Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, дипломная работа
Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19
1.3. Модель системы менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49
3.2. Оценка эффективности новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………65
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования»
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт Естествознания и экономики
кафедра менеджмента и методики
преподавания экономических дисциплин
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ВНЕДРЕНИЯ ФГТ
Студентки ____________ Конрат Надежды Анатольевны
Специальность ____________ «________________»
Форма обучения заочная
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ:
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ______________ Кузьмина Ирина Григорьевна
«____» __________2013г.
Зав.кафедрой ___________ Лопаткина Надежда Васильевна
«____» __________2013г.
Оренбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном
образовательном учреждении……………………………………………………
1.3. Модель системы менеджмента
качества дошкольного образовательного
учреждения……………………………………………….
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой
модели системы менеджмента качества
в МБДОУ №50…………………………………………………………………..
3.2. Оценка эффективности
новой модели системы менеджмен
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Приложение …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Основными условиями усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения являются обеспечение роста конкурентоспособности страны и адаптация к условиям международной конкуренции. Главное конкурентное преимущество высокоразвитого государства связано с возможностью развития его человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования, где находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.
В России, по признанию мирового педагогического сообщества сложилась определённая система дошкольного образования, которая сегодня не удовлетворяет все потребности современного общества, т. к. произошли серьёзные перемены в системе образования в целом и в дошкольном звене в частности. Для решения сложившейся ситуации, была предпринята попытка стандартизации в образовании – это деятельность, направленная на установление норм, правил и требований в целях обеспечения: безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса, повышения качества образования, экономии всех видов ресурсов, единства измерения результатов образовательного процесса. Это инструмент, дающий возможность оптимального упорядочения характеристик системы для наиболее эффективного решения внутри- и внесистемных задач. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.
В настоящее время для дошкольной системы образования установлены федеральные государственные требования, своего рода стандарты, представляющие собой совокупность трёх групп требований:
Основными функциями федеральных государственных требований в дошкольном образовании являются:
ФГТ задают нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учётом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):
Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009) направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
В данной дипломной работе мы хотели бы остановиться на проблеме – в несоответствии между современными федеральными государственными требованиями к результатам дошкольного образования и существующей в ДОУ системой менеджмента качества, не позволяющей достигать и оценивать планируемые результаты дошкольного образования.
Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования основывается на предложении о том, что эффективность управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении может быть существенно повышена, если:
-будут выделены на междисциплинарном уровне теоретические подходы к проектированию системы менеджмента качества в ДОУ;
-будет разработана эффективная модель системы менеджмента качества, отвечающая современным подходам к управлению качеством образовательных услуг;
-будут выявлены и апробированы условия реализации модели менеджмента качества ДОУ.
Задачи исследования:
1.Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки проектирования системы менеджмента качества в ДОУ;
2.Разработать
модель управления качеством
образования в дошкольном
3.Выявить условия реализации модели системы менеджмента качества в ДОУ;
4.Определить
эффективность разработанной
Методологической основой исследования выступают основные принципы диалектики (объективности, развития и взаимодействия), ведущие положения философского учения об идеях управляемой социоприродной эволюции, квалитавитизации всех сфер социальной жизни; концепции синтетической квалиметрии (А.И.Субетто) и квалиметрии человека и образования (Н.А. Селезнёва, А.И. Субетто); основные позиции системологии (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, А.А. Богданов, В.П. Кузьмин, А.И. Пригожий, В.Г. Садовский, Э.Г. Юдин) и их развитие относительно педагогических систем (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, А.Н. Троян, Т.И.Шамова); теория самоорганизованных систем (Л.А. Баев, С.П. Курдюмов, А.И. Пригожин, У.Р. Эшби); общая теория управления качеством А.В. Гличёв, Э.У Деминг, Дж.М. Джуран, Г.Ф. Додж, И.Каору.
Методы исследования:
-междисциплинарный
теоретический анализ философск
-анализ практики
управления дошкольным
-обобщение опыта
в ДОУ (наблюдения за
-моделирование качества дошкольного образования;
-исследование
системы управления ДОУ (
-статистический
анализ экспериментальных
Экспериментальная часть исследования выполнялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50» (МБДОУ №50) г. Оренбурга.
Исследование проводилось в
На первом этапе анализировалась философская, психолого- педагогическая литература, определялись методические основы исследования, формулировались гипотеза, цели и задачи исследования. Были раскрыты основные понятия по теме исследования, определено их содержание. На данном этапе использовался метод изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы с целью анализа имеющихся подходов к рассматриваемой проблеме.
Второй этап предусматривал разработку эффективной модели системы менеджмента качества, отвечающая современным требованиям в управлении качеством продукции (услуг), и её внедрения в практику управления дошкольным учреждением.
Информация о работе Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ