Управление конфликтами и стрессами на предприятии (организации, фирме)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Без людей нет организации. Без эффективного управления персоналом ни одна организация не сможет выжить и достичь своих целей. В коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего гармоничного развития, поэтому именно в здоровом коллективе возможна истинная свобода человека. Само предприятие не имеет «собственных» целей и интересов. Цели устанавливают люди в соответствии со своими желаниями. Предприятие - это инструмент который люди пытаются использовать, чтобы наилучшим образом достичь индивидуальных целей.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретическая глава. Теоретические основы управления конфликтами и стрессами в организации

.1 Управление конфликтами в организации

.2 Управление стрессами в организации

Выводы по 1 главе

Глава 2. Практическая глава. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управлению конфликтами и стрессами в организации

.1 Концепция развития Белозерского городского потребительского общества

.2 Диагностика конфликтов и стрессов в Белозерском городском потребительском обществе, и особенности управления ими

.3 Рекомендации по улучшению управления конфликтами и стрессами в Белозерском городском потребительском обществе

Выводы по 2 главе

Заключение

Глоссарий

Библиографический список

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время ученые различают эвстресс и дистресс. Дистресс - это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации организма  к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о том что, действие должно быть завершено, иначе  дистресс. По Селье «Главный источник дистресса - в неудовлетворённости  жизнью и в неуважении к своим  занятиям…». При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов  и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

 

Снижая эффективность  и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые  отражаются как на их заработке и  результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся  в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает  затраты на достижение целей организаций  и снижает качество жизни для  большого числа трудящихся.

 

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

 

Рассмотрим те факторы, действующие  внутри организации, которые вызывают стресс:

 

1.Перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за  конкретный период времени

 

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство  безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать  точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей  его возможностям, обычно чувствует  беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре  организации и ощущает себя явно невознагражденным.

 

2.Конфликт ролей

 

Конфликт ролей возникает  тогда, когда к работнику предъявляют  противоречивые требования. Например, продавец может получить задание  немедленно реагировать на просьбы  клиентов, но, когда его видят  разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять  полки товаром.

 

Конфликт ролей может  также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два  руководителя могут дать работнику  противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник  отдела технического контроля требует  соблюдения стандартов качества.

 

Конфликт ролей может  также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может  почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования руководства - с другой.

 

3.Неопределенность ролей

 

Неопределенность ролей  возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление  об ожиданиях руководства - что они  должны делать, как они должны делать и как их после этого будут  оценивать.

 

4.Неинтересная работа

 

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды  на понятие «интересная» работа у  людей различается: то, что кажется  интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно  другим.

 

5.Существуют также и  другие факторы

 

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре  помещения, плохого освещения или  чрезмерного шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в  организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

 

Идеальным будет такое  положение, когда производительность находится на возможно более высоком  уровне, а стресс - на возможно более  низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации  должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

 

Личностные факторы

 

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни  мы испытываем и другие положительные  ощущения: к примеру, радость (окончание  школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного  результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как  положительные, так и отрицательные  ситуации.

 

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и  становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места  работы или места жительства и  т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

 

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые  тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных  испытаниях. Эти адаптационные способности  мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью  различных упражнений. Приведем несколько  выводов, отвечающих на вопрос, как  можно своевременно подготовиться  к стрессогенному событию или  жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

 

1.Прежде всего, необходима  достаточная информация о возможности  наступления подобных ситуаций.

 

2.Продумайте, как предупредить  конкретные жизненные опасности,  чтобы не возникла ожидаемая  критическая ситуация, или попытайтесь  найти способы ее смягчения.

 

.Не спешите делать преждевременные  скоропалительные выводы, не принимайте  решений сгоряча, в состоянии  нервозности или истерии, до  того как ожидаемые события  начались. Не пытайтесь в преддверии  самого события, исходя из своих  предположений, делать поспешные  умозаключения - ведь в ваших  мыслях и воображении уже имеется  достаточное количество материала,  способного продиктовать далеко  не всегда правильное решение.

 

.Помните, что большую  часть вызывающих стресс ситуаций  вы способны решить сами, не  прибегая к помощи специалистов.

 

.Очень важно иметь достаточный  запас энергии и силы воли  для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий  активной сопротивляемости стрессу.  По возможности не поддавайтесь  панике, не впадайте в беспомощность.  Нет ничего хуже, чем, опустив  руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться  в ситуацию, вызывающую стресс.

 

.Вам необходимо понять  и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, - неотъемлемая часть жизни.

 

.Помните, что стрессовыми  ситуациями быстрее и лучше  овладевают те, кто умеет использовать  методы релаксации. Это самый  надежный способ подготовки борьбы  с ними.

 

.Активный образ жизни  способствует созданию в организме  защитного фона против стресса,  улучшая тем самым деятельность  адаптационных организмов. Кроме  того, создаются благоприятные возможности  для развития способности к  контролю своего поведения, своих  реакций и для самостоятельного  овладения стрессом.

 

.Для ослабления негативного  воздействия стрессовой ситуации  необходимы надежные эмоциональные  тылы, помогающие обрести чувство  уверенности в себе и обеспечивающие  вам эмоциональную и моральную  поддержку.

 

.Преодолеть стрессовые  ситуации могут помочь некоторые  социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих  матерей, консультации для молодых  супругов и т.д.

 

.Анализ процесса реагирования

 

.Одним из наиболее интересных  аспектов изучения стресса является  анализ процесса реагирования  на экстремальное воздействие.  Его принципиальный механизм  отражен в описанной Г. Селье  последовательности основных этапов  развития общего адаптационного  синдрома. Им выделены начальная  стадия «тревоги», следующая непосредственно  за экстремальным воздействием  и выражающаяся в резком падении  сопротивляемости организма; стадия  «сопротивления», характеризующаяся  актуализацией адаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствует  стойкое снижение резервов организма.  При анализе достаточно сложных  жизненных ситуации физиологическая  интерпретация этих стадий с  необходимостью обогащается психологическим  содержанием. Развернутый процесс  преодоления возникших трудностей  может быть представлен спектром  качественно неоднородных по  когнитивным и эмоциональным  проявлениям состояний «ответа  на стресс», в случае неадекватности  каждого из которых возникают  специфические отрицательные последствия.

 

Устойчивость человека к  возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями  и мотивационной ориентацией  личности. Следует отметить, что  экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное  влияние на эффективность выполняемой  деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление  трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной  ситуации обязательно приводит к  дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные  отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» - сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния - весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А - подверженных стрессу, В - устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается «выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности». Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте.

 

Не только обозначенные медицинские, но и различные отрицательные  социально-экономические последствия  стресса - неудовлетворенность работой, снижение производительности труда, аварии, прогулы, текучесть кадров - акцентируют  внимание на необходимости изучения состояний психологического стресса, ставших одной из характерных  особенностей современной жизни. Оптимизация  любого вида труда предполагает использование  комплекса профилактических мер, направленных на исключение или максимальное ограничение  причин возникновения стресса.

 

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного  учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса  как процесса:

 

.непосредственная реакция  на воздействие (стадия тревоги);

 

2.максимально эффективная  адаптация (стадия ресистентности);

 

.нарушение адаптационного  процесса (стадия истощения).

 

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

 

Одним из факторов стресса  является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы  человека. К примеру, при экспериментальных  исследованиях в клиниках больных  было установлено, что люди, постоянно  находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

 

Основные черты психического стресса:

 

1.стресс - состояние организма,  его возникновение предполагает  взаимодействие между организмом  и средой;

 

2.стресс - более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное;  оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

 

.явления стресса имеют  место тогда, когда нормальная  адаптивная реакция недостаточна.

 

Так как стресс возник главным  образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности.

 

Вообще, так как индивидуумы  не похожи друг на друга, от фактора  личности зависит очень много. К  примеру, в системе «человек-среда» уровень эмоциональной напряженности  нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются  механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия  вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма  индивида.

 

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических  или физических ресурсов индивидуума  для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы  потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами на предприятии (организации, фирме)