Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Многие менеджеры считают главным для продажи цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности продукции.
Необходимо рассматривать повышение ценности как один из важнейших факторов в определении конкурентоспособности.

Содержание

Введение
1. Затраты на качество
1.1. Понятие и экономическая сущность затрат на качество
1.2. Классификация затрат на качество
1.3. Методы калькуляции затрат на качество
1.4. Влияние качества на экономическую эффективность
2. Эволюция мышления в области качества.
2.1. Пять звезд качества
3. Оценка конкурентоспособность проекта № 1,2

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 143.69 Кб (Скачать файл)

Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где  буква S означала Statistical (статистический).

На этом этапе появились документированные  системы качества, устанавливающие  ответственность и полномочия, а  также взаимодействие в области  качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации стали смещаться  в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшалось, а моральное увеличивалось. Главными мотивами качественного труда стали  работа в коллективе, признание должностей коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работника, его  страхование и поддержка его  семьи. Все большее внимание уделяется учебе. В Японии и Южной Корее работники учатся в среднем от нескольких недель до месяца, используя в том числе и самообучение.

Конечно, внедрение и развитие концепции TQC в разных странах мира осуществлялось неравномерно. Явным лидером стала  Япония, хотя все основные идеи TQC были разработаны в США и в странах  Европы. В результате американцам  и европейцам пришлось учиться у  японцев, однако это обучение сопровождалось и нововведениями.

Рис. 1.3 Пять звезд качества

В странах  Европы большое внимание стали уделять  документированию систем обеспечения  качества и их регистрации или  сертификации третьей (независимой) стороной. Системы взаимоотношений «поставщик — потребитель» также начинают предусматривать  сертификацию продукции третьей  стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству исходных материалов в контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством  не прошел мимо Советского Союза –  было рождено много отечественных  систем. Среди них: Саратовская система  бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация  работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении  «Автодизель»; Рыбинская научная  организация труда, производства и  управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).

В основу системы БИП был положен самоконтроль труда непосредственно исполнителем. Исполнитель нес ответственность  за качество изготовленной продукции.

Система НОРМ предусматривала планомерный, систематический контроль моторесурса  двигателей и циклическое его  увеличение на основе повышения надежности и долговечности всех узлов и  деталей, определяющих планируемый  моторесурс. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла  продукции.

Для НОТПУ  характерно комплексное использование  методов научной организации  труда, производства и управления с  постоянным совершенствованием технологии и технологического оборудования для  каждого рабочего места и для  предприятия в целом. Предусматривалась  количественная оценка уровня организации  груда, производства и управления в  рамках предприятия, цехов, участков.

Одна  из лучших — система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Система  включала комплекс инженерно-технических  и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Характерными особенностями  КАНАРСПИ были:

  • комплексность задач обеспечения качества продукции;
  • поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;
  • организация работ по получению объективной и своевременной информации о качестве выпускаемых изделий;
  • интенсивное использование периода подготовки производства для выявления и устранения причин, снижающих качество изделий;
  • проведение конструкторско-технологической отработки в процессе создания серийного образца;
  • активное участие предприятия-изготовителя и эксплуатирующих организаций в совершенствовании конструкции изделия и повышении технологического уровня его эксплуатации;
  • универсальность, т.е. возможность применения в различных отраслях промышленности.

Многие принципы КАНАРСПИ актуальны  и сейчас. Автором системы был  главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям.

Четвертый этап. В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1, -2, -3, -4, большее внимание уделив вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Специфика тотального управления качеством состоит  в том, что если раньше на предприятиях принимались компромиссные решения  по таким параметрам, как объем  выпускаемой продукции, сроки поставки, затраты и качество, то теперь на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия подчиняется  этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия  организуется исходя из интересов качества. Этот переход сравнивают с переходом  от системы Птоломея к системе Коперника, имея в виду что не Солнце (потребитель) вращается вокруг Земли (производителя), а наоборот.

Если TQC — это управление качеством с  целью выполнения установленных  требований, то TQМ — еще и управление целями и самими требованиями. В TQМ включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции. Система TQМ (рис. 1.4) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQМ базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе TQM используются адекватные целям методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является использование  коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

 

 Рис. 1.4. Основные составляющие TQМ:

 

TQC – всеобщий  контроль качества; QPolicy – политика качества;

QPlanning – планирование качества; QI – улучшение качества;

QA – обеспечение  качества

В TQM существенно  возрастает роль человека и обучения персонала. Мотивация достигает  состояния, когда люди настолько  увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются  на работе, продолжают работать дома. Появляется новый тип работников – трудоголики. Обучение становится всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными – используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т.п. Обучение превращается и в часть мотивации, ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

На взаимоотношения  поставщиков и потребителей оказывает  сильное влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Главная целевая установка  систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение  качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Но несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия  сертификата на систему качества стало одним из основных условий  его допуска к тендерам по участию  в различных проектах. Широкое  применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так  как его наличие свидетельствует  о надежности предприятия, то предприятию  часто предоставляются льготные условия страхования.

Для успешной работы предприятий на современном  рынке наличие у них системы  качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются  десятки предприятий, внедривших стандарты  ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты  на свои системы качества.

Пятый этап. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация  систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние  гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей  предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Появляются  и корпоративные системы управления качеством, которые ставят своей целью усиление требований международных стандартов и учитывают специфику таких корпораций. Так, Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. — вторая редакция) стандарт QS 9000 «Требования к системам качества». Хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также  методов самооценки по моделям премий по качеству — главное достижение пятого этапа развития систем управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка  конкурентоспособности проекта 1, 2

 

Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной способности по сравнению  с лучшим аналогичным объектом, представленным на конкретном рынке.

Если не указан рынок, на котором  конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом.

Используя данные таблицы 1 оценить конкурентоспособность проектов № 1,2,

  1. Рассчитать коэффициент эффективности проектируемой продукции предприятий, конкурирующих на конкретном рынке.
  1. Определить лучший образец - аналог на рынке среди конкурентов.
  1. Определить  конкурентоспособность проектируемой  продукции конкурентов по отношению к лучшему образцу
  2. Сделать выводы, расчеты свести в таблицу 2.

 

Таблица 1

Исходная  информация для оценки конкурентоспособности  проектов

 

Дано

Проект 1

Проект 2

Конкур.1

Конкур.2

Конкур.3

Конкур.4

Конкур.5

Коэффициент

эффективности

ден. ед

25,92

41,6

33,6

31,68

31,6

24,32

30,88

Затраты ден. ед.

18

20

21

22

20

19

22


 

Решение

 

 

max

max

Выводы:

Из двух проектов конкурентоспособным  является проект № 2

Среди конкурентов  конкуренцию проекту  № 2, составляет конкурент  № 3

 

Таблица 2

 

Полезный

коэффициент

нат. ед

Совокут

затраты

ден.ед.

Коэффициент

эффективности

нат.ед/ден.ед

Конкурентоспособность

по       отношению  к

лучшему образцу

Вывод

Конкурентоспособен/

Неконкурентоспособен/ лучший образец

         

Информация о работе Управление качеством