Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработать и апробировать модель системы менеджмента качества, соответствующую федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и современным подходам к обеспечению качества образовательных услуг
Объект исследования: управление дошкольным образовательным учреждением.
Предмет исследования: процесс управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством дошкольного образования
1.1. Понятие и составляющие качества дошкольного образования ……..10
1.2. Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………19
1.3. Модель системы менеджмента качества дошкольного образовательного учреждения……………………………………………….29
Глава 2. Анализ существующей системы управление качеством МБДОУ №50 г. Оренбурга
2.1. Информационная справка МБДОУ №50………………………………35
2.2. Анализ качества образования и управления им в МДОУ № 50……..42
2.3. Дерево целей по внедрению современной системы менеджмента качества в дошкольном образовательном учреждении……………….........47
Глава 3. Апробация новой модели системы менеджмента качества в ДОУ
3.1. Результаты апробации новой модели системы менеджмента качества в МБДОУ №50…………………………………………………………………..49
3.2. Оценка эффективности новой модели системы менеджмента качества……………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература……………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №2.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

относящихся к  поставленной задаче, а также организации  в дошкольном учреждении мониторинга  качества образования, который на основе исследований авторов (В.П.  Кальней, М.В. Крулехт, А.  М. Майорова, М.М.Поташникова,  С.Е.Шишова  и др.) можно определить как непрерывную, научно-обоснованную, диагностико-прогностическую систему, хранения, анализа и распространения информации о качестве образовательных  услуг в дошкольном учреждении на основе выявления их соответствия прогнозируемым результатам, нормам, стандартам и ожиданиям субъектов системы ДОУ, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических, недопустимых ситуаций в ней.

          Эффективное управление качеством  образования требует изменяемости  качества  результатов образовательного  процесса в ДОУ, причем государственные  образовательные стандарты дошкольного  образования лишь частично дают  основу для построения квалиметрической системы качества образования в ДОУ. Авторы-разработчики ГОС дошкольного образования (Р.Б. Стеркина, Е.Г.Юдина и др.) считают, что необходима разработка таких подходов   к определению качества образовательных услуг в ДОУ, которые позволят оценить результаты образования детей дошкольного возраста, не помещая в центр этой экспертизы ребенка. Именно эти задачи должен решить компонент разрабатываемого стандарта дошкольного образования, определяющий возрастные характеристики на этапе завершения дошкольного образования. В   качестве таких характеристик выступают: компетентность; творческие способности  (креативность);                      любознательность  (исследовательский интерес); инициативность (самостоятельность, свобода, независимость); коммуникативность (социальные навыки),  образ «Я» (базовое доверие, чувство защищенности); ответственность; произвольность. Каждое из этих качеств характеризуется посредством анализа его проявлений в контексте разных видов детской деятельности. Данные характеристики выступают      в качестве целей развития детей в дошкольном возрасте и определяют основные возможные достижения   в развитии ребенка к моменту перехода  от дошкольного детства к школьному (Е.Г.Юдина).

          Таким образом, создание нормативно-методической базы для оценки качества результатов деятельности дошкольного учреждения (состояние здоровья детей, достижения воспитанников и педагогов, система ДОУ и др.) является важнейшей задачей науки и практики в решении проблемы обеспечения качества предоставляемых услуг ДОУ.

          Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками). Реализация этого принципа требует четких       и открытых связей и отношений, обмена информацией и планов на будущее между ДОУ и его партнерами. Актуальность этого принципа подтверждается усиливающимися тенденциями к  расширению социального  партнерства ДОУ с учреждениями  здравоохранения, образования и культуры, правоохранительными        органами социальной защиты, укрепления связей с образовательными учреждениями более высоких ступеней образования – школа, колледж, вуз      и т. д. При этом модернизация образования, декларация идей гуманного отношения к ребенку способствует пересмотру, как характера, так и содержания взаимодействия ДОУ и вышеназванных структур.

          Специфика реализации данного принципа менеджмента качества в ДОУ заключается в особой роли родителей, которые одновременно являются потребителями услуг ДОУ и в то же время его заинтересованными партнерами в деле воспитания, обучения и развития детей. В этой связи становится актуальной направленность программ дошкольного образования на расширение сотрудничества ДОУ с семьёй.

        Партнёрские отношения с родителями  воспитанников устанавливаются  в тех ДОУ, где педагогические  коллективы предлагают родителям  различные виды сотрудничества  и совместного творчества: вечера вопросов и ответов, устные журналы, организуют студии, клубы, где родители получают необходимые знания, повышают свою психологическую и педагогическую культуру и одновременно занимаются увлекательной для них деятельностью. Родители, в свою очередь, участвуют в работе попечительского совета ДОУ, благоустройстве групп и территории ДОУ, являются полноправными субъектами образовательного процесса, принимая участие в организации и проведении развивающих занятий, утренников и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Модель  системы менеджмента качества  образовательного учреждения

       Система менеджмента качества всех организаций включает (Рис 1):

1). Организационную  структуру;

2). Документацию;

3). Процессы;

4). Ресурсы.

      Суть внедрения в МБДОУ №50  системы менеджмента качества состоит из разработки механизма, обеспечивающего последовательное повышение результативности и эффективности деятельности учреждения. 

      В основу модели системы менеджмента  качества образовательного учреждения  нами было выделено основные процессы, процессы управления и обеспечения, все они взаимосвязаны, что показано объединяющим их кругом с тремя элементами (ответственность руководства, мониторинг, постоянные улучшения), обеспечивающими непрерывность процессов.

А именно к основным процессам системы менеджмента качества относится:

    • проектирование и разработка образовательных программ;
    • прием воспитанников;
    • реализация основной образовательной программы;
    • контроль и оценка образовательного процесса и результатов.

Управляющие процессы включают:

1.) маркетинговые  исследования;

2.) планирование;

3.) менеджмент  процессов;

4.) менеджмент  ресурсов;

5.) внутреннее  информирование;

6.)управление  документацией.

 Обеспечивающие:  

1) кадровое;

2) мотивационное;

3)научно-методическое;

4)информационное;

5)финансовое;

6) материально-техническое;

7)методическое;

8)управление  образовательной средой.

Разработанная модель СМК будет эффективна если в ней будут использоваться основные  принципы деятельности ДОУ:

  • цели в области качества (определение основных задач и показателей их результативности);
  • руководство по качеству (выполняет функцию нормативного документа при внедрении и поддержании функционирования СМК);
  • измерение, анализ, улучшение (внутренний аудит, мониторинг и измерение процессов, управление несоответствиями требованиям к исполнению услуг и функций)
  • жизненный цикл услуг (изучение требований потребителей, планирование новых, изменяющихся услуг, проектирование, разработка, оказание услуг, оценка удовлетворенности потребителей, контроль оказания услуг);
  • обеспечение ресурсами (материальными, кадровыми, информационными).

Модель  системы менеджмента качества предусматривает комплексный подход, иллюстрирует связи между процессами. Согласно данной модели потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей предполагает оценку информации о восприятии потребителями качества выполнения их требований.

Основные процессы СМК, внедренной в МБДОУ  № 50 предусматривают:

  • планирование - разработку цели и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
  • осуществление - внедрение процессов;
  • проверку - постоянный контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями к продукции и сообщение о результатах;
  • действие - постоянное улучшение показателей процессов.

Все процессы СМК  соответствуют требованиям международного стандарта качества ИСО 9001-2008, четко определены и регламентированы. Таким образом, потребитель услуг знает качество услуги, которое он вправе ожидать и требовать. А органы местного самоуправления как поставщик муниципальной услуги могут отследить, на каком этапе оказания услуги она не соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, каждый процесс закреплен за ответственным должностным лицом, что дисциплинирует работников.

Функционирование  системы менеджмента качества

Согласно условиям в МБДОУ №50 проводились внутренние аудиты с целью установления соответствия СМК требованиям международного стандарта ИСО 9001-2001 и внутренних документов СМК учреждения, а также результатов функционирования СМК целям ее создания, ресурсов.

В ходе апробации  модели системы менеджмента качества было обращено    насколько  деятельность ДОУ соответствует требованиям международных стандартов по всем направлениям деятельности, а именно:

  • ответственность руководства;
  • обеспечение ресурсами;
  • планирование;
  • мониторинг и измерение процессов, анализ данных;
  • ведение документации;
  • результаты внутренних аудитов, корректирующие действия;
  • удовлетворенность потребителей (родителей) работой ДОУ;
  • воспитание, обучение детей дошкольного возраста, интеллектуально-познавательное развитие, подготовка воспитанников к школе;
  • сохранение и укрепление здоровья детей, коррекция физических, психических и речевых отклонений в развитии, физическое воспитание;
  • социально-личностное развитие детей, художественно-эстетическое и нравственное воспитание.

Внедрение СМК  позволило обеспечить улучшение качества работы дошкольного учреждения, при этом педагоги и руководители могут самостоятельно оценивать свою работу с воспитанниками и родителями.

 

   

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МБДОУ №50 г. ОРЕНБУРГА

2.1. Информационная справка о дошкольном учреждении.

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50» построен по типовому проекту 7007.0.00 – 21Б – АС, введен в эксплуатацию в 1992 году, рассчитан на 260 мест. Контингент воспитанников – дети от 1,5 до 7 лет.  Охвачено дошкольным образованием 313 детей. Из них посещает детский сад 65 детей раннего возраста, 248 детей – это воспитанники от 3 до 7 лет. Учредитель Управление образования администрации г.Оренбурга. В 2008 году дошкольное учреждение успешно прошло государственную аккредитацию, имеет действующие лицензии на правоведения образовательной деятельности  и осуществление медицинской деятельности.

         Детский сад отдельно стоящее здание с пристроенным бассейном, расположено внутри жилого рабочего посёлка Бёрды.  Ближайшее окружение  средние общеобразовательные школы №14 и №63, поликлиника, ДОШ «Орбита», православная церковь, почта, сеть магазинов. Участок дошкольного учреждения озеленён, оснащен крытыми верандами, прогулочными площадками. Имеется оборудование для летних игр с водой, огород и цветники. Вверенном, мне дошкольном учреждении функционируют 12 групповых помещений, а также музыкальный и два физкультурных зала (для малышей и старших групп), а изостудия, логопункт, медицинский блок и др. служебные помещения.

 
 
 
 
 

 
 
 

 

           В нашем дошкольном учреждении ежегодно проводится мониторинг по разделам:

1. Мониторинг  динамики роста профессионального мастерства педагогов:

Образовательный уровень: в 2011–2012 учебном году педагогов с высшем образованием – 30%, незаконченное - 6,7%, среднее - специальное – 63,3. В сравнении с 2009–2010 учебном году высшее образование имели – 26,7%, незаконченное  – 10%, среднее - специальное – 63,3%.

Квалификационный уровень: в 2011–2012 учебном году I категорию имеют 51,6% педагогов, на соответствие с занимаемой должности  – 36,6% педагогов. В сравнении с 2010 -2011 учебным годом I категория – 26,6%; на соответствие с занимаемой должности – 48,5%; не имели категории – 6,6%.

Выводы: Все педагоги ДОУ имеют педагогическое образование, аттестованы – 88% педагогов.

2. Мониторинг реализации  программ в МБДОУ № 50. В нашем детском саду реализуются основная общеобразовательная программа, разделы программ, реализуемых в МБДОУ, направлены на гармоничное формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.

3. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ. В основе мониторинга по этому разделу лежит сбор информации о повышении квалификации педагогических работников, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, что помогает определить цели работы и выбрать адекватные формы ее проведения.

      Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Каждые 5 лет педагоги МБДОУ проходят курсы повышения квалификации, но в наше время этого недостаточно, т.к. рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если он занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

        Мониторинг повышения квалификации педагогов МДОУ показал, что все воспитатели обучаются и повышают свой профессиональный уровень на различных дистанционных, модульных, очных курсах.

        В 2011–2012 учебном году 3 педагога прошли курсы повышения квалификации.

        В последнее время уровень активности педагогов в рамках повышения своей квалификации значительно вырос.

4.Мониторинг эффективности самообразования педагогов. Педагогическое самообразование воспитателя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. В детском саду педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально – методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Получение новой информации помогает пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

5.Мониторинг качества инновационной деятельности педагогов. Разработкой новых идей занимается каждый педагог МБДОУ, на сегодняшний день разработаны и внедрены 2 авторские программы: “Зачем учиться физкультуре?”, “Пора ли школу?”, “Растения и здоровье”, 5 игр на развитие сенсорных способностей, элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром: “Доберись до сюрприза”, “Обитатели нашей планеты”, “Улица полна неожиданностей”, “Путешествие на паровозике”, “Кто, где живет?”.

Результаты  инновационной деятельности дошкольного  учреждения были представлены на конкурсах  муниципальных дошкольных образовательных  учреждений.

6.Мониторинг передового педагогического опыта педагогов. В МБДОУ созданы оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. Успешная педагогическая деятельность позволяет педагогам делиться опытом работы с коллегами на уровне города Оренбурга. Передовой педагогический опыт педагогов значительно обогащает воспитательно-образовательный процесс в содержательном и организационном планах.

7.Мониторинг по использованию педагогами ИКТ. Использование компьютерных технологий помогают педагогам не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными предметными областями. В ДОУ имеется информационно-техническая база: компьютер, создан официальный сайт ДОУ, имеется доступ в интернет, цифровой фотоаппарат, телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр и др.. За 2011–2012 учебный год заметно выросло число педагогов, которые применяют ИКТ в образовательном процессе, работе с родителями на 57,2%. В средней группе №10 проведено открытое занятие с применением ИКТ по математике для педагогов и родителей (анимированные картинки, сказочный сюжет занятия, позволяли поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия), в старшей группе проведено открытое занятие «Государственная символика России» с применение ИКТ. Консультации для родителей, семинары для педагогов также проводились с применением ИКТ.

8.Мониторинг динамики усвоения дошкольниками программного материала. С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития организована диагностика образовательно-воспитательного процесса. По каждой области исследования указаны соответствующие критерии. В каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка. В начале года диагностику проводим с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Результаты диагностики обсуждаются на педагогических советах, педагогических часах и на их основе разрабатывается медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

       Для сбора информации данных о динамике усвоения дошкольниками программного материала соответственно требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой использовались такие методы, как: контрольные срезы знаний детей, беседы, наблюдения.

       Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала реальной картины дел, потому что исследовались отельные области, не проводилась аналитическая работа: «Почему именно такой результат?», «От чего это зависит?». Поэтому возникла необходимость создания системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящее, но и влиять на них. В результате общий уровень усвоения детьми программного материала по детскому саду составил в 2011-2012 учебном году 82,3%, что указывает на позитивную динамику роста, но тем не менее на результаты усвоения детьми знаний, умений и навыков повлиял контингент поступающих в ДОУ детей.

9.Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводит воспитатель по физической культуре с участием старшей медицинской сестры. Результаты заносятся в карту развития ребенка, и используется педагогами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, тетради посещений с указанием выводов и предложений.

       Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: бактерицидные лампы, ростомер, напольные весы, детский тонометр и пр.

       Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

       Заболеваемость детей по детскому саду в 2012 г. осталась на прежнем уровне 10%, улучшилась посещаемость детей, уровень физического развития детей возрос на 13% по сравнению с началом учебного года, что связано с улучшением качества физкультурно-оздоровительной работы. Результаты работы по здоровью сбережению детей подтверждают полученные грамоты и медаль за победу в городском спортивном соревновании (2 место).

10.Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи. Цель: выявить запросы на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ для учета при планировании развития ДОУ и работы с родителями.

Изучение семьи  и социума включает:

  • Составление социального паспорта семьи;
  • Изучение воспитательной системы в семье.
  • Определение степени удовлетворенности семьи деятельностью ДОУ.

Результаты  анкетирования по проблеме удовлетворенности  родителей деятельностью ДОУ  свидетельствуют о следующем:

  • 88,2 % (11,8 частично) родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку гармоничное развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье.

Ежегодно проводится “Неделя открытых дверей”, родители принимают участие в проектной  деятельности, в смотрах – конкурсах, спортивных праздниках.

Выводы: Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ в 2011–2012 учебном году выше на 2,3 % в сравнении с 2010–2011 учебным годом.

11.Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы. Ребенок, уходящий от нас в школу, на наш взгляд должен соответствовать модели выпускника, которая составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями. Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы в 2011–2012 учебном году показал наличие устойчивой динамики уровней психологической готовности детей к школе за счет того, что детей с низким уровнем нет в течение нескольких лет.

12.Анализ успеваемости детей в школе. Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов  СОШ №14 и СОШ №63 которые отмечают, что у детей из нашего сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей. При этом необходимо отметить, что большинство детей посещают музыкальную школу, танцевальные кружки при ДК, в 2010 - 20011 учебном годах 80 % выпускников учатся удовлетворительно.

Таким образом:

1.Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

2.Создана предметно-развивающая среда: имеется компьютер, принтер, ксерокс, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, имеется доступ в интернет, но недостаточно образовательно-методических и дидактических пособий для качественной реализации образовательной программы.

3.Созданная в детском саду система по здоровью сбережению позволяет решать вопросы развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Мониторинг здоровья детей показал: в результате систематического проведения здоровье сохраняющих мероприятий и процедур здоровье сохранения детей, несмотря на то, что увеличился процент детей, поступающих в ДОУ с IV группой здоровья, а уменьшился процент с первой группой. Посещаемость – 68%, заболеваемость – 10% в 2011-2012 году.

       Разработка и внедрение современной  модели системы менеджмента качества является непременным условием повышения качества образования в системе нашего дошкольного образовательного учреждения.


Информация о работе Управление качеством дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ