Сущность конкуренции,организация конкурентного поведения фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
Глава 1 Сущность конкуренции и основы конкурентного
поведения фирм……………………………………………………………………...4
1.1 Понятие, цели и задачи конкуренции…………………………………………..4
1.2 Виды и стратегии конкуренции………………………………………………..8

Глава 2 Организация конкурентного поведения на рынке………………………20
2.1 Методы конкуренции ………………………………………………………….20
2.2 Способы ведения конкурентной борьбы……………………………………...22

Глава 3 Оценка конкурентного поведения ЗАО «ШОРО»……………………...24
3.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….24
3.2 Анализ конкурентных стратегий и методов
конкуренций ЗАО «ШОРО»……………………………………………………….28
3.3 Совершенствование стратегий конкуренции ЗАО «ШОРО»………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа.docx

— 177.26 Кб (Скачать файл)

Несовершенная конкуренция.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий  чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях с рыночной средой. Во – первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во – вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию  принято подразделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество  других, например:8

  • монопсония – это наличие на рынке одного потребителя какого-либо товара, что позволяет ему контролировать цену этого товара;
  • фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию;
  • олигопсония – это наличие на рынке товара, потребляемого несколькими потребителями, что позволяет им существенно влиять на цену товара, но требует от них принимать во внимание реакцию конкурентов;
  • когда сталкиваются монопсонист – покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию;
  • если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Классификация форм рынка.

Рыночные структуры  можно также классифицировать по форме. Форма предложения – конкуренция  между продавцами. Форма спроса –  конкуренция между потребителями.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний  форм рыночного предложения и  спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (см. табл. 1.1). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурентным, ограничиваясь изучением различных форм предложения

Монополистическая конкуренция.

Теория монополистической  конкуренции разработана в трудах английского экономиста Дж. Робинсон и американского ученого Э. Чемберлина. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход.9

Однако (и это черта, присущая монополии) все фирмы отрасли  располагают определенными возможностями  видоизменять цену производимого ими  товара, поскольку, относительно большое  число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

 

Таблица 1.1

Классификация форм рынка

Олигополия.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и  маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого – либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.10

 

Таблица 1.2

Виды монополий

Разнообразие видов монополий

(по Элвину Дж. Долану и Дэйвиду Е. Линдсею)

Закрытая монополия

Естественная монополия

Открытая монополия

Монополия, защищенная

юридическими запретами,

наложенными на конкуренцию.

Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает  весь рынок.

Монополия, при которой  одна фирма, по крайней мере, на некоторое  время становится единственным поставщиком  продукта, но не имеет специальной  защиты от конкуренции.


 

Монополия.

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

В случае чистой монополии  барьеры для вступления в отрасль  достаточно велики, и это практически  блокирует проникновение конкурентов  на монополизированный рынок.

Таблица 1.3

Характеристика рынков конкуренции

Чистая конкуренция

Характеризуется

  1. Множеством мелких фирм.
  2. Однородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из       отрасли).
  4. Равным доступом ко всем видам информации.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется

  1. Множеством мелких фирм.
  2. Неоднородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется

  1. Небольшим числом крупных фирм.
  2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
  3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

Монополия

Характеризуется

  1. Одной фирмой.
  2. Уникальностью продукции.
  3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.

    Базовые стратегии конкуренции

    Стратегия предприятия  – интегрированная модель действий, направленных на достижение целей предприятия. По форме она может представлять собой документ; по сути и содержанию – это свод правил принятия решений, используемый для направления деятельности предприятия. Если миссия определяет глобальную цель предприятия, то стратегия является инструментом достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим направление и характер движения, путь к достижению цели. На основе стратегии распределяются ресурсы между выбранными сферами деятельности предприятия, а для ее осуществления необходима соответствующая программа.11

    Программу можно  рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой  задание с указанием целей  по времени, затратам и результатам. Программа начинается в точке, в  которой цель каждой сферы деятельности уже сформулирована, а ресурсы  распределены, и заканчивается в  точке достижения цели или решения  о прекращении работы в данной сфере и перераспределении ресурсов.

    В настоящее  время существует множество классификаций  стратегий в зависимости от основополагающих признаков деления. Так, по критерию сочетания признаков стратегическая цель/стратегическое преимущество и  в соответствии с основными методами конкурентной борьбы различают следующие виды базовых стратегий конкуренции (схема 1.2):12

    1. низкоценовой производитель – стратегия минимизации издержек;
    2. дифференциация – продуктовая стратегия, основанная на изменении качества или обслуживания товара;
    3. фокусированная ниша – стратегия фокусирования на географических рынках, функциях продукта;13
    4. стратегия инноваций.

     

    БАЗОВЫЕ СТРАТЕГИИ

    Минимизация издержек

    Фокусированная ниша

    Стратегия инноваций

    Дифференциация

    Оперативное реагирование

    Рис.1.2 Базовые стратегии конкуренции

    Стратегия низкоценового производителя предполагает экономию на масштабах производства и характерна для поведения крупных компаний в устойчивых сферах деятельности. Стратегия дифференциации строится на изменении элементов товара и его сопровождения для увеличения разновидностей. Стратегию фокусированной ниши (сосредоточение на тех сегментах, где отсутствуют конкуренты) часто выбирают малые фирмы, однако возможность последующего захвата смежных сегментов рынка обусловливает привлекательность этой модели действий для средних и крупных фирм.

    Стратегия фокусирования  связана с работой в такой  «рабочей точке» на стратегической кривой 2-го порядка, где:

    • не работают другие отраслевые организации или их число мало;
    • емкость сегмента имеет достаточно большое значение.

    Рассмотрим  преимущества и недостатки каждой из наиболее распространенных стратегий.

    1. Стратегия минимизации издержек

    Факторы, благоприятствующие применению стратегии минимизации  издержек:

    • отрасль производит достаточно стандартизированный товар и возможности дифференциации ограничены;
    • спрос эластичен по цене;
    • вероятность переключения потребителей товара на другие товары велика.14

    Преимущества  стратегии минимизации издержек отчетливо проявляются в модели пяти сил конкуренции . По отношению к прямым отраслевым конкурентам организация, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях обеспечивает более высокую рентабельность продаж. У такой организации есть шансы завоевать максимальную в отрасли рыночную долю (при отсутствии таковой) за счет большей рентабельности. По отношению к покупателям эта организация также имеет сильные позиции, так как на рынке никто, кроме нее, не может предложить более низкие цены в долгосрочном периоде.

    По отношению  к потенциальным конкурентам такие организации имеют сильные позиции в силу своего положения, которые, однако, могут быть значительно утрачены, если конкуренты войдут в отрасль с новыми, более эффективными технологиями.

    По отношению  к товарам – заменителям статус фирмы с минимальными издержками не дает ощутимо выраженных преимуществ, за исключением случаев, когда конкурентоспособность товаров-заменителей сравнима с таковой товаров данной фирмы.15

    Организации, сделавшей ставку на стратегию минимизации  издержек, необходимо тщательно отслеживать  изменения в отраслевых технологиях, предпочтениях потребителей и быть готовой в минимальный срок осуществить необходимую модернизацию или даже полную замену производственных мощностей или внести должные коррективы в номенклатуру производимых товаров и услуг; в противном случае она рискует потерпеть неудачу.

    Наиболее  уязвимы организации, сделавшие  ставку на стратегию минимизации  издержек к величине загрузки мощностей. Как правило, оптимальной от максимальной является 95%-ная загрузка. При большей загрузке непропорционально возрастает темп износа оборудования, при меньшей - резко повышается себестоимость товаров и услуг, обусловленная фактическим омертвлением части капитала, вложенного в это оборудование, и увеличением доли удельных постоянных издержек.16

    Недостатки, присущие стратегии минимизации  издержек, могут быть частично или  полностью устранены путем повышения  гибкости производства. Основной слабостью  рассматриваемой стратегии является ее относительное противоречие со стратегией дифференциации, т. е. производством  множества модификаций продукции  и услуг. Это объясняется тем, что наиболее полно достоинства  производственного эффекта масштаба достигаются при достаточно значительных объемах производства. Другими словами, наличие у производителя сильно диверсифицированной продуктовой  линии не всегда дает ему возможность  достичь минимальных удельных издержек.

    2. Стратегия дифференциации

    Стратегия дифференциации основана на производстве обширной номенклатуры товаров одного функционального  назначения и позволяет фирме  обслуживать большее число потребителей с различными потребностями.

    Информация о работе Сущность конкуренции,организация конкурентного поведения фирм