Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 23:55, реферат

Краткое описание

Многообразие и взаимосвязанность факторов и условий, влияющих на качество, непрерывность его формирования и обеспечения на всем протяжении жизненного цикла, участие в этом процессе всех элементов сферы производства и эксплуатации или потребления обусловливают необходимость комплексного, системного подхода к управлению качеством. Развитие принципов, методов и техники такого подхода привело к созданию на предприятиях-изготовителях систем управления качеством продукции (систем качетва). Общие требования к системам качества и принципы их построения регламентированы в международных стандартах ИСО серии 9000, которые приняты в качестве национальных во многих развитых странах. В настоящее время наличие на предприятиях-изготовителях систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, рассматривается как определенная гарантия способности поставщика стабильно изготавливать продукцию требуемого качества.

Содержание

Введение
с. 3
1. Управление качеством на предпроизводственных стадиях: прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции, планирование, проектирование; управление закупками.


с.4
1.1. Прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции, планирование, проектирование.

с.4

1.2. Управление закупками.
с.10
2.Управление качеством на производственных стадиях: организация мониторинга и измерения; предупредительные и корректирующие меры; идентификация и прослеживаемость.

с.11

2.1. Организация мониторинга и измерения.
с.11
2.2. Предупредительные и корректирующие меры.
с.15
2.3. Идентификация и прослеживаемость.
с.19
3. Управление рисками.
с.23
4. Управление качеством на послепроизводственных стадиях: процессы хранения, поставки, продажи, эксплуатации, обслуживания и ремонта.

с.24
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 260.91 Кб (Скачать файл)

Управление устройствами для мониторинга и измерений, не относящимися к средствам измерений, контрольному и испытательному оборудованию, осуществляется в порядке, установленном  организацией. 
      Поверке подлежат средства измерений, используемые в законодательно установленных сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

    Используемое в организации испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568. 
     Контрольное оборудование должно подвергаться первичной и периодической проверкам для подтверждения соответствия требованиям к контролю. Управление контрольным оборудованием, включая определение периодичности его проверки, осуществляется в порядке, установленном в организации.  
    Для средств измерений, контрольного и испытательного оборудования должны быть выполнены следующие требования:

– определены процессы и  разработаны документированные  процедуры, устанавливающие порядок  выбора средств измерений, контрольного и испытательного оборудования (на основании поставленных измерительных  задач, задач контроля и испытаний), приобретения, учета, идентификации, поверки (для средств измерений), аттестации (для испытательного оборудования), проверки (для контрольного оборудования), ремонта, обслуживания и списания;

– средства измерений, контрольное  и испытательное оборудование должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями, установленными в  эксплуатационной документации на них;

– средства измерений, контрольное  и испытательное оборудование должны быть идентифицированы с целью установления статуса поверки (для средств  измерений), аттестации (для испытательного оборудования), проверки (для контрольного оборудования);

– определен порядок оценки и регистрации правомочности  результатов предыдущих измерений, контроля, испытаний, если обнаружено, что средства измерений, контрольное  и испытательное оборудование не пригодны к применению;

– свидетельства о поверке (сертификаты о калибровке) средств  измерений, аттестаты и протоколы  аттестации испытательного оборудования, записи о проверке контрольного оборудования должны управляться в соответствии с требованиями п.4.2.4.

    Для решения вопросов метрологического обеспечения разработки, производства и ремонта оборонной продукции, включая управление средствами измерений, в организации должна быть создана метрологическая служба или иная организационная структура (далее – метрологическая служба). 
     Подразделения, ответственные за управление контрольным и испытательным оборудованием, определяются руководителем организации.  
Структура, задачи, права и обязанности метрологической службы определяются положением о ней, утверждаемым руководителем организации.

Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции с целью соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих  стадиях процесса жизненного цикла  продукции согласно запланированным мероприятиям. 
Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции.

До завершения всех запланированных мероприятий выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться, если иное не утверждено соответствующим уполномоченным или, где это применимо, потребителем.

В организации должны быть установлены и документально  оформлены: 
– порядок проведения контроля качества в процессе производства готовой оборонной продукции, включая назначение ответственных за отдельные виды контроля (испытаний), методики их проведения;

– порядок отбора, хранения оборонной продукции до и после  контроля (испытаний), идентификации  годной и дефектной оборонной  продукции; 
– порядок регистрации результатов контроля (испытаний).

     Контроль качества изготовления должен предусматривать: 
– входной контроль закупаемой продукции;

– операционный контроль в  процессе изготовления;

– периодическую оценку точности, настроенности, стабильности техпроцесса для его оперативного регулирования;

– диагностический контроль по выявлению скрытых дефектов (по НД отрасли и организации);

– контроль качества готовой  оборонной продукции цехом-изготовителем  и ОТК.  

2.2. Предупредительные   и корректирующие меры.

Предупреждающие действия (ПД) и корректирующие действия (КД) - это основные инструменты, позволяющие совершенствовать и  улучшать систему менеджмента качества.

В результате проведенных инвентаризаций, аудитов, обследований и экспертных оценок как фактического, так и  предполагаемого состояния предприятия, так или иначе, могут возникнуть несоответствия с планами, программами  и прочими документированиями правилами  предприятий. Кроме того, инструменты  СМК механизмы СМК могут также  применяться для определения  и прогнозирования потенциальных  угроз и опасностей. В зависимости  от характера этих несоответствий, от того потенциальные они или  уже обнаруженные, к ним применяются  либо предупреждающие, либо корректирующие действия.

Ключевыми источниками информации при этом могут являться результаты аудита в областях:

  • Удовлетворенности покупателей качеством продукции (как внешних, так и внутренних);
  • Внутренних проверок (на основании плана качества);
  • Второстепенных и ключевых процессов;
  • Анализа готовой продукции.

Разработка процедур ПД и КД –  это необходима мера в деятельности каждой организации. Но особенно той, где  часты случаи отказа оборудования, всевозможных сбоев в работе, несоответствий требованиям, возникновения возможных  опасностей (крупных аварий с повреждениями  имущества, окружающей среды, здоровья работников, бизнеса и так далее).

Данные сбои – это следствия  несовершенной организации работы: устаревшей техники, человеческого  фактора, природных воздействий, а  также многих других факторов. Жизнь  любой организации не обходится  без подобных эксцессов, однако одни легко преодолевают невидимый рубеж, а другие с катастрофическими  потерями. А причина – в разумности и адекватности предупреждающих  и корректирующих действий, которые  также требуют грамотного расходования финансовых, трудовых и временных  ресурсов.

Корректирующие и предупреждающие  действия – измеримы. Их результативность можно оценить по формулам:

Pi=R0-Ri (1)

Эi=C0i-Ci (2)

    где Pi — эффективность i-го мероприятия,

Rо - риск до проведения i-го  мероприятия, 

Ri - риск после осуществления  i-го мероприятия,

 Эi - результативность i-го мероприятия, 

Cоi - убытки из-за нежелательных  последствий до проведения i-го  мероприятия, 

Ci - потери из-за нежелательных  последствий после осуществления  i-го мероприятия.

Эффективность процедур повышается по мере того, как значения показателей  Эi и Pi увеличиваются.

Первый этап данной процедуры требует  определения источников данных о  выявленных несоответствиях. При этом также стоит предусмотреть наличие  механизмов, с помощью которые  можно получить данные о текущих  отклонениях.

На втором этапе приходит время  определения необходимости корректирующих действий на основании значимости последствий  от выявленных несоответствий. При  этом рассчитывается стоимость устранения причины отклонения и выясняется вероятность ее повторного появления.

Третий этап предусматривает анализ причин появлений данных сбоев с  помощью групповых методов, например, «мозгового штурма», метода «пять почему», метода прецедентов, построения диаграммы  Исикавы и других способов.

Четвертый этап – время конкретных действий. На данном шаге разрабатываются  и внедряются в жизнь мероприятия  по устранению причин несоответствий. Они, как правило, улучшают функционирование организации в целом и проводятся в отношении:

Следующий – пятый этап – определяет правила соотнесения различных  отклонений с уровнями улучшений  в деятельности предприятия. При  этом стоит иметь в виду, что  корректирующие действия могут затронуть  все уровни улучшений – оперативные, среднесрочные и долгосрочные. Оперативные  улучшения происходят в рамках отдельных  работ, среднесрочные оказывают  влияние на сами процессы или инфраструктуру предприятия, а долгосрочные - на все  процессы, происходящие в организации, а также его инфраструктуру и  сферу производства.

Завершающий этап

В заключение, в организации проводятся процедуры анализа эффективности  и результативности осуществленных корректирующих действий – для того, чтобы наглядным образом подтвердить  их пользу и обоснованность затрат на них. Главный критерий результативности корректирующих действий – отсутствие повторных отклонений от стандарта.

 

2.3. Идентификация и прослеживаемость.

Работы по идентификации и прослеживаемости осуществляются на всех этапах петли  качества и охватывают все основные элементы производства.

В системе качества процедуры идентификаций  и прослеживаемости должны обеспечивать возможность:

- определения места и времени появления дефекта;

- определение местонахождения всего объема продукции с выявленным дефектом;

- отзыва, изоляции и учета дефектной продукции;

- проведения оперативного и систематического анализа причин дефектов и выработки корректирующих воздействий;

- учета продукции для целей оперативного управления производства.

Обеспечение прослеживаемости достигается  за счет маркирования объекта идентификации, внедрения сопроводительных документов (маршрутные карты, сопроводительные талоны и т.д.) или других носителей информации, а также последовательной регистрации данных об объекте идентификаций по всей технологической цепочке от поступления на предприятие материала и комплектующих изделий до упаковки и отправки готовой продукции.

Регистрация данных об объектах идентификации  осуществляется персоналом при запуске  материала или заготовок в  производство, передаче деталей на склад или смежный цех для  последующей обработки, проведений контроля качества изготовленных деталей или сборочных единиц, учете и изоляций несоответствующей продукций, упаковке готовой продукции и т.д.

Особое значение идентификация  продукции имеет для подтверждения  статуса контроля я испытаний.

В процессе производства осуществляется движение двух потоков: материального (сырья, материалов, деталей, узлов и  т.д.) и информационного (данных о  сырье, материалах, деталях, узлах и  т.д. на бумажных и других носителях, сопровождающих материальный поток).

Необходимым условием достижения эффективного механизма прослеживаемости по всему  производственному циклу, начиная  с поступления материалов и комплектующих  изделий от поставщиков и кончая отгрузкой готовой продукции, является обеспечение однозначной связи  материального и информационного  потоков в процессе производства продукции. Это означает, что информационный поток должен быть непрерывным по всей технологической цепочке, объективно отражать изменения продукции в процессе производства, сохранять отличительные признаки объекта идентификации.

Процедуры идентификации и прослеживаемости должны быть "встроены" в производственный процесс и увязаны с действующей  на предприятии системой оперативно-календарного планирования и диспетчирования, а  также с другими сопряженными вилами производственной деятельности.

В зависимости от условий производства идентификация может быть либо индивидуальной, либо партионной (групповой). Индивидуальная идентификация предполагает маркировку в прослеживание непосредственно  каждой детали или сборочной единицы  с помощью, например, бирок, ярлыков  или клеймения. Индивидуальная идентификация  характерна для единичного или мелкосерийного производства. Партионная (групповая) идентификация предполагает маркировку совокупности комплектующих изделий, заготовок, деталей или материала либо в размере партии, либо ее части, либо комплекта в сборочном производстве. В этом случае соответствующей маркировке подвергается технологическая тара (связка металла, бухта и т.д.), в которой по технологической цепочке движется строго определенное количество заготовок или деталей. Партионная идентификация характерна для массового производства сравнительно простых изделий, например, заготовок или сборочного производства с большой номенклатурой комплектующих, например, производство телевизоров и т.п.

Сквозной характер механизма идентификации  и прослеживаемости по всему производственному  циклу обеспечивается увязкой:

- способов маркировки и содержания сопроводительной документации на материалы и комплектующие изделия с внутризаводской маркировкой и содержанием сопроводительных документов (носителей информации) деталей, сборочных единиц, готовых изделий;

Информация о работе Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции