Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и анализ эффективности существующей системы стимулирования в КРЦ «Квадрат», анализ применяемых методов стимулирования и разработка путей его совершенствования. А также более детальное изучение теоретических основ по выбранной теме.
Для реализации поставленной цели потребовалось решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы стимулирования труда;
2. Оценить существующую систему стимулирования труда работников выбранной организации, провести анализ и социальные исследования;
3. На основе выявленных недостатков разработать комплексные рекомендации по совершенствованию стимулирования труда в организации и определить их экономическую эффективность
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение стимулирования труда……………………………..5
1.1 Сущность и значение стимулирования труда…………………………………...5
1.2 Классификация, направление и задачи стимулирования труда…………….....7
1.3 Методический подход к изучению стимулирования труда………………….....10
Глава 2. Практический анализ КРЦ «Квадрат»……………………………………..12
2.1 Характеристика социально экономической и организационной деятельности предприятия…………………………………………………………………………....12
2.2 Социальные исследования стимулирования труда в организации……….…..17
2.3 Анализ эффективности применяемой системы стимулирования……………....21
Глава 3. Комплексная рекомендация КРЦ «Квадрат»…………… ………………25
3.1 Выводы по результатам анализа стимулирования труда………………………25
3.2Предложения по оптимизации стимулирования труда и пути его совершенствования……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………………….35
Приложения………………………………………………………………………………37
Для оценки обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами определяется абсолютное отклонение по численности работников предприятия в целом, в том числе по отдельным группам и категориям персонала, путем сравнения фактической численности с численностью в соответствующем предыдущем отчетном периоде. При анализе численности персонала рассматривается также изменение численности отдельных групп и категорий персонала в процентах к предыдущему году. Особенно важно выявить причины изменения численности отдельных категорий персонала. Значительное отклонение по численности отдельных категорий персонала могут быть следствием невыполнения планируемых мероприятий по высвобождению работников либо не укомплектованности персонала и т.п.
Таблица 2.2.2. Динамика численности работников КРЦ «Квадрат» по категориям
Категории работников |
Численность работников, чел. | |||||
2009 г |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, чел. | |||
2010 к 2009 г. |
2011 к 2010 г. |
2011 к 2009 г. | ||||
Руководители |
5 |
8 |
6 |
3 |
-2 |
1 |
Специалисты |
39 |
39 |
37 |
0 |
-2 |
-2 |
Рабочие |
130 |
215 |
292 |
85 |
77 |
162 |
Общая численность |
174 |
262 |
335 |
52 |
73 |
161 |
По данным таблицы, можно сказать, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение персонала практически по всем категориям. Особенно выражено увеличение по категории «рабочие». В 2011 году также происходит ярко выраженное увеличение по категории «рабочие», вызвано это в основном тем, что происходит расширение зоны обслуживания, увеличивается спектр предлагаемых услуг. Ниже представлена динамика численности персонала по категориям в графическом изображении. (рис. 2.2.1)
Большое значение в современных условиях хозяйствования приобретает изучение качественной характеристики состава работающих так как. производительность труда во многом зависит от качественной характеристики рабочих, а уровень организационной, технической и экономической работы – от качественной характеристики руководителей и специалистов.
Таблица 2.2.3. Разделение персонала по половому признаку
Пол |
Численность работников, чел. | |||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, чел. | |||
2010 к 2009 г. |
2011 к 2010 г. |
2011 к 2009 г. | ||||
Мужской |
98 |
192 |
189 |
94 |
-3 |
91 |
Женский |
76 |
70 |
146 |
-6 |
76 |
70 |
Всего |
174 |
262 |
335 |
52 |
73 |
161 |
Из таблицы видно, что 2010 году по сравнению с 2009 годом количество мужского пола увеличилось на 94 человек, а женского сократилось на 6 . В 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло увеличение работников женского пола на 76 человек, а мужского пола сократилось на 3 человека.
Таблица 2.2.5. Разделение персонала КРЦ «Квадрат» по возрастному уровню
Год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||||||||
до 20 лет |
от 20 до 45 лет |
от 45 до 60 лет |
свыше 60 лет |
до 20 лет |
от 20 до 45 лет |
от 45 до 60 лет |
свыше 60 лет |
до 20 лет |
от 20 до 45 лет |
от 45 до 60 лет |
свыше 60 лет | |
Руководители, в т.ч. руководители департаментов, начальники групп |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
5 |
3 |
0 |
0 |
4 |
2 |
0 |
Специалисты |
0 |
41 |
15 |
0 |
0 |
60 |
41 |
0 |
0 |
72 |
40 |
0 |
Рабочие |
20 |
61 |
35 |
2 |
36 |
86 |
34 |
5 |
40 |
120 |
57 |
6 |
Всего |
20 |
102 |
50 |
2 |
36 |
146 |
75 |
5 |
40 |
192 |
97 |
6 |
Анализ показывает, что образовательный уровень в 2011 году по сравнению с 2009 годом вырос не значительно. На предприятии в основном работают сотрудники в возрасте от 20 до 45 лет, практически нет сотрудников свыше 60 лет.
Рассмотрение информации о составе работающих по полу, возрасту, стажу работы, образованию в динамике за ряд лет позволяет выявить закономерности в изменении состава работников предприятия.
Анализ возрастной структуры важен в связи с тем, что заметное нарушение в возрастной структуре персонала может изменить психосоциологическое равновесие внутри предприятия и создать серьезные проблемы найма рабочей силы. [12,c.46]
Заработная плата является основным стимулом трудовой деятельности человека. И если менеджеры не уделяют должного внимания мотивации персонала, высока вероятность, что они столкнуться с единичными или даже массовыми случаями пассивности, разочарования работников, что неизбежно приведет к снижению производительности труда, ухудшению климата в организации.
Система оплаты – одна из наиболее важных и чреватых противоречиями областей производственных отношений. Приемлемая и эффективная система оплаты, способствующая достижению необходимого уровня производительности и обеспечивающая справедливый и надежный уровень заработка, важна в деле организации гармоничного и эффективного рабочего процесса.[4,c.35]
По рассматриваемому предприятию имеются следующие данные о заработной плате работников (прил. 2,3,4). По рассматриваемому предприятию имеются следующие данные о заработной плате работников (прил. 2,3,4).
Таблица 2.2.8. Анализ средней заработной платы работников предприятия КРЦ «Квадрат»
Категория |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Темп роста, % | ||
2010г. к 2009 к |
2011г. к 2010 г. |
2011 г. к 2009 г. | ||||
Руководители |
22911,4 |
22790,5 |
23001,7 |
99,47 |
100,93 |
100,39 |
Специалисты |
14422,9 |
15886,6 |
16787,2 |
107,94 |
99,50 |
107,41 |
Рабочие |
10319,4 |
12200,5 |
14500,6 |
105,40 |
101,74 |
107,24 |
Проведенный анализ показывает, что средняя заработная плата КРЦ «Квадрат» незначительно меняла свой характер и ее снижение зависело лишь от численности сотрудников той или иной категории. Данные анализа показывают достаточную стабильность финансового положения предприятия за ряд лет.
К числу стимулирующих выплат относится оплата за дополнительные часы работы. Каждый дополнительный час оплачивается в 1,5 больше обычной рабочей смены. Необходимо уделить внимание характеристике движения рабочей силы. Для этого составим вспомогательную таблицу. (табл. 2.2.7)
Таблица 2.2.7. Движение численности персонала КРЦ «Квадрат»
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011год |
Среднесписочная численность работников, чел. |
174 |
262 |
335 |
Принято с начала года, чел. |
43 |
50 |
61 |
Выбыло – всего в том числе:
|
38
12 - |
42
37 - |
50
44 - |
Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей.
Таблица 2.2.7. Расчет коэффициентов оборота по приему, оборота по выбытию, общего оборота, текучести, стабильности и сменяемости кадров за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
20,1 |
20,1 |
20,7 |
Коэффициент оборота по приему, % |
24,8 |
21,7 |
12,9 |
Коэффициент текучести, % |
8,6 |
11,2 |
11,8 |
Коэффициент общего оборота, % |
45 |
41,7 |
33,7 |
Коэффициент сменяемости кадров, % |
20,1 |
20,1 |
12,9 |
Коэффициент стабильности кадров, % |
79,9 |
79,9 |
87,1 |
Данные о движении
персонала свидетельствуют, о высоких
коэффициентах оборота
Проанализировав деятельность предприятия в период с 2009–2011 год, выявлены некоторые недостатки в организации и управлении персоналом. Недостатки следующего характера:
2.2 Социальные исследования стимулирования труда в организации
Для определения отношения к труду и факторов его мотивирующих, я провела анкетный опрос в КРЦ «Квадрат» и получила, такие данные.
Таблица 2.5.1. Отношение к труду
Почти всегда |
Не всегда |
Почти никогда | ||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Всегда ли Вы работаете в полную меру сил и способностей? |
94 |
56,46 |
226 |
36,04 |
37 |
7,50 |
Успешно ли Вы справляетесь с выполнением сменного задания (норм выработки)? |
89 |
79,99 |
78 |
18,82 |
20 |
3,19 |
Стремитесь ли Вы добиваться лучших результатов в своей работе? |
91 |
41,63 |
63 |
38,76 |
83 |
19,62 |
Предпринимали ли вы какие-либо действия для улучшения организации труда? |
82 |
17,86 |
55 |
32,70 |
98 |
49,44 |
Бывали ли у Вас опоздания на работу и преждевременный уход с нее? |
51 |
8,13 |
49 |
18,98 |
107 |
72,89 |
Информация о работе Сущность и значение стимулирования труда