Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:40, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность ситуационной теории в контексте подходов к управлению.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
раскрыть ситуационные концепции менеджмента в контексте подходов к управлению;
рассмотреть ситуационные теории и модели управления, в которых даны рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях, при этом учитывая обязательные шаги, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к ситуационному менеджменту…………………………………………………………………………5
Истоки возникновения ситуационного подхода к управлению…….5
Основные положения ситуационной теории управления…………...8
Глава 2. Ситуационные теории и модели управления…………………………12
Сущность теории «7 – S»……………………...……………………..12
Ситуационная модель руководства Фидлера……………………….13
2.3 Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда……………15
2.4 Модель лидерства «путь – цель» Хауза и Митчелла……………….18
2.5 Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона…………...20
Глава 3. Совершенствование ситуационных инструментов менеджмента как фактор эффективного решения управленческих задач…………………………..21
3.1 Условия эффективного применения ситуационного подхода к управлению………………………………………………………..………………..21
3.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте….22
3.3 Ограничения в применении ситуационной теории………………....24
Заключение……………………………………………………………………….…27
Список литературы…………...……………………………….……………………28
Приложения
3.3. Ограничения
в применении ситуационной
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторах, которые существуют внутри их собственных организаций.
Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.
Технологические ограничения
определяются типом и гибкостью
организационных средств
Технология во многом определяет
и степень взаимозависимости
среди различных сегментов
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях.
Как в случаях сборочного
конвейера. Другие могут быть
вовлечены в более комплексные
и менее регламентированные
Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации групп рабочих.
Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему.
В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критике.
Некоторые считают, что у
него недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в
С другой стороны, его защитники
утверждают, что одним из наиболее
полезных ответов на вопросы «Как
мы будем делать это?» и «Что мы
будем делать дальше?» является:
«Это все зависит от…». В ситуационном
подходе, прежде чем принять какое-либо
управленческое решение современные
менеджеры должны проанализировать
ситуацию, а затем, посмотрев все
разнообразные школы
Ситуационные теории управления
дают рекомендации относительно того,
как следует поступать в
При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;
Ситуационные теории, давая
описание того, как подстроить организацию
к конкретным требованиям, как производить
изменения и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как
создавать и развивать
С точки зрения этих теорий,
управление – это в первую очередь
искусство менеджеров понять ситуацию,
вскрыть ее характеристики и выбрать
соответствующее управление, а уж
потом следовать научным
Заключение
Современные представления об управлении организациями вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное из достигнутого менеджментом. Суть его проста – все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы.
Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано ранее, в частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные методы управления, жесткое закрепление функций и др.
Не существует плохих
или хороших методов
На основании вышеизложенного сформулируем следующие выводы:
точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений.
Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.
Список литературы
стратегии к действию, 2004.
2007.
2007.
10) Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент, 2008.
11) Фидельман Г.Н. и др. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности, 2005.
12) Шаш Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. – М.:ИЗД «РАВНОВЕСИЕ», 2007.
Приложение 1
Недружественен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дружественен |
Приятный |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Неприятный |
Все отвергающий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Все принимающий |
Напряженный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расслабленный |
Определение лидерского стиля
Приложение 2
Примеры применения модели ситуационного лидерства «путь-цель»
Ситуация |
Стиль лидера |
Воздействие на подчиненного |
Результат | |
1. |
Амбициозное задание |
Директивный стиль |
Обеспечивает направленности и ясность в действиях |
Прилагается больше усилий |
2. |
Недостаточное вознаграждение |
Директивный стиль |
Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение |
Прилагается больше усилий |
3. |
Утомительная и неинтересная работа |
Поддерживающий стиль |
Увеличивает интерес к работе |
Прилагается больше усилий |
4. |
Неуверенность в силах |
Поддерживающий стиль |
Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения |
Прилагается больше усилий |
5. |
Отсутствие возможности отличиться |
Стиль, ориентированный на достижения |
Обеспечивает напряженные и делающие вызов цели |
Прилагается больше усилий |
6. |
Задача или цель не определены |
Участвующий стиль работы |
Выясняются цели и параметры |
Прилагается больше усилий |
Приложение 3
Модель Стинсона и Джонсона (выбор лидерского стиля в зависимости от ситуации)
Структурированность работы | |||
Низкая |
Высокая | ||
Возможности последователей – высокие |
Низкий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Высокий интерес к отношениям и высокий интерес к работе | |
Возможности последователей – низкие |
Высокий интерес к работе и низкий интерес к отношениям |
Высокий интерес к отношениям и низкий интерес к работе |
Информация о работе Сущность и значение ситуационного подхода в менеджменте