Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать сущность стратегического планирования как процесса и анализ его этапов на примере предприятия.
Исходя из цели, требуется решить следующие задачи:
исследовать сущность стратегического планирования;
проанализировать виды и классификацию стратегий развития;
проанализировать методологические аспекты стратегического планирования;
провести оценку экономических показателей деятельности предприятия;
проанализировать положение фирмы на рынке, внешнее и внутреннее окружение;
выявить проблемы и предложить стратегию.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность и структура стратегического планирования…………………………5
1.2. Характеристика этапов стратегического планирования……………………….11
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………………………………….20
2.1. Система методологии и логики стратегического планирования……………...20
2.2. Принципы методологии стратегического планирования……………………...25
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ……………………………………………………………………...31
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия…………………………...31
3.2. Практика стратегического планирования в фирме ИП Замалтдинов
на рынке……………………………………………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………55
На основе искомого соответствия между потребностями и ресурсами можно завершить разработку прогнозов и формировать стратегический план.
2.2. Принципы методологии стратегического планирования
Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.
Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, для него также общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:
Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.
Принцип единства
централизма и
Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений
Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.
Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее содержание.
1. Принцип единства
экономики и политики при
2.Принцип единства
централизма и
3.Принцип научной
обоснованности и
а) действие всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности и экономических законов рыночного хозяйства, и законов развития социальных отношений, и законов развития науки и техники;
б) глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники, в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики. Материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;
в) на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое вооружение, конструкцию и обновление производства, восприимчивость к научному прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;
г) обеспечение в процессе стратегического планирования органического единства стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;
д.) повышение степени
достоверности планово-учетной
е.) постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;
ж) обеспечение комплексного
использования всех других элементов
методологии стратегического
4.Принцип сочетания общих
и локальных интересов при
приоритете интересов более
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Установлено, что под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:
Выявлено, что методологические подходы стратегического планирования могут быть реализованы только с помощью специальных показателей. Разработка стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей, которая должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП ЗАМАЛТДИНОВ
3.1. Оценка стратегического потенциала предприятия
Предприятие существует с 2003 г. Цель деятельности – получение прибыли.
Основными видами деятельности предприятия являются:
Целью деятельности фирмы является производство и реализация конкурентоспособной продукции в соответствии с потребностями рынка, повышение ее качества и расширение номенклатуры для получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, собственника имущества. Продукция фирмы благодаря надежности, долговечности и комфортабельности известна не только в нашей области, но и во многих областях России. Организационная структура комплекса представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Организационная структура управления мебельного салона ИП Замалтдинов
Исходя из данной схемы можно сделать вывод, что в управленческой структуре фирмы используется принцип функциональной департаментизации, который применяется сейчас на большинстве производственных предприятий. Так учетно-финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, коммерческий отдел - учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, производственная служба занимается непосредственно вопросами производства продукции.
Далее необходимо провести анализ стратегического потенциала и процесса формирования стратегии предприятия. Проведем анализ основных показателей деятельности фирмы и его ассортимент. Для того чтобы охарактеризовать экономическое состояние предприятия, проведем анализ по ряду показателей, характеризующих основные производственные фонды, трудовые ресурсы, финансовый результат деятельности. Технико-экономические показатели «Мебельного салона» за период с 2007 - 2009 г. представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Технико-экономические показатели мебельного салона ИП Замалтдинова за 2007 – 2009 гг.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Темп роста ,% | |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | ||||
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
53640 |
55960 |
49087 |
104,3 |
87,7 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
52080 |
54431 |
47395 |
104,5 |
87,1 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
17008 |
18114 |
18236 |
106,5 |
100,6 |
Численность, чел. |
13 |
13 |
13 |
- |
- |
Среднегодовая заработная плата, руб. |
5080 |
5470 |
6300 |
107,6 |
115,1 |
Среднегодовая выработка 1 работника, тыс. руб. |
4126,15 |
4304,61 |
3775,92 |
104,3 |
87,7 |
Фондоотдача, тыс. руб. |
3,15 |
3,09 |
2,61 |
98,0 |
84,4 |
Фондоемкость, тыс. руб. |
0,32 |
0,32 |
0,37 |
- |
115,6 |
Фондовооруженность, тыс. руб. |
1308,31 |
1393,38 |
1402,77 |
106,5 |
100,6 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
3202 |
614 |
474 |
19,1 |
77,1 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3153 |
207 |
206 |
6,5 |
99,5 |
В 2009 г. выручка от продажи товаров, продукции сократилась на 87,7% по сравнению с 2008 г., с 55960 тыс. руб. до 49087 тыс. руб. В 2009 г. на предприятии трудилось 13 чел. Как видно из таблицы 3.1 численность за исследуемый период осталась неизменной. В целях социальной защиты работников предприятия за рассматриваемый период заработная плата увеличивалась на 15% и составила в 2009 г. 6300 руб. На предприятии действует сдельно-премиальная, повременная и контрактная системы оплаты труда. Удельный вес рабочих - сдельщиков - 38% , повременщиков – 36,35% в общей численности ППП.
Информация о работе Сущность и структура стратегического планирования