Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель данной работы описать переговорный процесс, который будет действенным и конструктивным методом разрешения конфликтной ситуации, если будут использоваться такие способы как сотрудничество, компромисс и приспособление.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, определены следующие исследовательские задачи:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические основы переговорного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Понятие, типы, виды и функции переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2 Технологии переговорного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3 Программа социологического исследования технологий переговорного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Исследование переговорного процесса на примере МУП «Верхнекамская центральная районная многопрофильная больница». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.1 Общая характеристика учреждения здравоохранения . . . . . . . . . . . . . 22
2.2 Анализ переговорного процесса в коллективе МУП «Верхнекамская ЦРМБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
3 Совершенствование технологий переговорного процесса «Верхнекамская ЦРМБ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Отечественный опыт проведения переговоров на примере ОАО «Новосибирский инструмент» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.2 Практические рекомендации по ведению переговорного процесса. . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Ссылки на использованные источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
В некоторых исследованиях «
Стороны приходят к пониманию необходимости
переговоров тогда, когда конфронтация
не дает результатов или становится
невыгодной. Выделяют два вида переговоров:
ведущиеся в рамках конфликтных
отношений и в условиях сотрудничества.
Переговоры, ориентированные на сотрудничество,
не исключают того, что у сторон
могут появиться серьезные
Переговоры о продлении
Переговоры о нормализации. Проводятся
с целью перевода конфликтных
отношений к более
Переговоры о
Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.
Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).
Существует три типа совместных решений участников переговоров:
- компромиссное, или «срединное решение»;
- асимметричное решение, относительный компромисс;
- нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.
Из всего опубликованного в литературе существуют четыре точки зрения, которые более или менее способствуют лучшему пониманию переговоров:
Переговоры - набор тактических приемов. Существует огромное количество так называемых «делайте» и «не делайте», все вместе они представляют собой интересный и полезный материал, но с условием, что он (материал) будет систематизирован и структурно оформлен.
Переговоры - умение, позволяющее разрешать некоторое количество дилемм.
Переговоры - процесс, организованный во времени. По этому поводу можно найти массу материалов, которые, за малым исключением, достаточно полезны.
Переговоры - комплекс различных видов деятельности [5, c. 28]. Этому взгляду на переговоры посвящена одна из классических статей (Уолтон и Маккерси, 1965), в которой был определен основной принцип переговоров.
Первый тип решения - компромисс, когда стороны идут на взаимные уступки. Это типичное решение на переговорах. Компромисс реален тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга. При этом важно наличие критериев, которые позволили бы определить законность требований или равенство уступок. Еще лучше, если равноценность шагов навстречу друг к другу может быть оценена количественно. Однако чаще приходится встречаться с ситуациями, когда критерии нечетки или же стороны не могут найти ту «середину», по отношению к которой они могут двигаться, уступая друг другу. В таких случаях необходимо искать поле интересов. Делая большие уступки по менее значимому для себя вопросу, но более значимому для оппонента, участник переговоров получает больше по другому вопросу, который представляется ему наиболее важным. В результате происходит «размен» уступками на переговорах. Важно, чтобы эти уступки не выходили за рамки минимальных значений интересов обеих сторон. Это условие получило название «принцип Парето» по имени известного итальянского ученого Вильфредо Парето (1848-1923), который обосновал данный принцип еще в 1904 г.[6, c. 39]
Когда статусы, возможности власти
и контроля, а также интересы сторон
не позволяют им найти «серединное»
решение, то стороны могут придти
к асимметричному решению. Тогда
уступки одной стороны
Следующий тип решения состоит в том, что участники переговоров разрешают противоречия путем нахождения принципиально нового решения, которое делает данное противоречие несущественным. Принципы принятия такого решения разработаны американскими специалистами Р. Фишером и У. Юри, опубликованы в начале 80-х годов. Выход на новое решение возможен через изменение системы ценностей, например, включением данной проблемы в более широкий контекст. Поиск принципиально нового решения более сложен, требует нестандартного подхода. Но он открывает и совершенно иные перспективы. Другими словами, если компромисс и асимметричное решение - это арифметика переговоров, то принципиальный подход - это уже алгебра переговорного процесса.
В зависимости от целей участников
выделяют различные функции переговоров,
подробно проанализированные М.М.Лебедевой.
Главной функцией переговоров является
поиск совместного решения
Близка к информационной, коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция проявляется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
Пропагандистская функция
Переговоры
могут выполнять и «
Функции существуют друг с другом
и часто на переговорах реализуются
одновременно, имея большую или меньшую
значимость. Некоторые из них, такие
как информационно-
Переговоры как сложный
Подготовка к переговорам. Переговоры
начинаются задолго до того, как
стороны сядут за стол. Фактически
они начинаются с того момента, когда
одна из сторон (или посредник) выступит
инициатором проведения переговоров
и участники займутся их подготовкой.
От того, как будет проведена
Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Формулировка предложений должна быть простой и не допускать двусмысленности. Аргументация всегда должна быть объективной.
Ведение переговоров. Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Для того чтобы ориентироваться в ситуации переговоров, необходимо хорошо понимать, что представляет собой процесс взаимодействия при ведении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения переговоров:
- уточнение интересов, концепций и позиций участников;
- обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);
- согласование позиций и выработка договоренностей.
В ходе уточнения интересов и
позиций снимается
Заключительным периодом переговорного
процесса является анализ результатов
переговоров и выполнение достигнутых
договоренностей. Принято считать,
что если стороны подписали некий
документ, значит, переговоры были не впустую.
Но наличие соглашения еще не делает
переговоры успешными, а его отсутствие
не всегда означает их провал. Субъективные
оценки переговоров и их результатов
являются важнейшим индикатором
успеха переговоров. Переговоры можно
считать удавшимися, если обе стороны
высоко оценивают их итоги. Другой важнейший
показатель успешности переговоров - степень
решения проблемы. Успешные переговоры
предполагают решение проблемы, однако
участники могут по-разному