Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:18, дипломная работа
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта;
- рассчитать экономический эффект от введения новой должности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.История создания, цели, задачи предприятия 5
1.2. Характеристика основных направлений деятельности 7
1.3. Организационная структура управления предприятием 11
1.4. Характеристика персонала предприятия 14
1.5. Организация оплаты труда 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ имущественного положения 22
2.2. Анализ финансового положения 31
2.2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия 32
2.2.2. Анализ ликвидности предприятия 42
2.3. Анализ текущей деятельности 51
2.4. Анализ основных технико-экономических показателей 57
2.5. Анализ финансового результата деятельности предприятия и пути
его улучшения 62
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВАХ КОЛЛЕКТИВАХ
Возникновение конфликтов в трудовых коллективах 70
Типы конфликтов в организациях и их последствия 76
Этапы управления конфликтами в организации 82
Стратегии и методы разрешения конфликтов в организациях 87
Анализ работы по управлению конфликтами на предприятии 101
Управление конфликтами в трудовом коллективе 109
Пути разрешения конфликтов в трудовых коллективах 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Намеренная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности передающего. Даже когда информация, посланная А, успешно достигает Б, остается возможность того, что эта информация искажена. Это искажение может быть вызвано не только фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем.
Существуют две причины
этого. Во-первых, мы представляем себе
мир более неподвижным и
Второй причиной для искажения информации является желание людей представить себя в наиболее выгодном свете, особенно при передаче информации наверх, например, когда человек подозревает, что реальная информация совсем не так хороша, как хотелось бы.
Получатель информации также может служить источником искажения в том смысле, что он может неправильно истолковать смысл, заложенный в сообщении.
Одной из причин этого может служить язык. В процессе горизонтальной и вертикальной дифференциации люди, находящиеся в разных подразделениях начинают говорить на совершенно разных языках.
Второй причиной неправильного
восприятия сообщения может служить
выборочное восприятие, когда мы ищем
в получаемом сообщении то, на что
мы настроены. Человек слышит то, что
он хочет услышать, и пропускает
остальное. Еще одной причиной неправильного
восприятия может служить ожидание.
По различным причинам мы можем ожидать
услышать сообщения определенного
типа. Еще один феномен - это ощущаемая
надежность отправителя. Если получатель
информации не считает отправителя
источником достаточно достоверной
информации, то он может недооценить
и важность его сообщения. Та же проблема
возникает, когда отправитель
Существует некоторое количество средств, как на индивидуальном, так и на организационном уровне, помогающих преодолеть эти проблемы. На индивидуальном уровне необходимо использовать язык четкий, краткий и в
наибольшей степени приложимый к теме сообщения. Также необходимо устанавливать доверие. Сообщение должно быть не только понято, но и
принято. Необходимо избегать
использования штампов и
Наконец, необходимо активно искать обратную связь, с тем, чтобы удостовериться в правильной интерпретации информации.
Многое может быть сделано
и на организационном уровне. Например,
это может быть установление организацией
каналов обратной связи, или внедрение
компьютерной технологии передачи данных.
Организация также может
Перечислить все возможные
причины возникновения
Различия в целях. Специализированные
подразделения организации и
даже подгруппы формируют свои цели,
несут ответственность за их достижение,
получают плату за конечный результат.
Поэтому подразделения и
Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам. Различия в ценностях – также очень распространенная причина конфликта. Вместо того, чтобы объективно оценивать ситуацию, люди акцентируются на тех взглядах, альтернативах и аспектах ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы и личных потребностей. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространенные проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Плохая передача информации
является и следствием конфликта. Так,
между его участниками
Говоря о последовательности технологических действий в условиях конфликта, следует, в первую очередь, указать на необходимость его институциализации, то есть установления норм и правил разрешения конфликта.
Их эффективность находится
в прямой зависимости от степени
легитимности институциональной процедуры,
то есть от добровольной готовности большинства
участников конфликтующих групп
соблюдать эти нормы и правила.
Должно осуществиться и
Отношения конфликтующих сторон включают в себя такие этапы, как информационное противоборство (измерение собственного потенциала в сравнении с возможностями соперника) и энергетическое противоборство (непосредственные действия). При более полной информации основная задача конфликта решается с минимальными энергетическими затратами. Чем лучше информация, тем меньшая часть энергии выделяется на противодействие и тем большая - для решения основной задачи. Отсюда цель информационного противоборства - диагностировать собственное положение, а также положение противника и в зависимости от этого выбрать адекватные способы поведения.
Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений:
- обусловленные трудовым процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;
- личностным своеобразием членов группы.
Конфликты различают по их
значению для организации, а также
способу их разрешения. Различают
конструктивные и деструктивные
конфликты. Для конструктивных конфликтов
характерны разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности
организации, и ее членов и разрешение
которых выводит организацию
на новый более высокий и
3.2. Типы конфликтов в организациях и их последствия
Источником обострения конфликтов
между большими группами является накопление
неудовлетворенности
Как правило, сначала процесс
накопления неудовлетворенности идет
медленно и подспудно, пока не происходит
некоторое событие, которое играет
роль своего рода спускового механизма
выводящего наружу это чувство
В рамках социально-конфликтологического анализа интересно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений в производственном коллективе.
Во-первых, это взаимосвязи
функционального характера, определенные
совместной трудовой деятельностью. Данные
взаимосвязи носят как
Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному производственному коллективу.
В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
- конфликты, представляющие
собой реакцию на препятствия
достижению основных целей
- конфликты, возникающие
как реакция на препятствия
достижению личных целей
- конфликты, вытекающие
из восприятия поведения
- сугубо личные конфликты
между работниками,
В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами.
Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных.
По значению для организации конфликты делятся на: конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.
Причинами являются обычно недостатки
в организации деятельности и
управления. Разрешение такого конфликта
приводит к развитию отношений между
людьми и развитию группы. Последствия
такого конфликта являются функциональными
и ведут к повышению
Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
Существует четыре различных
типа ролевого конфликта. Они различаются
по источнику возникновения
Еще один тип конфликта называется межролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда два или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожидания.
Также существует конфликт личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров [14 с. 318].
Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой.
Межличностный конфликт, самый
распространенный, возникает там, где
сталкиваются разные школы, манеры поведения,
их может питать и желание получить
что-то, неподкрепленное