Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:00, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение конфликта и стресса, понятие, их причины и пути управления конфликтами и стрессами на предприятии.
Актуальность выбранной темы:
Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА, ЕГО ПОНЯТИЕ И ТИПЫ 4
1.1 Понятие конфликта 4
1.2. Типы конфликтов 6
2.3 Причины конфликтов 7
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ 9
2.1 Внутриличностные методы 10
2.2 Структурные методы 10
2.3 Межличностные методы 12
2.4 Персональные методы 14
2.5 Переговоры 14
2.6 Методы управления поведением личности 17
3. СТРЕССЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 18
3.1 Понятие стресса 18
3.2 Причины стресса 19
3.3. Методы борьбы и профилактика стресса 23
3.4. Стресс-менеджмент или управление стрессом 26
3.5. Коучинг или работа с первым лицом организации 26
3.6.Выравнивание микроклимата в коллективе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Стресс - это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. В переводе с английского стресс - это давление, нажим, напряжение, горе, несчастье, недомогание, нужда. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость.
В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса.
Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивида и, следовательно, для организации.
Необходимо отметить, что положительные события личной жизни человека в равной или даже большей степени могут вызвать стресс, как и отрицательные события.
Причинами стрессов могут быть потеря работы, близкого человека, нарушения социальных связей, всевозможные конфликты. При этом организм запускает специальную приспособительную реакцию. Именно эта реакция и называется стрессом. Раздражитель, её вызвавший, называется стрессором.6
В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Организационные факторы.
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени - налицо конфликтная ситуация, которая и приводит к стрессу.
Работнику просто поручили
непомерное количество заданий или
необоснованный уровень выпуска
продукции на данный период времени.
В этом случае обычно возникает беспокойство,
фрустрация (чувство крушения), а
также чувство безнадежности
и материальных потерь. Однако недогрузка
может вызвать точно такие
же чувства. Работник, не получающий работы,
соответствующей его
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.7
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают,
что индивидуумы, имеющие более
интересную работу, проявляют меньше
беспокойства и менее подвержены
физическим недомоганиям, чем занимающиеся
неинтересной работой. Однако взгляды
на понятие “интересная” работа у
людей различается: то, что кажется
интересным или скучным для одного,
совсем не обязательно будет интересно
другим. Здесь имеет место
5. Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть
в результате плохих физических условий,
например, отклонений в температуре
помещения, плохого освещения или
чрезмерного шума. Неправильные соотношения
между полномочиями и ответственностью,
плохие каналы обмена информацией в
организации и необоснованные требования
сотрудников друг к другу, межличностный
конфликт тоже могут вызвать стресс.
Область межличностного стресса
взаимодействует с
Личностные факторы.
Каждый человек по-разному
реагирует на внешний стрессор. В
этом проявляется его
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием - эвстресс, отрицательные оставили как просто стресс.
Некоторые жизненные ситуации,
вызывающие стресс можно предвидеть.
Например, смену фаз развития и
становления семьи или же биологически
обусловленные изменения в
1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.
2. Необходимо продумать,
как предупредить конкретные
жизненные опасности, чтобы не
возникла ожидаемая
3. Не спешить делать
преждевременные
4. Помнить, что большую
часть вызывающих стресс
5. Очень важно иметь
достаточный запас энергии и
силы воли для решения сложных
ситуаций - это одно из главных
условий активной
6. Необходимо понять и
принять, что серьезные
7. Помнить, что стрессовыми
ситуациями быстрее и лучше
овладевают те, кто умеет использовать
методы релаксации. Это самый
надежный способ подготовки
8. Активный образ жизни
способствует созданию в
9. Для ослабления негативного
воздействия стрессовой
10. Преодолеть стрессовые
ситуации могут помочь
Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:
* Первая группа - включает
способы, использующие
* Вторая группа - аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
* Третья группа способов
повышения общей устойчивости
организма связана с
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к внутриличностному конфликту, а затем и к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу же после возвращения домой.
Регуляция дыхания
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.
От правильного дыхания
в значительной мере зависит здоровье
человека, а значит, и продолжительность
жизни. И если дыхание является врожденным
безусловным рефлексом, то, следовательно,
его можно сознательно
Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.
Образ жизни - это наша повседневная
жизнь с раннего утра до позднего
вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый
год. Составными частями активного
и релаксационного образа жизни
являются и начало трудового дня,
и режим питания, и двигательная
активность, и качество отдыха и
сна, и взаимоотношения с