

Оценка деятельности, отслеживание среды, внесение корректировок. Одна из основных обязанностей менеджеров – оценка эффективности организации и прогресса в ее деятельности. Менеджеры обязаны постоянно отслеживать внутреннюю и внешнюю среду компании. Низкая эффективность, недостаточный прогресс, важные новые обстоятельства требуют внесения изменений в долгосрочный курс развития компании, цели, модель бизнеса и/или стратегию.

Если реализация стратегии происходит не так, как планировалось, то менеджмент обращается к таким стандартным методам, как пересмотр бюджета, реорганизация отдельных видов деятельности и трудовых процессов, перестановка кадров, развитие новых возможностей, изменение корпоративной культуры и системы оплаты труда. Эффективная реализация стратегии – это всегда продукт широкомасштабного организационного обучения, происходящего обычно неравномерно в разных частях компании. Поэтому необходимо постоянно отслеживать прогресс в деятельности организации, искать новые пути развития и корректировать действия.

 

1.3 Методы анализа среды

 

Анализ внутренней среды — это процесс, при помощи которого осуществляется оценка функциональных областей организации для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Таким образом, определяется, обладает ли организация внутренними  силами,  чтобы  воспользоваться  внешними  возможностями,  а  также  выявляются слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Сопоставив внутренние силы и слабые стороны с внешними угрозами и возможностями,  организация  может  приступить  к  выбору  соответствующей  стратегической альтернативы [14, с. 158].

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого организация оценивает изменения, воздействующие на различные аспекты деятельности; определяет, какие изменения представляют угрозу для организации; какие изменения предоставляют возможности для развития организации. Другими словами, анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей [14, с. 175].

Рассмотрим более детально распространенные методы стратегического анализа, применяемые на практике.

SWOT-анализ. SWOT-метод (SWOT — первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности, угрозу) состоит в выявлении на основе анализа внешней среды фирмы факторов, открывающих, с одной стороны, для фирмы новые возможности, а с другой — представляющих угрозу для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в области производства, финансов, управления, НИОКР, маркетинга.

Затем с помощью SWOT-матрицы происходит их парное сопоставление и формулировка возможных стратегий, отражаемых в ее квадрантах (приложение 2)

Комбинация сильных сторон и предоставляющихся возможностей предопределяет направленность стратегии на получение максимальной отдачи от них.

Комбинация слабых сторон и появляющихся возможностей нацеливает стратегию на использование последних для преодоления существующих недостатков.

Комбинация сильных сторон и угроз ориентирует стратегию на борьбу с опасностями за счет использования имеющихся внутренних резервов.

Наконец, комбинация слабых сторон и угроз задает необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы фирме не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить неприятности, исходящие из внешнего окружения.

Нужно иметь в виду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты. И наоборот, часто предотвращенные угрозы создают дополнительные возможности.

Прим-анализ. Внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития.

Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т.д.)  и  представление  с  помощью  различных  подсистем  –  это  обусловлено постановкой  конкретной  задачи.  Поэтому  анализ  внутренней  среды  организации  всегда индивидуален, неповторим. Но общим для всех организаций является полнота анализа и его многофакторность.

Иногда анализ проводится по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемой полноты и целостности результата. Может проводиться стратегический анализ по отдельным бизнесам или бизнес-процессам [14, с.175].

Анализ внутренней среды организации целесообразно проводить по двум направлениям: эффективности трансформации основных видов ресурсов организации в готовую продукцию и уровню менеджмента в организации.

В качестве ресурсов целесообразно рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности. Подобный анализ внутренней среды назовем Прим-анализом (переработка ресурсов и менеджмента).

PEST-анализ. Для анализа внешней среды чаще всего проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв английских слов policy–  политика,  economy  –  экономика,  society  –  социум  (общество), technology  –  технология.

Политическая составляющая внешней среды оказывает мощное воздействие на все стороны жизнедеятельности организации и проявляется не только в положении государства в международном сообществе, но и в отношении организации со всеми ветвями власти [14, с.166].

Экономические аспекты воздействия внешней среды на организацию проявляются в изменении темпов курса национальной валюты, темпов инфляции (дефляции), ставки рефинансирования Национального банка и прочих параметров, влияющих на деловую активность организации.

Социальные факторы внешней среды в значительной степени связаны с изменением как базовых социокультурных параметров населения, образа его жизни и среды обитания, так и демографической ситуации в стране, в конкретном регионе в частности.

Воздействие технологических изменений на организацию проявляется в стремлении организации опередить своих конкурентов за счет своевременного использования результатов НИОКР.

Все четыре указанных компонента внешней среды взаимосвязаны, поэтому анализ их воздействия на организацию должен быть скорректирован с учетом того, что изменение одного из факторов может как создавать новые возможности для организации, так и нести новые угрозы. Приоритетность указанных факторов для каждой организации имеет свою специфику.

В качестве ближней внешней среды анализируется воздействие на организацию со стороны поставщиков, потребителей, конкурентов и местного сообщества.

Матрица БКГ. Распространенным инструментом анализа и формирования стратегий является портфельная четырехквадрантная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) (таблица 1.2). Она используется в основном для оценки потребности в финансировании, выявления прочности конкурентной позиции. В ней в качестве главных факторов успеха фирмы используются показатели роста спроса на продукцию (рост рынка) и доли на нем фирмы по сравнению с основным конкурентом. (приложение 3)

В соответствии с четырьмя вариантами комбинации факторов подразделения (они делятся на генерирующие финансовые ресурсы и потребляющие их) могут занимать на рынке четыре стратегические исходные позиции относительно возможностей рынка и собственной конкурентоспособности.

Во-первых, позицию растущих продуктов («трудные дети»), т. е. тех, которые находятся в процессе внедрения на данный рынок. Она характеризуется небольшой, но растущей долей последнего и высоким спросом. Для увеличения доли рынка нужны новые инвестиции со значительным риском, поэтому здесь финансовые ресурсы потребляются.

Во-вторых, позицию звездных продуктов («звезды»), отражающую высокий темп роста спроса и большую долю рынка, что обеспечивает генерирование финансовых ресурсов. В то же время для укрепления позиции они могут потребоваться в значительном объеме и самому подразделению.

В-третьих, позицию высокоприбыльных продуктов («дойные коровы»), которым присущ низкий темп роста спроса и значительная доля стагнирующего рынка. Это основной источник прибыли фирмы (здесь финансовые ресурсы потребляются лишь для поддержания текущих операций).

В-четвертых, позицию бесперспективных продуктов («собаки»), которым свойственны низкий темп роста спроса и малая доля свертываемого рынка. Они бесперспективны и подлежат ликвидации, для чего также возникает нужда в деньгах [14, с.178].

Матрица Мак-Кинзи. Развитием модели, построенной на основе матрицы БКГ, является матрица «Мак-Кинзи». Компания «Мак-Кинзи» усовершенствовала Бостонскую матрицу в ходе реализации проекта, который выполнялся по заказу компании «Дженерал Электрик». Усовершенствованная матрица дает более полное представление о стратегическом положении фирмы и обусловленном ею выборе стратегических решений.

С ее помощью можно позиционировать фирму относительно привлекательности рынка и конкурентных преимуществ продукции [8, с. 5].

Матрица Мак-Кинзи представлена в таблице 1.3.(приложение 4)

Привлекательность представляет собой интегральную оценку емкости рынка, темпов его роста; цикличности спроса, динамики цен, подверженности влиянию экономических циклов, тенденций, изменения положения конкурентов и интенсивности конкуренции, особенностей государственного регулирования; оценку текущей и перспективной прибыльности, входных и выходных барьеров, величины производственного и маркетингового эффектов, положения с трудовыми ресурсами; других социально-экономических и политических характеристик.

Информация о работе Стратегическое управление