Теоретические основы стратегического управления организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Диверсификация – это процесс развития производства или прироста объёмов деятельности за счёт расширения номенклатуры товаров, добавления связанных и не связанных с основным направлением отраслей и видов деятельности и географических сегментов рынка за счёт расконцентрации капитала с целью снижения риска банкротства, укрепления финансовой устойчивости, повышения конкурентоспособности, эффективности хозяйствования экономического субъекта.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы стратегического управления организациями 5
1.1 Предпосылки возникновения стратегии управления 5
1.2 Инновационная диверсификация бизнеса 11
1.3 Технология развития инновационных предприятий в бизнес-инкубаторах 16
2. Практические основы стратегического развития инновационного бизнеса 21
2.1 Стратегии возникновения новых видов бизнеса на мезоуровне (на примере бизнес-инкубаторов) 21
2.2 Стратегия инновационной диверсификация как основа создания нового бизнеса на микроуровне (на примере ГК «ТВЕМА») 28
2.3 Перспективы инновационного развития при диверсификации предприятий 34
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

I этап. Выявление наиболее развитых отраслей промышленности исходя из:

  • критерия объема производства;
  • потенциала инновационности предприятий (следует проанализировать общее количество поданных заявок на изобретения и полезные модели, а также количество МСП среди заявителей);
  • потенциала МСП в (необходимо проанализировать отраслевую структуру и динамику МСП).

II этап. Анализ состояния МСП.

III этап. Для выявления потребностей МСП в услугах бизнес-инкубатора необходимо будет провести собственными силами бизнес-инкубатора опрос среди предпринимателей.

IV этап. Планирование и организация  маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП. Планирование необходимо осуществлять исходя из сегментации существующих МСП, разработки стратегии позиционирования бизнес-инкубатора на выявленных сегментах, анализа и продвижение конкурентных преимуществ участия в бизнес-инкубаторе, определения ценовой политики на услуги бизнес-инкубатора и развития ассортимента услуг. Организация маркетинговых мероприятий подразумевает комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение новых МСП в бизнес-инкубатор.

VI этап. Отбор МСП в бизнес-инкубатор. Считаю, что критерии отбора резидентов следует рассматривать в общем процессе их развития внутри бизнес-инкубатора, так как это позволит более детально описать процесс отбора. Структура бизнес-инкубатора может основываться на функционировании в рамках процесса, рассчитанного на 3-4 года и состоящего из нескольких этапов прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор.

Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат. В бизнес-инкубаторе сотрудники малых предприятий, отдельные предприниматели и члены проектных коллективов работают рядом, общаются, перенимают опыт друг друга, делятся оригинальными мыслями, сообща апробируют новые подходы к организации собственной деятельности, в бизнес-инкубаторе возникает среда для неформальных контактов, образуется своеобразный микроклимат, благоприятный для раскрытия творческого потенциала личности и ведения цивилизованного предпринимательства.

Таким образом, цель бизнес инкубаторов – создание «тепличных» условий для ускоренного развития малых инновационных компаний. Ориентация и цели бизнес-инкубаторов в значительной степени определяются его учредителями и руководством. Следовательно, многое в существовании бизнес-инкубатора зависит от гармоничности и сбалансированности их решений. Противоречивые интересы учредителей и менеджеров бизнес-инкубатора чреваты серьезными конфликтами. Стремление государственных структур к созданию новых рабочих мест может иметь наклонность к развитию трудоемких производств, создающих множество рабочих мест, тогда как вузы и научно-исследовательские организации, в качестве учредителей инкубаторов, будут настаивать на создании наукоемких предприятий с меньшим количеством обслуживающего персонала.

Соответственно, при планировании деятельности бизнес-инкубатора необходимо сформировать адекватные ожидания результатов работы инкубатора, основанные на глубоком понимании сути этой структуры.

В заключение отметим, что сектор научных разработок и их эффективная коммерциализация - это основа конкурентоспособного производства…. Развитая инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их впоследствии инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования - всё это находится в одном большом кластере. Базовыми элементами этой системы являются создаваемые сегодня особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий, так называемые бизнес-инкубаторы. На уровне предприятий возникновению новых видов продукции, услуг и направлений деятельности способствует следование стратегиям инновационной диверсификации.

 

2. Практические основы стратегического развития инновационного            бизнеса

 

2.1 Стратегии возникновения новых видов бизнеса на мезоуровне                    (на примере бизнес-инкубаторов)

 

В качестве важного элемента преобразований в обществе главную роль могут занять бизнес-инкубаторы и в первую очередь университетские бизнес-инкубаторы.

Бизнес - инкубатор - объект инновационной инфраструктуры, созданный для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств12.

Первые бизнес-инкубаторы открылись в США еще в 50-х гг. 20 века. Сегодня в мире насчитывается около 4000 бизнес-инкубаторов, при этом только в США и Китае по 1000 бизнес-инкубаторов. В России 120 бизнес-инкубаторов в ближайшее время планируется довести их число до 500 13.

Бизнес-инкубаторы различаются по учредителям и источникам финансирования: государственные, региональные, муниципальные, частные. Бизнес-инкубаторы могут быть как некоммерческими (поддерживаемые разного уровня администрациями, в том числе вузовскими), так и коммерческими, приносящими прибыль владельцам.

В Краснодарском крае на сегодняшний день краевой администрацией учрежден первый бизнес-инкубатор «Развитие» в г. Кропоткине. Планируется открытие подобных структур и в других городах Краснодарского края. Однако, на сегодняшний день такие государственные структуры не показали эффективной работы. Развитие инновационной деятельности на региональном уровне проходит через специализированные подразделения Департамента молодежной политики Краснодарского края - «Молодежный центр инноваций и технологий Инвентум», городские и районные органы по делам молодежи. На федеральном уровне развитием инновационной активности в молодежной среде занимается Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь». Создано большое количество фондов развития инновационного предпринимательства (в том числе технологического): «Фонд Бортника», «Зварыкинский проект» и другие.

В условиях огромного количества информации о конкурсах, фондах, мероприятиях, образовательных программ инновационного предпринимательства университетские бизнес-инкубаторы становятся проводниками информации, знаний, ресурсов в широкие студенческие круги. Кроме того как раз университетские бизнес-инкубаторы проводят первоначальный отбор молодежи способной и желающей заниматься инновационной деятельностью. Важнейшей функцией университетских бизнес-инкубаторов становится не только отбор лучших студентов, но и вовлечение других категорий молодежи, которая находится в поиске своего личностного, образовательного, материального развития.

В этой категории молодежи все чаще встречаются люди способные на поиск и реализацию инновационных проектов.

Важным моментом деятельности вузовских бизнес-инкубаторов является ярко выраженная инновационная направленность. Проводимые мероприятия вузовскими бизнес-инкубаторами, чаще всего открыты для широкой аудитории, а не только для резидентов. Так, мероприятия бизнес-инкубатора МГУ, НИУ ВШЭ и других крупных вузов подробно освещаются в интернете, социальных сетях, предоставляется возможность использования учебных материалов, тренингов любым пользователям. Распространяется практика выездных семинаров и тренингов инновационной тематики известных специалистов. Так в Краснодаре и Перми имеется удачный опыт проведения так называемых «Рабочих выходных» проводимых специалистами из Москвы. Организаторы этих мероприятий сделали их открытыми для всех заинтересованных лиц. При участии бизнес-инкубатора Краснодарского филиала РГТЭУ проведены такие крупные федеральные и международные мероприятия как Barcamp Krasnodar 2011 (совместно с краевым неформальным IT-сообществом), международный конкурс молодежного предпринимательства «Железный предприниматель (совместно с бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ), федеральный выездной конкурс инновационных проектов Russian Startup Tour 2011 и 2012 (совместно с Росмолодежь), международный конкурс Startup Sauna Warm-up (совместно с финским бизнес-инкубатором Aalto Venture Garage).

Целью бизнес-инкубатора является сопровождение проектов резидента, начиная с этапа развития идеи, заканчивая выходом компании на рынок, привлечения инвестиций для масштабирования деятельности.

В соответствии с поставленной целью БИ решает следующие задачи:

1. Выявление потенциальных участников, способных воплощать бизнес-идеи в проекты, готовые для инвестирования;

2. Проведение образовательных и мотивирующих мероприятий для участников проектов и свободных слушателей;

3. Организации конкурсов инновационных проектов с целью отбора в число резидентов БИ;

4. Организация всесторонних консультаций для участников проектов (юридические, бухгалтерские, организационные);

5. Предоставление, по необходимости, рабочих мест для реализации проектов;

6. Помощь в формировании команд для работы над проектами;

7. Организация встреч с потенциальными инвесторами;

8. Всесторонняя помощь в выводе проектов на рынок.

Для решения поставленных задач развития бизнес-инкубатора предусмотрен ряд организационных, финансовых и технических мероприятий:

1) Проведение ежегодного конкурса «Ярмарка идей». Конкурс проводится на площадке вуза и оценивается жюри, сформированным из числа известных в городе, деятелей науки, бизнеса, административных структур. Студенты, аспиранты, молодые специалисты и преподаватели предлагают бизнес-проекты, а также социальные проекты, направленные на решение важных проблем общества. Охват аудитории более 100 человек. При поддержке бизнес-инкубатора, проекты дорабатываются до стадии посевного инвестирования и представляются на конкурсе компетентному жюри. Отобранные проекты получают дальнейшую поддержку бизнес-инкубатора, вуза, экспертов. Результатом мероприятия являются реализованные проекты. Критерием эффективности проекта является его выход на рынок, число созданных новых рабочих мест из числа студентов вуза, экономическая эффективности проекта, возможности масштабирования.

2) Международный конкурс «БИТ», региональный этап «БИТ-ЮГ». Цель конкурса: выявление перспективных бизнес-проектов и содействие их продвижению на рынок. Со стороны бизнес-инкубатора КФ РГТЭУ проводится отбор перспективных команд из числа студентов, аспирантов, молодых ученых КФ РГТЭУ и всесторонняя помощь командам для успешного представления на региональном и федеральном этапах. Охват аудитории 50-100 человек. Критерий эффективности: победа на региональном и федеральном этапе, выход проекта на рынок, получение новых навыков и компетенций.

3) Региональный губернаторский конкурс «Премия IQ года». К участию принимаются проекты по шести направлениям (экономика, юриспруденция, социальная сфера). Со стороны бизнес-инкубатора КФ РГТЭУ проводится отбор перспективных команд из числа студентов, аспирантов, молодых ученых КФ РГТЭУ и всесторонняя помощь командам для успешного представления на региональном и федеральном этапах. Охват аудитории 50-100 человек. Критерий эффективности: победа на региональном этапе, выход проекта на рынок, получение новых навыков и компетенций.

4) Федеральный конкурс «Зварыкинский проект». Цель конкурса: выявление перспективных бизнес-проектов и содействие их продвижению на рынок. Со стороны бизнес-инкубатора КФ РГТЭУ проводится отбор перспективных команд из числа студентов, аспирантов, молодых ученых КФ РГТЭУ и всесторонняя помощь командам для успешного представления на региональном и федеральном этапах. Охват аудитории 50-100 человек. Критерий эффективности: победа на региональном и федеральном этапе, выход проекта на рынок, получение новых навыков и компетенций.

Участие в бизнес-инкубаторе дает возможность вникнуть и прочувствовать инновационный характер современной экономики, приблизится к успешной реализации инновационных проектов, наладить необходимые рабочие контакты.

В процессе работы в вузовских инкубаторах резиденты не только реализуют проекты, но и получают мощную информационную подготовку в вопросах инновационного развития. Через них инновационные знания быстро и глубоко проникают в студенческую и преподавательскую среду. В результате широкий интерес к инновациям возрастает быстрыми темпами в вузовской среде. Резиденты вузовских бизнес-инкубаторов своими достижениями привлекают все новых и новых участников и придают им уверенность в правильности выбранного пути развития. Благодаря современным коммуникационным технологиям такие знания доступны круглосуточно любому пользователю интернета.

Функционирование бизнес-инкубаторов в муниципальном образовании способствует легализации присутствующих на рынке субъектов малого предпринимательства. При этом ориентация и цели бизнес-инкубаторов в значительной степени определяются его учредителями и руководством, многое в существовании бизнес-инкубатора зависит от гармоничности и сбалансированности решений. Противоречивые интересы муниципальных органов власти, учредителей и менеджеров бизнес-инкубатора чреваты серьезными конфликтами. Стремление государственных и муниципальных структур к созданию новых рабочих мест может иметь наклонность к развитию трудоемких производств, создающих множество рабочих мест, тогда как вузы и научно-исследовательские организации, в качестве учредителей инкубаторов, будут настаивать на создании наукоемких предприятий с меньшим количеством обслуживающего персонала. Исходя из этого, необходимо сформировать адекватные ожидания результатов работы инкубатора, основанные на глубоком понимании сути этой структуры14.

Бизнес-инкубатор может самостоятельно создавать предприятия по выпуску принципиально новых товаров переработки сельскохозяйственной прдукции в ходе изучения тенденций сложившейся рыночной конъюнктуры и опыта других регионов.

Бизнес-инкубаторы могут осуществлять как коммерческую, так и некоммерческую деятельность. Некоммерческие организации создаются местными органами власти с целью увеличения доли рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет, диверсификации экономики, а также более рационального размещения предприятий. Коммерческие организации делают акцент на получении прибыли от реализации проектов предприятиями членами инкубатора.

В России преобладают некоммерческие бизнес-инкубаторы.

Информация о работе Теоретические основы стратегического управления организациями