Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 00:31, курсовая работа
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода.
Чтобы найти оптимальное решение выхода из конфликта, нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются конфликты. Ведь различного рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология конфликта
Основные понятия, природа и социальная роль конфликта. …………. 4
Функции конфликтов. Причины возникновения конфликтов. ……….. 6
Виды конфликтов. Структура процесса конфликта. Последствия конфликта. ………………………………………………………………... 7
Типы поведения людей в конфликтной ситуации. …………………… 15
Способы и правила разрешения конфликтов. ………………………… 17
Роль менеджмента в управлении конфликтами. ……………………… 24
Глава 2. Определение стратегии разрешения конфликтной ситуации .. 26
2.1. Разрешение конфликтной ситуации с позиции руководителя. …….. 28
2.2. Разрешение конфликтной ситуации с позиции подчиненного. ……. 28
Заключение. …………………………………………………………………….. 29
Список используемой литературы. …………………………………………… 30
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Функции межличностного конфликта:
К конструктивным функциям относят:
Деструктивные функции конфликта связаны с:
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.
Такой конфликт может возникать на почве должностных обязанностей руководителя обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила организации. В свою очередь подчиненные могут изменить отношения к руководителю, дестабилизируя обстановку, что может выразиться в снижении производительности. Можно выделить конфликты между группой и личностью - не членом группы, а также внутригрупповые конфликты - между группой и одним из ее членов. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликт:
Межгрупповой конфликт носит интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной стороне выигрыша. Переход межгруппового конфликта в чувственно - эмоциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника. Различают следующие типы такого конфликта:
Модель процесса конфликта
Управленческая ситуация
Источники конфликта
Возможность развития конфликта
Реакция на ситуацию Конфликт не происходит
Конфликт происходит
Управление конфликтом
Последствия конфликта
Из модели видно, что существование одного источника конфликта или более увеличивает возможность конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже при большой возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы дальше не усугублять ситуацию. Люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат, но если конфликт происходит, как часто бывает при попытке убедить другую сторону принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью привычных средств влияния (принуждение, вознаграждение, традиция, харизма, убеждения или участие). В зависимости от того, на сколько эффективным будет управление конфликтом его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что в свою очередь повлияют на возможность будущих конфликтов, т.е. устранит причины конфликтов или создаст их.
Последствия конфликта.
В зависимости от того насколько будет эффективным управление конфликтами, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что в свою очередь повлияет на возможность будущих конфликтов (устранит причины конфликтов или создаст их).
Функциональные:
Дисфункциональные:
В конструктивном решении конфликта играют роль следующие факторы:
Ошибка людей состоит в том, что они часто неправильно воспринимают собственные намерения позиции, действия. Их оппоненты могут также ошибочно воспринимать сказанное или виденное ими. Соответственно, можно говорить о типичных искожениях восприятия:
Это означает. Что в конфликте люди кажутся жертвами противника, моральные принципы которого весьма сомнительны, а они борцы за справедливость и истину. Каждая сторона уверенна в своей правоте и убеждена, что противник не хочет поступать по справедливости.
Каждый из соперников видит недостатки другой стороны, но не осознает своих собственных. Каждый из сторон с негодованием реагирует на действия другой стороны, но не замечает смысла собственных действий.
Противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, однако собственные действия расцениваются каждой стороной как допустимые и законченные, а действия противника, как не честные и не позволительные.
Каждый из сторон упрощает ситуацию до такой степени, чтобы это подтвердило мнение о том, что его действия правомерны и правильны, а действия противника – неадыкватны и плохи.
Причины, которые приводят к искожению восприятия ситуации способствуют усилению конфликтной ситуации. При сильном искожении восприятия человек может оказаться в ловушке собственной предвзятости, т.к. не замечает иных чувств, действие партнера, кроме враждебности.
Стратегия поведения сторон сводится к тому, что одна сторона старается сделать больно другой и скрывает любую информацию о себе.
Для конструктивного решения конфликта целесообразно использовать следующие формы:
Оно основано на стремлении к согласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые стороны противника. Если слабые стороны заинтересованы в достижении общего результата и при этом стремятся к сотрудничеству, в этом случае конфликт решается успешно и облегчает риск открытости в общении.
Чем лучше партнеры осознают существо конфликта, его отдельных элементов, тем легче им будет нормализовать поведение. Желательно, чтобы обе стороны могли согласовать свои взгляды на то, как они определяют ситуацию конфликта.
Предполагает использование следующих существенных моментов:
Модели поведения в условиях конфликтных ситуаций (по Гришину Н.Б.).
В этой модели между участниками существуют разногласия по конкретному вопросу их совместной деятельности. Обе стороны верят в возможность соглашения, и в целом характер таких взаимоотношений можно назвать товарищеским, имеющим тенденцию прийти к согласию.
Это когда конфликт касается уже нескольких аспектов совместной деятельности.
В подобной ситуации партнеры не видят возможности соглашения и ищут официальные способы разрешения конфликта. Обращаются за помощью к начальству или коллективу, припоминают ошибки, промахи и в споре часто переходят на личности.
Эта модель характеризуется тем, что зона разногласия разрастается до неопределенности, увеличивается субъективизм подходов к решению проблемы, отношения между партнерами обретают оттенок неприятия друг друга, враждебности, нет стремления к согласию, применяются недозволенные приемы, задеваются личные качества.
Классификация модели поведения (по Обозову Н.М.).
В основе этой классификации лежит соотнесенность участников к трем позициям:
Тип поведения – «Собеседники».
Они более других чувствительны к изменениям настроения партнера и не усугубляясь в конфликт пытаются отрегулировать отношения и снять недоверие. Они открыты для принятия позиции соперником и не стремятся изменить его мнение и поведение. В конфликтных ситуациях им обычно выпадает роль арбитра. Собеседники чувствительны к оценке их эмоциональных коммуникативных способностей, оценка интеллектуальных и практических способностей их трогает меньше.
Тип поведения – «Практики».
Они в силу действенности
своих побуждений, мотивов, потребностей
склонны недооценивать
Этот тип поведения содержит изменение мира, влияние на позиции окружающих, постоянно приводит к их столкновениям. Если партнеры практик-практик, то деловые отношения строятся на накале напряжения. Если в сфере целей и средств деятельности, влияния и управления возникают противоречия, они очень быстро вступают в конфликт. Практик очень чувствителен к резким высказываниям по поводу его работоспособности, пунктуальности и успешности деятельности. Острота реакции может оставаться удовлетворенностью, достижением интеллектуальных, практических и коммуникативных целей.