Сущность организации как системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение организации как системы управления.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные черты;
2. Рассмотреть основные виды организации и их свойства;
3. Рассмотреть перспективные направления развития организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Организация как система управления
1.1. Понятие организации и её характерные черты……………………………4
1.2. Основные виды организации и их свойства……………………………....10
1.3. Перспективные направления развития организации……………………..14
1.4. Подходы к процессу управления в организации………………………….17
Глава II. Роль организации в жизни человека
2.1. Человек в организации………………………………………………...........21
2.2. Влияние организации на процесс вхождения……………………………..24
2.3. Взаимоотношение членов организации…………………………………...28
2.4. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения………………………………………………………………………...30
2.5. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации……………......34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

характерные черты организации и её роль в жизни человека.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….2

Глава I. Организация как система управления

1.1. Понятие организации и её  характерные черты……………………………4

1.2. Основные виды организации  и их свойства……………………………....10

1.3. Перспективные направления развития организации……………………..14

1.4. Подходы к процессу управления  в организации………………………….17

Глава II. Роль организации в жизни человека

2.1. Человек в организации………………………………………………...........21

2.2. Влияние организации на процесс вхождения……………………………..24

2.3. Взаимоотношение членов организации…………………………………...28

2.4. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения………………………………………………………………………...30

2.5. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации……………......34

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. К использованию системного подхода при принятии решений проявлялся все более широкий интерес со стороны специалистов по управлению и хозяйственных руководителей. Его все чаще называли новым типом управленческого мышления. И в настоящее время практически в любой научной работе по экономическим, управленческим проблемам содержатся ссылки на использование системного подхода.

Сущность  системного подхода сводится к тому, что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей. Этот принцип есть следствие известного положения диалектики, требующего рассмотрения всех явлений в их причинной зависимости. Для оценки любого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части. Иначе говоря, при рассмотрении того или иного частного вопроса требуется оценить, как то или иное его решение может сказаться на системе в целом, разумеется, не усложняя исследование изучением второстепенных связей.

Сплошь и  рядом характерные черты некоторой  концепции легче всего выделить не столько путем ее подробного описания, сколько сопоставлением ее с другими концепциями.

Принятие  управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это  выражается в рассмотрении отдельных  хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках народно-хозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики.

Системный подход к организации управления требует  перехода от разрозненных, частных моделей экономики, изолированного рассмотрения экономических категорий и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений в экономике, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов. Такой же подход следует использовать при принятии решений на уровне отдельных организаций и предприятий.

Таким образом, системный подход основан на глубоких исследованиях причинных связей и закономерностей развития социально-экономических процессов. Расширение применения системного подхода при принятии управленческих решений будет способствовать повышению эффективности функционирования экономической системы страны в целом и ее отдельных объектов.

          Цель работы - изучение организации как системы управления.

          В работе поставлены следующие задачи:

          1. Дать понятие организации и рассмотреть ее характерные

             черты;

          2. Рассмотреть основные виды организации и их свойства;

          3. Рассмотреть перспективные направления развития

             организаций.

Глава I. Организация как система управления

1.1. Понятие  организации и её характерные  черты

Первым крупным  специалистом в области системного подхода был Честер И. Бернар. Он считал, что организация - это "система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором", что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы.

Система - это  некоторая целостность, состоящая  из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.

Таким образом, понятие «организация» может  трактоваться как:

    • внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);

    • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

    • объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (СЭС) (как форма существования социально-экономических, производственно-хозяйственных систем)1.

Всеобъемлющий характер понятия «организация»  отметил русский философ и  экономист А.А.Богданов, который  рассматривал теорию организации как всеобщую организационную науку2.

Все социально-экономические  системы (предприятия, фирмы, концерны) являются организациями.

Организация - это группа людей (как минимум  двое), деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей цели или нескольких целей (Мескон)3. Это определение относится к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.

Организация - это пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

1. определение ее характера кадрами и менеджером; объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

2. сохранение  как предварительно запланированного  порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования  работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

3. определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование  системы в изменяющихся условиях;

4. единство  рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Основными законами рациональной организации выступают: упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности; обязательное распределение ответственности; короткие пути управления; баланс стабильности и гибкости; способность к целеориентированной самоорганизации и активности; желательность стабильности циклически повторяемых действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация - это единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.

Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз. На первой происходит ее зарождение, например, собирается общее собрание учредителей, принимающее решение о ее создании. Во второй фазе организация стремительно растет в той сфере, для которой она изначально предназначалась. В третьей происходит дифференциация деятельности - поиск новых ее форм, а также качественное развитие и совершенствование существующих. В четвертой фазе у организации наступает состояние зрелости, консолидации. Она прочно стоит на ногах и больше не стремится ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца. Последний наступает на пятой заключительной фазе ее жизни. Здесь организация постепенно деградирует, ухудшает результаты, свертывает свою деятельность и, наконец прекращает существование.

Концепция жизненного цикла  организации утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок ее существования ограничен 30 - 40 г. одами и имеет тенденцию к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что в конце концов организационные структуры, система управления и тип мышления приходят в противоречие с изменениями во внутренней и внешней среде.

Главным признаком организации  считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться общим требованиям, которые они могут внутренне и не принимать.

В то же время определенность целей для различных организаций неодинакова. В одном случае цели официально декларируются, а их достижение специально стимулируется. Эти цели осознаются всеми участниками, играют активную роль, побуждают участников к деятельности, направленной на их достижение.

В другом случае цель выступает  лишь в качестве общего смысла существования  организации и не ориентирует людей на какие-то специальные действия. К таким организациям можно отнести, скажем, населенный пункт — город, поселок, деревню. Совместное проживание людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение, но не ставит перед ними никаких дополнительных задач.

Нужно иметь в виду, что достижение целей организации  возможно только при наличии некоторого «критического» числа участников, объединение сил и способностей которых приносит необходимые плоды.

Другим признаком организации  является ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов  и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы могут быть прозрачными или непрозрачными, материальными в виде стен и заборов или идеальными, основывающимися на различного рода правах, предписаниях и запретах. Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств коммерческой фирмы - последняя сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты полностью вернутся в результате продажи продукции.

Третий признак организации - наличие связей между ее отдельными элементами, посредством которых они взаимодействуют, решают возникающие проблемы и достигают поставленных целей. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными.

Четвертым признаком  организации можно считать саморегулирование, предполагающее возможность для нее в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, действовать или реализовывать внешние команды.

Такое саморегулирование осуществляется внутриорганизационным центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающим их единство, интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные - периферийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а следовательно и более устойчивой.

Наконец, в качестве еще  одного признака организации следует  назвать организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Культура организации считается сегодня фактором конкуренции первого порядка. Сплав субъективных и объективных элементов организации формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.

Информация о работе Сущность организации как системы управления