Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 10:26, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотреть правовые и территориальные основы местного самоуправления.
В связи с этим в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить сущность местного самоуправления;
- дать характеристику правовой и территориальной основы местного самоуправления;
- анализ территориальных основ местного самоуправления города Свирск;
- выяснить, как представители органов власти муниципальных образований на территории Иркутской области отнеслись к нововведениям, предусмотренным Законом о местном самоуправлении, каким они видят будущий статус своих городов в новой системе (городской округ или городское поселение, не являющееся округом).
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика территориальных основ
местного самоуправления 5
1.1. Положение местного самоуправления в государственном
устройстве страны и политической системе общества 5
1.2. Правовые основы местного самоуправления 8
1.3. Территориальные основы 11
Глава 2. Анализ территориальных основ местного самоуправления
города Свирск 20
2.1. Административно-территориальное устройство Иркутской области 20
2.2. Общая характеристика города Свирск 22
2.3. Территориальные основы местного самоуправления г. Свирска 25
Глава 3. Проблемы и перспективы территориальных основ
местного самоуправления города Свирска 36
3.1. Установление новых границ и статуса муниципального
образовании на примере города Свирска 36
3.2. Перспективы развития города Свирска 39
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
б) На данной территории должна присутствовать муниципальная собственность, которая может включать в себя движимое и недвижимое имущество. Это земля, здания, сооружения, дороги, муниципальный транспорт, различные коммуникации и т.д. Такое требование обусловлено тем, что муниципальная власть может быть реализована только в том случае, если она обладает материальной основой.
Территориальная основа, как видно, обусловлена наличием элементов экономической основы. Эти два понятия «территория» и «экономика» взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Следует заметить, что и в данной части Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеет противоречие. С одной стороны в п. 1 ст. 1 названого закона муниципальная собственность обозначена в качестве одного из определяющих признаков муниципального образования, с другой — п. 3 ст. 6 устанавливает, что отсутствие муниципальной собственности не служит основанием отказа в образовании, либо реорганизации муниципального образования.
в) Создание муниципального образования закон связывает с наличием местного бюджета. Наличие местного бюджета непосредственно связано с состоянием и развитием производственной сферы на территории, а также различных видов деятельности, которые являются источниками доходов.
Местный бюджет входит в состав муниципальной собственности. Такое положение закреплено в ст. 29 данного Федерального закона.
Следует обратить внимание на то, что данная норма связана с нормой п. 1 ст. 1, которая определила муниципальную собственность в качестве одного из критериев создания муниципального образования. Но как отмечалось эта статья в данной части входит в противоречие с п. 3 ст. 61. Получается, что муниципальное образование может быть созданию даже без местного бюджета.
Из этого следует, что и п. 3 ст. 61 названного закона входит в противоречие с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 29. Эти статьи также имеют взаимоисключающий характер. При наличии п. 3 ст. 61 п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 29 не действуют.
Для установления реального местного самоуправления, как уже было замечено, п. З ст. 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» целесообразно исключить.
Все вышеназванные факторы взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Увеличивается численность населения, растет потребность в увеличении мест приложения труда, в жилищном строительстве. Это требует развития производственной и социальной инфраструктуры. Новые производственные объекты и жилищное строительство вызывают необходимость расширения границ муниципального образования. Кроме того, производственные и иные предприятия являются источниками пополнения местного бюджета, средства которого направляются на решение задач социально-экономического характера. Без всего этого территориальная муниципальная власть не в состоянии функционировать самостоятельно[7].
В учебной и научной периодической литературе имеются и другие точки зрения относительно критериев присущих территориальной основе местного самоуправления.
Административно-
Административно-
1) самостоятельности Иркутской области в определении своего административно-
2) учета сложившейся системы расселения населения Иркутской области и тенденций развития этой системы, а также географического положения, размера территории и численности населения Иркутской области;
3) целостности и социально-экономического единства территории Иркутской области;
4) эффективности управления территорией Иркутской области;
5) ресурсной достаточности для самостоятельного социально-экономического развития территории Иркутской области;
6) соблюдения гарантий местного самоуправления;
7) учета национальных, этнических, языковых, религиозных и иных исторически сложившихся особенностей и местных традиций в случаях, предусмотренных законодательством;
8) защиты интересов коренных малочисленных народов в местах их компактного проживания;
9) гласности при решении вопросов административно-территори-
Административно-
В случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Иркутской области, решения по вопросам административно-территориаль-
Правительство Иркутской области обеспечивает учет административно-
Административно-
1) районы Иркутской области;
2) города и иные городские населенные пункты;
3) сельские населенные пункты;
4) районы в городах;
5) Усть-Ордынский Бурятский округ.
Районами Иркутской области являются: Аларский, Ангарский, Балаганский, Баяндаевский, Бодайбинский, Боханский, Братский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Иркутский, Казачинско-Ленский, Катангский, Качугский, Киренский, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Нижнеудинский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Тайшетский, Тулунский, Усольский, Усть-Илимский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Черемховский, Чунский, Шелеховский, Эхирит-Булагатский. Онии входят в состав Иркутской области непосредственно.
Городами Иркутской области являются: Алзамай, Ангарск, Байкальск, Бирюсинск, Бодайбо, Братск, Вихоревка, Железногорск-Илимский, Зима, Иркутск, Киренск, Нижнеудинск, Саянск, Свирск, Слюдянка, Тайшет, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово, Шелехов.
Перечень иных городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов, районов в городах определяется законами Иркутской области.
Порядок образования, упразднения, изменения границ, преобразования административно-
Муниципальное образование «город Свирск» - это город Свирск и микрорайон Березовый.
Административным центром муниципального образования является город Свирск.
На сегодня Свирск - один из самых живописных небольших городов Иркутской области. Он находится в 150 км от Иркутска, на левом берегу реки Ангара.
В первой половине XIX века на берегу Ангары находилось небольшое поселение с названием Свирская. Постепенно поселение росло и преображалось. После гражданской войны, вслед за коллективизацией, разрушившей традиционный жизненный уклад сибирской деревенской общины, пришла индустриализация. Был введен в действие Ангарский металлургический завод (мышьяковый), началось строительство железнодорожной ветки г.Черемхово – г.Свирск, сыгравшей важную роль в становлении города, начинается ввод объектов и строительство собственной ТЭЦ. Строятся школы и детские сады. 20 сентября 1940 года вступил в строй действующих предприятий страны завод химических источников тока № 389. Каждый третий житель Свирска становится работником завода.
В августе 1941 года на Свирский завод источников тока № 389 был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод. Через три месяца его первая продукция отправилась на фронт. В последствие на его базе был создан градообразующий завод «Востсибэлемент».
Новый этап развития Свирск получил после Великой Отечественной войны. К этому времени Свирск перерос рамки рабочего поселка и 16 ноября 1949 года ему присваивается статус города. Сочетание водной глади Ангары, крутых, поросших лесом берегов правого берега и прибрежной террасы придает живописность окружающему рельефу и в целом облику Свирска. Визитной карточкой города стали рощи корабельных сосен на берегу и краны Свирского речного порта. Послевоенные годы характеризовались динамичным развитием ведущих заводов. Появляются новые предприятия («Автоспецоборудование», «Ремонтно- механический», «Бархатовская лесоперевалочная база»), развивается социально - культурная сфера, спорт, здравоохранение, вводится в строй жилье.
В тяжелые годы перестройки город Свирск выстоял и выжил. Город стал возрождаться, ресурсы Свирска начинают вовлекаться в эффективный хозяйственный оборот, начинают вновь работать на жителей города.
Социально-демографические процессы характеризуются сокращением численности населения за счет естественной убыли. На 01.01.2009 года в целом по муниципальному образованию численность составила 14,712 тыс. чел. и уменьшилась на 305 человек к аналогичному показателю 2008 года. (см. Приложение 2)
На территории города Свирск работают 16 промышленных предприятий, 2 предприятия транспорта, 3 предприятия связи, 5 предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Перечень наиболее крупных промышленных предприятий, расположенных на территории Свирска:
- ООО «ТМ Байкал»;
- ЗАО «Востстибаккумулятор»;
- ЗАО «Актех-Байкал»;
- ОАО «Автоспецресурс»;
- ООО «Свирский аккумуляторный завод-5»;
- ООО «Свирский ремонтно-механический завод»;
- ООО «Аккумуляторные технологии»;
- ООО «Машиностроитель».
По удельному весу, участвующих в производстве отраслей, объем произведенной продукции распределился следующим образом:
- деревообрабатывающая промышленность 75%;
- аккумуляторное производство – 17,4%;
- машиностроение и металлообработка – 4,3%;
- теплоэнергетика – 3,3%.
Среднесписочная численность работающих в отраслях экономики г.Свирска составила 4309 человек, что на 8% ниже аналогичного показателя за 2008 год.
В связи с высвобождением работников уровень зарегистрированной безработицы на 01.01.2009 составил 7,08% (515 человек), что на 18% и 54% выше аналогичного показателя на 01.01.08 и 01.01.07 соответственно.
Средняя заработная плата по всем отраслям экономки возросла на 31% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и составила 4353 рубля.
За 2008 год поступило налоговых и других платежей в местный бюджет на 23% больше аналогичного показателя 2007 года.
Удельный вес отраслей экономики в общих поступлениях выглядит следующим образом:
- деревообрабатывающая промышленность – 62%;
- аккумуляторное производство – 23%;
- прочие – 15%.
По состоянию на 01.01.2009 г.Свирск имеет в своем активе 370,9 тыс.кв.м жилья (включая частный сектор). Обеспеченность населения жильем составляет 20,7 кв.м. общей площади на 1 человека.
Жилищный фонд г.Свирска, находящийся в муниципальной собственности, составляет 217 домов общей площадью (без лестничных клеток) 216020,5 кв.м.
Сеть учреждений социальной сферы г.Свирска полностью обеспечивает потребность населения и представлена следующими учреждениями:
- общеобразовательных школ – 7;
- дошкольных учреждений – 5;
- учреждений дополнительного образования – 3;
- средне-специальных учебных заведений – 2;
- учреждений культуры – 7;
- библиотек – 2;
- стадионов – 1;
- медицинских лечебных учреждений – 1.
По состоянию на 01.01.2009 года в г.Свирск сеть торговли и общественного питания представлена следующими предприятиями: магазинов -58, павильонов – 9, киосков – 6, отделов – 67, рынок (на 42 торговых места) – 1, предприятий общественного питания (204 посадочных места) – 5.
2.3. Территориальные основы местного самоуправления г. Свирска
Согласно главе 2 Устава муниципального образования «город Свирск» г. Свирск, основанный в 1949 году, является единым экономическим, историческим, социальным, административным и территориальным образованием и составной частью Иркутской области.
Статус муниципального образования – городской округ. Муниципальное образование «город Свирск» наделено статусом городского округа законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области».
Понятия «городской округ», «город Свирск», «муниципальное образование», «город» далее по тексту Устава используются в равной мере для обозначения муниципального образования «город Свирск».
Картографическое описание границ территории муниципального образования «город Свирск» утверждено законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 104-оз «Об образовании, статусе и границах Свирского муниципального образования и Черемховского муниципального образования Иркутской области».
Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления