Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:27, реферат
Изучение истории менеджмента может привнести первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу развития в условиях культурной среды. Изучение прошлого делает картину настоящего более логичной и конкретной. Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий.
Лидерство Макгрегор рассматривал как определенное социальное отношение, понятие которого определяют четыре переменные.
1. Характеристика лидера.
2. Характеристика его последователей (потребности, позиции и др.).
3. Характеристика
организации, в которой он
4. Политическая,
экономическая и социальная
Характеризуя лидерство, Макгрегор подчеркивал: «Лидерство не является качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных».
Развивая свою концепцию, Макгрегор пришел к выводу о необходимости создания новой теории и практики. Он разрабатывает дихотомию теорий, условно обозначив их теория Х и теория Y. Это – две модели поведения руководителей. Первая модель (теория X) соответствовала сложившимся взглядам на проблемы социального управления; вторая модель (теория Y) базировалась на интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе.
Д. Портер и Э. Лоулер – авторы мотивационной процессуальной теории (теория ожидания + теория справедливости).
Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это заключение коренным образом отличается от тех позиций, на которых стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что удовлетворенные работники дают лучшие результаты.
Заслуга Портера и Лоулера заключается в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации.
Д. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время)
Школа
науки управления дает понимание
сложных управленческих проблем
благодаря разработке и применению
моделей, а также развивает
Математика,
статистика, инженерные науки и связанные
с ними области знания внесли существенный
вклад в теорию управления. Их влияние
можно проследить в применении Тейлором
Ф.У. научного метода при анализе
работы. Но до Второй мировой войны
количественные методы использовались
в управлении недостаточно широко.
Сгруппированные под общим
Важным вкладом школы науки управления является разработка в конце 60-х гг. ситуационного подхода, первоначальное упоминание о котором было сделано еще в 20-е гг. М.П. Фоллетт, открывшей «закон ситуации». Ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением об организационных проблемах и их решениях.
Первой
работой в области
Т. Бернс, Г. Сталкер – американские теоретики менеджмента 50–60-х гг., занимались исследованием типов организационных структур; соавторы книги «Управление инновациями» (1961 г.).
Свое исследование Бернс и Сталкер провели на двадцати фирмах, производящих машиностроительную продукцию, электронное оборудование, искусственный шелк и др. Они рассмотрели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления: для стабильных условий – «механистистическая» структура, а для изменяющихся условий – «органическая» структура. «Механистическая» структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры свойственно изменение целей, задач и пр. в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факто ры), влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более десяти.
Л. фон Берталанфи (1901–1972 гг.), австрийский биолог-теоретик, с 1949 г. жил в США и Канаде. Выдвинул первую в современной науке обобщенную системную концепцию («общую теорию систем»), задачи которой – разработка математического аппарата описания разных типов систем, установление изоморфизма законов в различных областях знания («Общая теория систем», 1968 г.).
Основное
направление школы науки
Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877 гг.). Появление первых экономико-математических моделей было вызвано разработкой теории предельного равновесия. Один из основателей этой теории швейцарский экономист Л. Вальрас (1834–1910 гг.), который построил общую экономико-математическую модель народного хозяйства, создал модель общего экономического равновесия.
У. Джевонс (1835–1882 гг.), английский логик, экономист, статистик, создал систему логики, основанную на принципе замещения равных. Построил «логические счеты» и логическую машину. Сторонник теории предельной полезности. Применял логико-математический аппарат к анализу экономических явлений. Впоследствии Ф.Г. Эджуорт, а затем и В. Парето разработали математические модели предпочтений потребителей.
В 1930 г. в Кливленде (США), было образован о «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», членами которого были известные экономисты Й. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Начиная с 1950-х годов и по настоящее время математические методы получили широкое распространение в экономических исследованиях.
Первые разработки по кибернетике и методам исследования операций появились в середине 40-х гг. Перед разработчиками ставилась задача – исследовать процессы принятия решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники. Управленческие проблемы стали исследоваться по нескольким направлениям: исследование операций, теория принятия решений, эконометрика и др.
Теория
управленческих решений представляет
собой самостоятельную
Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного и технического характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура – построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа – вычислительные машины и информационные системы. С 1950-х годов он применяется в экономике, сфере управления, при решении проблем освоения космоса и др. Термин «системный анализ» иногда употребляется как синоним системного подхода.
Определение, данное корпорацией РЭН»: «Системный анализ – это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где возможно) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемые не достаточны».
Первоначально
системный анализ разрабатывался и
применялся Министерством обороны
США для решения военных
Системный анализ является основой прогнозирования. Первоначально школа науки управления занималась прогнозированием отдельных явлений, объектов, факторов. В настоящее время большое внимание уделяется теоретической разработке различных прогнозирующих систем. Созданы модели планирования, программирования и разработки бюджета, модели прогнозирования научно-технического и экономического развития, модели прогнозирования и оценки для управления разработками (системы FAME) и многие другие.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению.
Информационный период
Данный период представлен количественной школой управления.
Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления.
В это время разрабатывается идея системной теории, которая заключающается в том, что все действия обязательно должны быть взаимосвязаны и не приниматься изолированно от других. Системный подход позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
В 70-е гг. появилась идея
открытой системы, согласно которой, организация
имеет тенденцию
Этот же период ознаменовался
появление ситуационного
Влияние науки управления, или количественного подхода, было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь очень немногие руководители имели образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.
Перспективы развития менеджмента.
Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные в предыдущем разделе, не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям.
1. Рациональное
сочетание рынка и
2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
4. Достижение стратегических
и оперативных целей
5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
6. Резкое повышение
уровня квалификации и
7. Использование
в практике управления
8. Совершенствование
структур управления за счет
большей децентрализации
9. Постоянная забота
о повышении квалификации
10. Максимальное
использование инноваций,
11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и Интранет).
12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.
В настоящее время
в России наблюдается
• менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;
• менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;
• менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка.
Только в этом случае менеджер будет способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.
Информация о работе Сущность и содержание истории менеджмента