Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:40, курсовая работа
Цель исследования – разработать проект мероприятий направленных на совершенствовании системы мотивации и стимулирование труда персонала на примере филиала ОАО «РЭУ» «Архангельский».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы проектирования системы мотивации персонала в современных условиях;
провести оценку системы мотивации труда на исследуемом предприятии;
разработать проект мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулировании труда персонала.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.1. Сущность, задачи, функции и роль мотивации персонала в деятельности современного предприятия 7
1.2. Факторы и инструменты мотивации 18
1.3. Особенности проектирования оптимальной системы мотивации персонала 26
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА » 32
2.1. Характеристика предприятия 32
2.2. Оценка эффективности системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии 49
2.3. Анализ проблем мотивации и стимулирования персонала на предприятии 62
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 64
3.1. Планирование показателей стимулирования труда 64
3.2. Рекомендации по улучшению материального стимулирования и повышению его эффективности 71
3.3. Экономическая эффективность мероприятий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Отдел качества |
|
|
Транспортный отдел |
|
- |
Административно-хозяйственный |
|
- |
Тип организационной структуры управления – линейно-функциональный.
Рассмотрим движение персонала на предприятии, таблица 4.
Таблица 4
Расчет коэффициентов движения персонала за 2010-2012 г.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Изменение показателя 2012/2010 | |
ед. |
± % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность персонала на конец года, в том числе: |
1910 |
1850 |
1800 |
-110 |
94,24% |
Приняты на работу, (чел.) |
10 |
12 |
10 |
0 |
100,00% |
Выбыли, (чел.) |
70 |
62 |
40 |
-30 |
57,14% |
В том числе: |
0 |
||||
по собственному желанию, (чел.) |
62 |
60 |
32 |
-30 |
51,61% |
уволены за нарушения трудовой дисциплины, (чел.) |
8 |
2 |
8 |
0 |
100,00% |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,005 |
0,006 |
0,006 |
0,000 |
106,11% |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,032 |
0,032 |
0,018 |
-0,015 |
54,77% |
Коэффициент текучести кадров |
0,037 |
0,034 |
0,022 |
-0,014 |
60,63% |
Коэффициент замещения |
0,031 |
0,027 |
0,017 |
0,015 |
53,06% |
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что текучесть кадров сильная, за три года было уволено 110 человек в основном по собственному желанию.
Проведем анализ кадрового потенциала на предприятии, таблица 5.
Таблица 5
Структура персонала по категориям
Категории персонала |
Периоды |
Отклонение | ||||
2011г. |
2012г. | |||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Административно-управленческий персонал |
380 |
20,54% |
365 |
20,28% |
-15 |
-0,26% |
Рабочие |
1470 |
79,46% |
1435 |
79,72% |
-35 |
0,26% |
Всего |
1850 |
100 |
1800 |
100 |
-50 |
0,00% |
Для полного анализа
Рис. 4 Структура персонала по категориям в 2012 году, %
Анализ структуры персонала по категориям позволяет сделать вывод о том, что основной удельный вес занимают рабочие – 79,72 % к 2012 году. Численность персонала к концу 2012 года сократилась на 50 человек.
Квалификационная
структура персонала
Таблица 6
Квалификационная структура персонала
Образование |
Периоды |
Отклонение | |||||
2011г. |
2012г. | ||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | ||
Высшее профессиональное |
170 |
9,19% |
150 |
8,33% |
-20 |
-0,86% | |
Среднее специальное |
480 |
25,95% |
425 |
23,61% |
-55 |
-2,33% | |
Среднее профессиональное |
1200 |
64,86% |
1225 |
68,06% |
25 |
3,19% | |
Всего |
1850 |
100 |
1800 |
100 |
-50 |
0,00% |
Рис. 6 Динамика квалификационной структуры персонала за 2012 год, %
Таким образом, на предприятии 68,06 % персонала со средним профессиональным образованием, 23,61 % персонала со средне-специальным образованием, 8,33 % с высшим персоналом, это, как правило, административно-управленческий персонал.
Большое значение имеет соотношение
работников различных возрастов. Данное
соотношение рассмотрено в
Таблица 7
Возрастная структура персонала
Возраст |
Периоды |
Отклонение | ||||
2011г. |
2012г. | |||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
До 25 лет |
200 |
10,81 |
190 |
10,56 |
-10 |
-0,26 |
26 – 35 лет |
562 |
30,38 |
558 |
31,00 |
-4 |
0,62 |
36 – 45 лет |
750 |
40,54 |
735 |
40,83 |
-15 |
0,29 |
46 – 55 лет |
256 |
13,84 |
240 |
13,33 |
-16 |
-0,50 |
более 55 |
82 |
4,43 |
77 |
4,28 |
-5 |
-0,15 |
Итого |
1850 |
100 |
1800 |
100 |
-50 |
0,00 |
Рис. 7 Динамика возрастной структуры персонала в 2011 г., %
Рис. 8. Динамика возрастной структуры персонала в 2012 г., %
Анализ возрастной структуры персонала предприятия показывает, что в 2012 году на предприятии преобладает численность работников в возрасте 36-45 лет, их общая доля в структуре персонала в 2012 г. составила 40,83 %, в возрасте 26-35 лет –31,00 %.
Для более подробного анализа персонала необходимо также рассмотреть структуры персонала, по общему стажу работы, таблица 8.
Таблица 8
Структура персонала по общему стажу работы
Стаж |
Периоды |
Отклонение | ||||
2011г. |
2012г. | |||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
До 5 лет |
50 |
2,70 |
45 |
2,50 |
-5 |
-0,20 |
6-10 лет |
450 |
24,32 |
430 |
23,89 |
-20 |
-0,44 |
11-15 лет |
780 |
42,16 |
765 |
42,50 |
-15 |
0,34 |
16-20 лет |
400 |
21,62 |
395 |
21,94 |
-5 |
0,32 |
Свыше 20 лет |
170 |
9,19 |
165 |
9,17 |
-5 |
-0,02 |
Итого |
1850 |
100 |
1800 |
100 |
-50 |
0,00 |
Рис. 9 Динамика структуры персонала по общему стажу работы в 2011 г., %
Рис. 10 Динамика структуры персонала по общему стажу работы в 2012 г., %
Таким образом, видим, что в структуре персонала предприятия по общему стажу работы в 2012 году наибольшую долю занимали работники с общим стажем работы 11-15 лет – 42,50 %, от 6-10 лет – 23,89 %.
Оплата труда на предприятии осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда.
Между квалификацией работника и эффективностью его труда существует прямая зависимость: чем выше его профессиональный уровень, тем выше производительность его труда.
На выполнение
одной и той же работы у квалифицированных
работников уходит значительно меньше
времени, чем у менее квалифицированных.
Более квалифицированные
Все применяемые в филиале ОАО «РЭУ» «Архангельский» методы обучения можно разделить на два вида: внутреннее и внешнее обучение.
Рассмотрим, какие виды внутреннего обучения применяются для обучения персонала.
Начальное обучение. В рамках процесса обучения персонала происходит «ориентация» персонала, когда происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны филиала ОАО «РЭУ» «Архангельский».
Введение в должность нового сотрудника происходит под наблюдением опытного наставника.
На этом этапе новый сотрудник проходит начальное обучение, которое заключается в системе инструктажей наставника и указаний руководителя. Ежедневно руководитель дает задания новичку и ему же новый сотрудник отчитывается о проделанной работе.
Начальное обучение сотрудник проходит на основе выполнения конкретных заданий руководителя. Наставник в процессе выполнения задания корректирует работу новичка и тем самым обучает его верно и качественно выполнять непосредственные обязанности. Таким образом, начальное обучение нового сотрудника затягивается до тех пор, пока сотрудник не сможет самостоятельно выполнять весь круг своих непосредственных обязанностей без подсказок и подробных разъяснений руководителя. Если новый сотрудник хорошо усвоил принципы работы и понял, что от него требуется, он начинает испытывать чувство повышенной ответственности.