Стратегическое управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конку¬рентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Этим обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – проанализировать стратегическое управление на предприятии и разработать предложения по его совершенствованию.
Объект исследования курсовой работы – Республиканское унитарное предприятие «Минский автомобильный завод». РУП «МАЗ» является одним из крупнейших производителей большегрузных грузовиков, прицепного состава и автобусов на территории СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием 6
1.2 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечение его устойчивой позиции на рынке 9
1.3 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия 12
1.4 Организация и управление реализацией стратегии 15
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия 22
2.3 Анализ основных элементов стратегического планирования и реализации стратегии развития предприятия 26
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА РУП «МАЗ» 29
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия 29
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Матрица возможностей РУП «МАЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Матрица угроз РУП «МАЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сильные и слабые стороны РУП «МАЗ» 41

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент - Стратегическое управление промышленным предприятием (РУП «МАЗ») - курсовая - МИУ (2008г).doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

     Для этого заводу необходимо закупить и ввести в эксплуатацию гибкие автоматизированные линии по изготовлению кулаков поворотных, комплекс обрабатывающих центров для изготовления картеров редукторов и картеров мостов,  высокоточные зубошлифовальные и круглошлифовальные станки, автоматическую линию для токарной обработки ведущей шестерни редуктора моста, а так же ряд других видов прогрессивного технологического оборудования.

           Реализация наступательной стратегией РУП «МАЗ» должна предусматривать проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции.

           РУП «МАЗ» следует:

  • создать модель тягача нового поколения МАЗ для магистральных перевозок с кабиной повышенной комфортности и ровным полом с последующим созданием модульных автопоездов;
  • создать и освоить создание базовой модели лесовозного тягача нового поколения типа 6х6 структуры полноприводных а/м повышенной проходимости для работы в составе а/поезда с двухосным прицепом г/п 28-29 т.;
  • создать и освоить производство базовой модели двухосного бортового тягача нового поколения типа 4х4 в составе гаммы полноприводных а/м и двухосного прицепа общей г/п 21-22 т. для перевозки грузов по всем видам дорог;
  • создать и освоить производство базовой модели двухосного автомобиля-самосвала типа 4х2 г/п 4,5-5 т. типаразмерного ряда среднетонажных самосвальных автомобилей для строительных и сельскохозяйственных работ.

      Параллельно с решениями основной стратегической цели необходимо осуществить:

  • обновление и  расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
  • техническое перевооружение производства с заменой устаревшего морально и физически изношенного оборудования и технологии на новые более прогрессивные и современные;
  • проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;
  • дальнейшее развитие маркетинговой  деятельности  с  целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;
  • улучшение гарантийного и сервисного обслуживания  продукции завода у потребителей;
  • освоение производства ряда деталей и узлов взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья.

     Таким образом, реализация наступательной стратегии  позволит заводу повысить конкурентоспособность  и качество выпускаемой продукции, обеспечит увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.

3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений

     Стратегией  РУП «МАЗ» предусмотрено обновление производственных фондов, требующее капитальных вложений в размере 23197549 руб.

     Предполагается задействовать два источника финансирования: средства инновационного фонда и собственные средства, из них: собственных средств – 5792549 руб., средств инновационного фонда – 17405000 руб.

     Расчетная годовая экономия по проекту составляет 12325468 руб. Расчетный период, в течение которого осуществляются инвестиции и эксплуатация оборудования, а также извлекается доход от реализации мероприятия, 10 лет.

     Оценка  эффективности проекта по обновлению производственных фондов РУП «МАЗ» предполагает расчет ряда показателей, позволяющих сделать вывод о степени эффективности проекта.

     Норма прибыльности на вложенный капитал составит: 

     

 

     Рассчитаем  норму прибыльности на собственный  капитал: 

     

 

     Рассчитаем  норму прибыльности на средства инновационного фонда: 

     

 

     Определим простой срок окупаемости. При этом учтем, что простой срок окупаемости не должен быть более 5 лет: 

     

 

     Значение  срока окупаемости соответствует принимаемой величине показателя.

     Для принятия решения о финансировании мероприятия рассчитаем чистый дисконтированный доход и индекс прибыльности. Для расчетов нормативная ставка дисконтирования принимается в соответствии с Инструкцией равной 10 % или Е=0,10.

     Результаты  расчета чистого дисконтированного  дохода (ЧДД) при нормативной ставке дисконтирования  и при ставке отразим в табл. 3.1. 

Таблица 3.1 Расчет чистого дисконтированного дохода

Год Капитальные вложения, руб. Экономия, руб. Дисконтированный доход, руб. ЧДД

при Е = 0,10

ЧДД

при Е = 0,12

0 23197549 - - -23197549 -23197549
1 - 12325468 11204971 -11992578 -12192667
2 - 12325468 10186337 -1806241 -2366879
3 - 12325468 9260307 7454066 6406145
4 - 12325468 8418460 15872526 14239203
5 - 12325468 7653146 23525672 21233005
6 - 12325468 6957405 30483077 27477470
7 - 12325468 6324914 36807991 33052886
8 - 12325468 5749922 42557913 38030936
9 - 12325468 5227202 47785115 42475623
10 - 12325468 4752001 52537116 46444094
ИТОГО   123254680 75734665    

 

     Динамический  срок окупаемости:

     

 

     Рассчитаем  индекс прибыльности (доходности): 

     

 

     Индекс  прибыльности равен 3,2648, что по своей  абсолютной величине больше единицы. Это  говорит, что мероприятие экономически эффективно.

     Сведем  показатели оценки эффективности проекта  в табл. 3.2. 

Таблица 3.2 Оценка эффективности проекта

Показатели Значение 

показателя

Норма прибыли на вложенный капитал, % 53,13
Норма прибыли на собственный вложенный  капитал, % 24,97
Норма прибыли на вложенный капитал  из средств инновационного фонда, %  
75,03
Срок  окупаемости проекта, лет 2,03
Чистый  дисконтированный доход, руб. 75734665
Индекс  прибыльности (доходности) 3,2648

 

     Таким образом, в результате расчета полученные значения срока окупаемости проекта, чистого дисконтированного дохода и индекса прибыльности подтверждают эффективность использования средств, направляемых на обновление производственных фондов РУП «МАЗ».

Заключение

     По  результатам курсовой работы можно  сделать следующие выводы. Стратегическое управление ориентировано на поиск новых возможностей в конкурентной борьбе и обеспечение на этой основе перспективной выживаемости предприятия. В его рамках текущие действия организации направляются на подготовку к грядущим изменениям. Для этого конкретизируются и реализуются стратегии, выработанные в рамках стратегического планирования, нацеленные на развитие потенциала фирмы, захват рынков, осуществление инноваций и т. д.

     Анализ  стратегического управления проводился на примере производственного республиканского унитарного предприятия «Минский автомобильный завод».

     Объем товарной продукции РУП «МАЗ» в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом на 9,48 %. Объем реализованной продукции увеличился на 96% и составил 435075 млн.руб. Себестоимость продукции РУП «МАЗ» за анализируемый период значительно увеличилась. Прибыль от реализации в 2007 году составила 34466 млн.руб., по сравнению с 2006 годом она увеличилась на 71,37 %. Рентабельность реализованной продукции снизилась на 1,36 процентных пункта, рентабельность капитала уменьшилась на 2,34.

     В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по  выпуску автомобильной техники.  Основной стратегической целью Минского автомобильного завода на ближайшие годы  является  обеспечение потребностей Союзного Государства конкурентной на внутреннем и внешнем рынках автомобильной техникой, отвечающей  современным требованиям по экологии, экономичности, безопасности, надежности и ресурсу.

     В числе основных приоритетов дальнейшего  развития РУП «МАЗ», на перспективу, в  соответствии с задачами, доведенными  Министерством промышленности Республики Беларусь, определены следующие направления:

  • наращивание  объемов производства автомобильной техники и товаров народного потребления;
  • сохранение рынков сбыта;
  • увеличение  экспорта товаров и услуг;
  • снижение себестоимости товарной продукции;
  • активизация инновационной деятельности;
  • сокращение доли товарообменных операций,
  • проведение наступательной тактики, направленной на внедрение эффективного маркетинга, поиск новых рынков сбыта, разработку концепций планирования и управления.

     Реализация данных направлений будет способствовать адаптации предприятия к внешней среде, в результате чего улучшатся показатели деятельности РУП «МАЗ» и повысится эффективность предприятия.

     Стратегией  РУП «МАЗ» предусмотрено обновление производственных фондов, требующее капитальных вложений в размере 23197549 руб. В результате расчета срока окупаемости проекта, чистого дисконтированного дохода и индекса прибыльности подтверждена эффективность внедрения предложений. 

Список  использованных источников

  1. Викторова Т.С. Формирование стратегии управления промышленным предприятием // Образование, наука и производство: Сборник научных трудов. Т. 5. - Вязьма: ВФ МГИУ
  2. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие / В.Е. Глушаков. - Мн.: Экоперспектива, 2001. - 167 с.
  3. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 624 с.
  4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2002. - 416 с.
  5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

Информация о работе Стратегическое управление предприятием