Техника принятия управленческого решения в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных аспектов техники принятия управленческого решения в кризисных ситуациях.
Достичь этой цели мне поможет выполнение следующих задач:
1.Раскрыть понятия антикризисного управления и управленческого решения.
2.Раскрыть содержание процесса принятия управленческого решения.
3.Определить факторы, влияющие на принятие управленческого решения.
4. Охарактеризовать стратегию управления предприятием в докризисной и кризисной ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ 4
1.1. Понятия антикризисного управления и управленческого решения 5
1.2. Содержание и суть процесса принятия управленческих решений 8
1.3. Личностные и средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений 12
2. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА… 16
2.1. Предприятие в условиях кризиса 16
2.2. Маркетинговая стратегия предприятия как часть антикризисного управления 18
2.3. Неопределённость и риски при принятии управленческих решений 20
3. ТЕХНИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………

Вложенные файлы: 1 файл

Техника принятия упр. решений в условиях кризиса ТЕМА 23.docx

— 384.99 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ЦЕЛИ  И СОДЕРЖАНИЕ 4

1.1. Понятия антикризисного управления и управленческого решения 5

1.2. Содержание и суть процесса принятия управленческих решений 8

1.3. Личностные и средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений 12

2. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА… 16

2.1. Предприятие в условиях кризиса 16

2.2. Маркетинговая стратегия предприятия как часть антикризисного управления 18

2.3. Неопределённость и риски при принятии управленческих решений 20

3. ТЕХНИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ   В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Качество управленческого  решения имеет решающее значение в функционировании управляемого объекта. Это вдвойне актуально в современном  мире, когда мировая экономика  переживает системный кризис, а наша страна структурный кризис экономики. В ситуации структурного кризиса  коммерческим предприятиям и приходится принимать свои решения.

Именно поэтому техника  принятия управленческих решений в  кризисных ситуациях, как часть  курса антикризисного управления, крайне актуальна на сегодняшний день и  даже на отдалённую перспективу.

Принятие управленческого  решения не обособленное действие, когда “неожиданно” произошёл кризис, а часть системы антикризисного управления. Это необходимо, чтобы нейтрализовать угрозы для организации ещё при их зарождении, а в случае непредвиденных кризисов максимально оперативно предоставлять информацию по проблеме лицу, принимающему решение.

Целью данной курсовой работы является изучение основных аспектов техники принятия управленческого  решения в кризисных ситуациях.

Достичь этой цели мне поможет  выполнение следующих задач:

1.Раскрыть понятия антикризисного управления и управленческого решения.

2.Раскрыть содержание процесса принятия управленческого решения.

3.Определить факторы, влияющие на принятие управленческого решения.

4. Охарактеризовать стратегию  управления предприятием в докризисной  и  кризисной ситуации.

5. Определить значение  маркетинговой стратегии предприятия  для эффективного антикризисного  управления.

6. Дать определение неопределённости  и рискам, а так же показать  их разновидности.

7. Изучить основные методы  оценки рисков при принятии  управленческих решений.

 

8. Раскрыть сущность методов  преодоления неопределённости.

9. Обозначить основные  правила выбора оптимальной альтернативы  развития организации.

Методы курсовой работы: сравнительный и системный анализ.

В данной курсовой работе использованы периодические источники не ранее 2011 года и учебники не ранее 2008 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОЕЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ: ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ

    1. Понятия антикризисного управления и управленческого решения

 

Антикризисное управление (антикризисный  менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой  жизни России. В одних случаях  под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие  антикризисное управление с деятельностью  антикризисных управляющих в  рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные  меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке  предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью  игнорируют диагностику угрозы банкротства  на ранних стадиях ее возникновения  и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают  подобный подход неприемлемым.

“Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер"  (2;24).

Верным является системный  подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий  от предварительной диагностики  кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение  антикризисного управления, данное профессором  А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный  менеджмент": "Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной  программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить  временные затруднения, сохранить  и преумножить рыночные позиции  при любых обстоятельствах, при  опоре в основном на собственные ресурсы" (3;31).

Рассмотрим на каких принципах  базируется система антикризисного управления. К числу основных принципов  относятся:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
  • Срочность реагирования на кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние возможности.

 Вышеперечисленные принципы  являются основой организации  антикризисного управления предприятием.

Управленческие решения  коренным образом отличаются от решений, которые принимаются людьми в  их повседневной жизни. Главная особенность  управленческих решений состоит  в том, что их принимают с целью  обеспечения бесперебойного функционирования и развития предприятия в целом  или отдельных его подразделений. Поэтому назначение, принципы и методы подготовки и принятия управленческих решений, требования к ним, их содержанию отличаются от любых других решений.

Управленческое решение  нельзя рассматривать как произвольное действие. Предпосылкой его подготовки и принятия всегда является проблема, несоответствие между фактическим  и желательным состоянием деятельности управляемого производственного объекта, несоответствие, которое препятствует заданному бесперебойному и эффективному функционированию, а также развитию этого объекта.(4;128)

Возможность принятия решения  возникает лишь тогда, когда есть несколько альтернатив, из которых  работник, который принимает решение, должен выбрать наиболее приемлемую.

Для подготовки и принятия эффективного управленческого решения  необходимо своевременно получить исчерпывающую  информацию о внутренних и внешних  условиях деятельности управляемого объекта. Поскольку комплекс этих условий  никогда не бывает одинаковым, содержание конкретных решений даже при управлении тем же самым объектом будет разным. Вместе с тем принципы, требования к решениям и общий порядок  их разработки и принятия могут и  должны быть едиными. Важная роль отводится  качеству решения, которое выражается в его экономичности и своевременности. Экономичность решения характеризуется  эффективностью использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, привлеченных в оборот, а своевременность - соотношением времени возникновения  проблемы, которая требует принятия решения, и времени принятия решения (этот период в литературе называется также лагом). Качество управленческого  решения во многом определяет конечные результаты управления.

В специальной литературе по теории управления встречаются разные трактовки понятия "управленческое решение". Например, существует определение, в котором решение рассматривается как "социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки, осуществленный в установленном порядке, который имеет директивное общеобязательное значение, которое содержит постановку целей и обоснования средств их осуществления, которое организует практическую деятельность субъектов управление"(4;76). В другом определении управленческого решения его представляют как "составную часть процесса управление производством, в котором находят свое воплощение важнейшие стороны управленческой деятельности - выбор и обоснование целей управления, формулирование соответственно этим целям конкретных задач их влиянию на деятельность управляемого объекта"(7;99).

Таким образом, под управленческим решением понимается и процесс, и  результаты, так как любой процесс  имеет какие-то результаты. Основной целью разработки и принятия любого управленческого решения является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям, а в условиях антикризисного управления - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до конкретных мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного. Главную роль в антикризисном управлении играет умение принять наиболее оптимальное управленческое решение.

    1. Содержание и суть процесса принятия управленческих решений

 

Неоднородность процесса и факторов принятия управленческих решений нашла свое отражение  практически во всех теориях: бихевиористских, развивающих или дополняющих  идеи школы социальных систем, и  теории бюрократического построения организации, предполагающих, что результаты одних  и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут  очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому сходные по содержанию решения  следует реализовывать не шаблонно, а на основе грамотного анализа взаимосвязанных  внутренних и внешних факторов.

Важнейшие требования к управленческим решениям:

    • реализуемость;
    • эффективность, иногда - оптимальность.

В литературе выделяются следующие  основные признаки управленческих решений:

    • наличие альтернатив;
    • существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
    • волевой акт.

Можно сказать, что решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. А организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение  последовательного движения организации к намеченным целям. (7;47)

На данный момент существует множество типов управленческих решений. Необходимость введения различных  классификаций управленческих решений  вызвана тем, что выделяемые в  их результате решения требуют принципиально  разных методов, а иногда даже принципов  анализа. Построение классификаций  управленческих решений может быть полезно менеджеру для формирования своеобразных мета решений, т.е. решений относительно самих решений, относительно того, к какому классу их отнести и какие подходы применить.

Управленческие решения могут быть классифицированы, например, по следующим признакам.

1. По объективно-субъективному признаку выделяют:

    • решения, принятые государством;
    • решения, принятые субъектом управления, который одновременно является и объектом.

2. По смыслу выделяют решения следующих видов:

Информация о работе Техника принятия управленческого решения в кризисных ситуациях