Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:30, контрольная работа
Цель этой работы – изучить философию менеджмента в японских компаниях.
Вопросы, рассматриваемые в работе:
1. Какова сущность японской модели управления?
2. Основные системы управления в Японии.
3. Как возникает и развивается философия менеджмента?
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Японская модель менеджмента
Сущность японской модели менеджмента………………………..6
Системы управления в Японии……………………………………10
Глава II. Менеджмент по-японски
История компании Sony……………………………………….…...17
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..31
1. Сущность японской модели менеджмента.
2. Экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям.
1 Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Японская модель менеджмента
Глава II. Менеджмент по-японски
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Философия менеджмента – те принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем. Не имея четкой цели организации, не сформулировав ясной и понятных принципов, организация обречена на медленное вымирание.
Наиболее ярко философия менеджмента проявляется, прежде всего, в Японии. Японская модель менеджмента до сих пор находит своих сторонников во многих странах мира и вызывает всесторонний интерес, как модель государства, сделавшего огромный рывок в своем развитии за столь короткий срок.
Менеджмент в Японии, как и
в любой другой стране, отражает
её исторические особенности, культуру
и общественную психологию. Он непосредственно
связан с общественно-экономическим
укладом страны. Японские методы управления
в корне отличны от европейских
и американских. Это не значит, что
японцы управляют более эффективно.
Скорее можно сказать, что основные
принципы японского и европейского
менеджмента лежат в разных плоскостях,
имея очень немного точек
Как правило, история развития управленческой
мысли опережает процесс
Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса становиться еще более очевидной. Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Цель этой работы – изучить философию менеджмента в японских компаниях.
Вопросы, рассматриваемые в работе:
1. Какова сущность японской
2. Основные системы управления в Японии.
3. Как возникает и развивается философия менеджмента?
Глава I. Японская модель менеджмента
1.1 Сущность японской модели менеджмента
За последние десятилетия
Среди отличительных черт японского характера психологи выделяют прежде всего прирожденную экономию и бережливость, что находит прямое отражение в экономической политике страны. Лозунги об экономии и бережливости встречаются в Японии на каждом шагу, так как в сознании японцев выпуск высококачественной продукции непосредственно связан с экономией и бережливостью.
Сущность японского
Известно, что поведение человека
неразрывно связано с его потребностями.
Для японцев характерной чертой
является приоритет социальных потребностей
(принадлежность к социальной группе,
место работника в группе, внимание
и уважение окружающих). Поэтому
и вознаграждение за труд (стимулы)
они воспринимают через призму социальных
отношений, хотя в последние время
на японский метод оказывает сильное
влияние отдельные
Японцы преклоняются перед трудом. В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте. Японцы испытывают искреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы. Поэтому жесткая дисциплина, высокий ритм работы и напряженность труда не оказывает на них такого разрушающего воздействия как на американцев или европейцев. Для них это одна из традиций, которой они должны неукоснительно следовать. Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.
Японская модель менеджмента ориентированна на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы.
«Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам можно отнести заработную плату, уровень условий труда, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, продвижение по служебной лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому понятию более гибкое, чем у тех же американцев.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для них в управленческом процессе главным является изучение нюансов обстановки, которые позволяют управляющему звену принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.
Каждый работник сливается с фирмой и ощущает себя ее частью. В основе всего «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личностных интересов отдельных работников. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы. Поэтому, говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить главное - это модель, ориентированная на человека, живущего интересами общества.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
1.2 Системы управления в Японии.
Трудовые отношения в Японии развиваются под воздействием 5 известных во всем мире систем, которые начали формироваться в период с 1868 г. до второй мировой войны, и основаны на традициях и философии народа. В структуру этой пятерки входят:
Прежде чем дать краткую характеристику каждой из этих систем необходимо отметить, что они рассматриваются в комплексе, а не по отдельности, и только в таком случае обеспечивают эффективное функционирование. Каждая из них является как - бы подсистемой в единой системе и не может существовать одна без другой.
Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является Система пожизненного найма. Она в классическом виде применяется в настоящее время на крупных предприятиях и в государственной службе. В принципе, нет юридически оформленного пожизненного найма. Скорее здесь речь идет о джентльменском соглашении между работодателем и наемным работником. Смысл пожизненного найма не в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальном обеспечении заинтересованности работников максимальное время трудиться на данном предприятии и пожизненно связать с ним свою судьбу.
Практика пожизненного найма заключается
в том, что для обеспечения
необходимой рабочей силой
Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки и использования кадров на предприятии - система кадровой ротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника с целью расширения его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на свое предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции. Впоследствии такого специалиста, руководителя, в тонкостях знающего всю специфику производства своего предприятия, сложно ввести в заблуждение, меньше вероятность принятия им непрофессиональных решений, повышается гибкость взаимодействия между различными звеньями руководства.
Есть и другое , весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации не только добросовестную, качественную, но и творческую перспективную деятельность всех сотрудников компании. Это - система репутаций. Суть ее в том, что где бы ни работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника, порядочного человека, для чего на каждого составляется письменная характеристика. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру, хотя у всех есть шанс ее улучшить. Этому, кстати, способствует следующая система - система подготовки на рабочем месте. Японские предприятия не требуют от школ и Вузов специальной подготовки. Они сами доводят обучение своего работника до уровня, нужного предприятию. То есть, в Японии образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение, и по поводу этого достигнуто согласие всего общества. Такое распределения функций тесно связано с курсом, которые предприятия проводят в отношении найма и подготовки персонала. Широко распространенной практикой является то, что решение вопроса о конкретной работе внутри предприятия происходит уже после принятия на работу в результате выявления пригодности и способностей каждого лично.
В Японии существуют особая модель внутрифирменного
обучения и подготовки персонала. Обычная
форма подготовки и обучения внутри
предприятия в Японии включает: обучение
во время работы, проводимое на рабочем
месте; обучение вне работы, проводимое
на форме и вне ее ; и самообразование.
На предприятиях современной Японии
основными считаются обучение во
время работы и самообразование,
но при этом для разных категорий
работников организуются краткосрочные
курсы обучения вне работы, дифференцированные
по должностям и квалификации, по темам,
необходимым для