Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа
Аттестация- это процедура систематической оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала, это комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и моральных качеств работника по соответствующей должности.
Введение_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы______________________________________________6
1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы____6
1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности________________________________________________20
ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда социальных работников__________________________________________30
2.1. Методы оценки персонала______________________________________30
2.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников__39
ГЛАВА 3. Практический опыт применения аттестации социальных работников______________________________________________________51
Заключение______________________________________________________62
Список использованной литературы_________________________________66
59% работников оценивают
работу своего коллектива
В то же время были опрошены
руководители социальных служб. Итоговые
результаты опроса показали, что удовлетворены
своей деятельностью 53,6%, скорее удовлетворены
- 28,0%, неудовлетворенны - 4,8%, находятся
в состоянии неопределенности -10,9%.
Около 70% опрошенных отметили, что постоянно
сталкиваются с трудностями. По мнению
руководителей, на эффективность работы
оказывают влияние такие
Выборочное исследование
показало, что уровень профессионализма
работников социальных служб определяет
уровень самокритичности и
В исследовании и клиенты
дали оценку деятельности работников
центров социального
Невысоко оцениваются такие качества работников социальных служб, как «умение уважать точку зрения клиента», «личностное обаяние», «бескорыстие, честность», «высокая общая культура» (20 – 23%).[7]
Клиенты социальных служб, желая
получить материальную помощь, социально
– медицинские услуги или консультации,
обращают внимание на такие личностные
качества социальных работников, как
доброта, справедливость, отзывчивость,
профессионализм. К числу отрицательных
качеств социальных работников клиенты
относят безразличие, лживость, грубость,
низкий профессионализм. Разумеется,
дефицит позитивных качеств имеет
отношение к значительно
Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня при оценке деятельности различных учреждений социального обслуживания населения мы не можем ограничиваться такими показателями, как «количество обслуживаемых клиентов», «число обслуженных семей», «число обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов», «количество предоставленных услуг», «количество поставленных на учет клиентов» и т.д.
Формирование системы
критериев и показателей
Необходимо подчеркнуть, что применение критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет являться важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности социальной работы как особого вида профессиональной деятельности.
1.2. Профессиональный портрет
социального работника в
Прежде чем рассматривать специфику социальной работы как формы практической деятельности и профессиональный портрет социального работника, следует определить, что понимается под деятельностью.
В научной литературе термин "деятельность" имеет весьма широкое распространение: "деятельность рек", "высшая нервная деятельность". Гегель, как известно, употреблял термин "деятельность" по отношению к движению. В философии термин "деятельность" обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых .систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др.
Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.[8]
В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностноориентационная, коммуникативная деятельность).
Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.
По Б.Г. Ананьеву, деятельность
имеет многоуровневый характер: во-первых,
целостной деятельности, как исторически
сложившейся системы программ, операций
и средств производства материальных
и духовных ценностей общества; во-вторых,
отдельного акта - действия, включающего
в себя цель, мотивы ее выдвижения и
способы достижения; в-третьих, макродвижений,
из которых посредством
В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида.
Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.
Если это основание
мы включим в систему социального
пространства, где существуют различные
формы деятельности, целью которых
является оказание помощи индивидам
или социальным группам по решению
их самых разных проблем, то в
этом случае выделится социальная деятельность,
целью которой является оптимизация
осуществления субъектной роли людей
во всех сферах жизни общества и
процесс совместного
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:
1) увеличение степени
самостоятельности клиентов, их
способности контролировать
2) создание условий, в
которых клиенты могут в
3) адаптация или реадаптация людей в обществе;
4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
5) и как конечная цель
- достижение такого результата,
когда необходимость в помощи
социального работника у
Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Реализатором целей социальной
работы является социальный работник,
прошедший специальную
Социальная работа - это
сложный процесс, требующий
Профессиональные качества
социального работника
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.
Таким же образом выявлены психологические "противопоказания" к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.[10]
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:
первая - психологические характеристики, являющиеся составной
частью способности к данному виду деятельности;
вторая- психолого- педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
третья — психолого -педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.[11]
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Как показывает зарубежный
опыт, от социального работника
теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;
ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);
программах и целях социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне;
организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;
основах социально-экономической и политической теории;
расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);
результатах профессиональных н научных исследований, которые можно использовать в практической работе;
Информация о работе Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной работы