Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:11, курсовая работа
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
Глава 1 Сущность конкуренции и основы конкурентного
поведения фирм……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие, цели и задачи конкуренции…………………………………………..4
1.2 Виды и стратегии конкуренции………………………………………………..8
Глава 2 Организация конкурентного поведения на рынке………………………20
2.1 Методы конкуренции ………………………………………………………….20
2.2 Способы ведения конкурентной борьбы……………………………………...22
Глава 3 Оценка конкурентного поведения ЗАО «ШОРО»……………………...24
3.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….24
3.2 Анализ конкурентных стратегий и методов
конкуренций ЗАО «ШОРО»……………………………………………………….28
3.3 Совершенствование стратегий конкуренции ЗАО «ШОРО»………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Сущность конкуренции и основы конкурентного
поведения фирм……………………………………………………………………
1.1 Понятие, цели и задачи конкуренции…………………………………………..4
1.2
Виды и стратегии конкуренции……………………………………………….
Глава 2 Организация конкурентного поведения на рынке………………………20
2.1 Методы конкуренции ……………………………
2.2 Способы ведения конкурентной борьбы……………………………………...22
Глава 3 Оценка конкурентного поведения ЗАО «ШОРО»……………………...24
3.1 Общая характеристика
3.2 Анализ конкурентных стратегий и методов
конкуренций ЗАО «ШОРО»……………………………………………………….28
3.3 Совершенствование стратегий конкуренции ЗАО «ШОРО»………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция,
хотя и связана с определёнными
издержками (усиливает социально-
Говоря о достоинствах конкуренции и рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые они не могут решить по своей природе.
С переходом Кыргызстана на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в КР стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой, теме мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек, В. Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рынка и конкуренции.
Цель моей курсовой работы выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды, а также рассмотреть ее базисные стратегии и то, какую роль она играет в рыночной экономике.
Задачей курсовой работы является:
Конкуренция – (от лат. сoncurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. 1
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции:
Первый
определяет конкуренцию как
Второй
подход рассматривает конкуренцию
как элемент рыночного
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Наиболее типичные определения конкуренции:
Конкуренция
выступает в качестве силы, обеспечивающей
взаимодействие спроса и предложения,
уравновешивающей рыночные цены. В
результате соперничества продавцов
и покупателей устанавливается
общая цена на однородные товары и
конкретный вид кривых спроса и предложения.
«Конкуренция обеспечивает функционирование
рыночного механизма
Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.3
В современной
микроэкономической теории конкуренция
понимается как некое свойство рынка.
Такое понимание возникло в связи
с развитием теории морфологии рынка.
В зависимости от степени совершенства
конкуренции на рынке выделяются
различные типы рынков, для каждого
из которых свойственно
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.4
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.5
Во-первых,
конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Во-вторых,
конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия производства и
реализации товаров и услуг. Она
как бы подсказывает товаропроизводителям,
сколько капитала они должны вложить
в производство того или иного
товара. Предположим, что один продавец
затратил на производство какого-нибудь
товара больше средств, чем другой.
При такой ситуации, когда на рынке
установится равновесная цена на
данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
В-третьих,
конкуренция стимулирует
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются
КОНТРОЛЯ
Конкуренция контролирует экономическую силу каждого предприятия.
Инновация по давлением конкуренции.
Адаптация по давлением конкуренции.
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий по принципу вознаграждения по результатам.
МОТИВАЦИИ
Позитивные санкции (лучшее качество-прибыль)
Негативные санкции (нет реакции на пожелания потребителей-убытки)
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Предприниматель должен предлагать те товары, которые предпочитает потребитель.
ФУНКЦИИ
Рис 1.1 Функции конкуренции.
Масштаб
интенсивности конкуренции
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, сходство или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации. Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Монополия
Рис. 1.2 Структура рынка конкуренции.6
Совершенная конкуренция.
Рынок совершенной конкуренции – состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например, пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Продавцы, также, не будут запрашивать цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Колебания цены могут быть довольно интересными, сравните цену яблок в конце лета и весной, – но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. Спрос абсолютно эластичен. Рынок для каждой фирмы невелик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковы. Важную роль играет надежная репутация фирмы. Продавец на этих рынках не тратит много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо, до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.7
Информация о работе Сущность конкуренции,организация конкурентного поведения фирм