Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:35, диссертация
Актуальность исследований проблем мотивации связана, в первую очередь, с интеграцией России в мировое сообщество и стремлением к достижению достойного уровня конкурентоспособности на мировом рынке. В современном менеджменте считается, что такой уровень невозможен без массового изменения в общественном сознании отношения занятого населения к своей трудовой деятельности для повышения ее эффективности (производительности труда, качества продукции, экологической безопасности и инноваций).
Эффективное управление мотивацией и стимулированием труда административно управленческого персонала предполагает выполнение следующих общих функций управления (табл. 13):
Таблица 13 – Общие функции управления мотивацией и стимулированием труда административно – управленческого персонала
Общие функции управления |
Содержание функций |
1 |
2 |
1. Планирование |
• определение целей управления мотивацией и стимулированием труда; • определение необходимых средств для реализации целей управления мотивацией и стимулированием труда; • разработка методов управления мотивацией и стимулированием труда; • составление прогнозов, показывающих возможные направления развития мотивации и стимулирования труда; составление стратегических, текущих планов развития мотивации и стимулирования труда. |
2. Организация |
• формирование функциональной структуры, необходимой для реализации целей управления мотивацией и стимулированием труда; • обеспечение необходимым персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами и пр.; • распределение ответственности и делегирование полномочий по управлению мотивацией и стимулированием труда; • установление взаимосвязей между различными видами работ по управлению мотивацией и стимулированием труда; • создание условий для выполнения работ по управлению мотивацией и стимулированием труда |
3. Стимулирование |
• формирование комплекса методов стимулирования деятельности по управлению мотивацией и стимулированием труда • экономическое и моральное стимулирование деятельности по управлению мотивацией и стимулированием труда; • обогащение содержания выполнения работы по управлению мотивацией и стимулированием труда; • создание условий для развития творческого потенциала работников, выполняющих работу по управлению мотивацией и стимулированием труда. |
4. Координация |
• анализ отчетов, докладных, аналитических материалов по мотивацией и стимулированием труда; • обсуждение возникающих проблем управления мотивацией и стимулированием труда на совещаниях; • анкетирование и интервьюирование сотрудников по вопросам управления мотивацией и стимулированием труда; • установление, достижение согласованности выполнения работ по управлению мотивацией и стимулированием труда |
Продолжение таблицы 13
5. Учет, контроль и анализ |
• наблюдение, проверка всех сторон выполнения работ по управлению мотивацией и стимулированием труда в соответствии с намеченным планом; • учет, анализ выполнения работ по управлению мотивацией и стимулированием труда; • выявление причин отклонений от плана работ по управлению мотивацией и стимулированием труда; • меры по коррекции всех значительных отклонений от плана работ по управлению мотивацией и стимулированием труда |
К специфическим (конкретным) функциям управления мотивацией и стимулированием труда, на наш взгляд, целесообразно отнести следующие (табл.14):
Таблица 14 – Специфические функции управления мотивацией и стимулированием труда административно – управленческого персонала
Специфические функции управления |
Содержание функций |
1 |
2 |
1. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования труда персонала |
• мониторинг состояния рынка труда и позиционирование организации; • диагностика существующих в организации методов, форм и элементов мотивации и стимулирования; • анализ мотивации работников организации |
2. Формирование стратегии, целей и принципов политики организации в области мотивации и стимулирования персонала |
• анализ стратегии организации; • анализ стратегии управления персоналом организации; • описание стратегии управления персоналом в области мотивации и стимулирования; • формирование политики организации в области мотивации и стимулирования; • определение целей и принципов политики в области мотивации и стимулирования |
3. Планирование содержания и структуры системы сти мул ирования персонала, развития форм мотивации стимулирования труда |
• оценка соответствия существующей системы мотивации и стимулирования труда разработанным стратегии и политике; • оценка соответствия существующей системы стимулирования труда сложившейся мотивации персонала; • обоснование основных направлений стимулирования персонала; • описание содержания и структуры системы стимулирования персонала. |
Продолжение таблицы 14
4. Управление материальным денежным вознаграждением (оплатой труда) |
• анализ структуры персонала; • выделение уровней управления и категорий персонала; • описание и анализ рабочих мест (должностей); • классификация рабочих мест (должностей) по внутрифирменной ценности; • грейдирование рабочих мест (должностей); • установление базовых окладов с учетом результатов анализа рыночной стоимости; • разработка переменной части оплаты труда (системы премирования) |
5. Управление материальным неденежным вознаграждением (социальным пакетом) |
• выявление и анализ факторов, определяющих структуру социального пакета; • разработка структуры и содержания социального пакета; • дифференциация социального пакета по категориям персонала |
6. Управление нематериальным вознаграждением |
• определение основных направлений нематериального вознаграждения; • дифференциация нематериального стимулирования по категориям персонала |
7. Документационное обеспечение системы мотивации и стимулирования персонала |
• определение состава нормативно–регламентирующих документов в области мотивации и стимулирования персонала; • разработка Положений: о стимулировании персонала в организации; об оплате труда, о премировании и пр. |
8. Поддержание и мониторинг системы мотивации и стимулирования персонала. |
• разработка программы внедрения системы мотивации и стимулирования персонала; • формирование структуры взаимодействия с руководителями структурных подразделений на период внедрения; • оценка эффективности внедрения системы мотивации и стимулирования персонала; • разработка системы информирования персонала о внедряемой системы мотивации и стимулирования персонала; • обучение специалистов организации реализации системы мотивации и стимулирования труда |
Таким образом, система управления персоналом в условиях длительного кризиса должна отвечать следующим основным требованиям:
Управление мотивацией и стимулированием трудовой деятельности в работе рассматривается как составная часть системы управления персоналом организации (табл. 15). При этом взаимосвязь управления мотивацией и стимулированием труда и системы управления персоналом не ограничивается только тем, что оно является одной из функциональных подсистем управления персоналом. Значительная часть функций системы управления персоналом оказывает прямое или косвенное мотивационное воздействие на работников организации.
Таблица 15 - Мотивационное воздействие функциональных подсистем системы управления персоналом (СУП)
Функциональные подсистемы СУП |
Мотивационное воздействие подсистем СУП на персонал |
1 |
2 |
1. Подсистема планирования и маркетинга персонала |
Косвенное мотивационное
воздействие данной подсистемы заключается
в том, что научно–обоснованная численность персонала
обеспечивает его использование в соответствии
с профессионально– |
2. Подсистема найма и учета персонала |
Мотивационное значение данной подсистемы заключается в том, что грамотный подбор и отбор персонала позволяет уже на этой стадии показать те ценности труда, которые требуется в организации, и таким образом привлечь людей с «нужной» для организации мотивацией. Кроме того, найм в организацию с более выгодными условиями и организацией труда уже на стадии заключения трудовых договоров способствует удовлетворению потребностей не только в безопасности, но и в самоуважении и признании. |
3. Подсистема трудовых отношений |
Организация и развитие трудовых отношений создает основу для удовлетворения потребностей в безопасности, в принадлежности, уважении и статусе, в самоактуализации и самореализации |
4. Подсистема условий труда |
Благоприятные условия труда обеспечивают более полное удовлетворение потребности в безопасности, что является условием удовлетворения высших потребностей. Неблагоприятные условия труда формируют принудительную мотивацию. |
Продолжение таблицы 15
5. Подсистема развития персонала |
Успешная адаптация формирует мотивы причастности, лояльности; обучение формирует мотив признания, причастности, развития, самореализации, самоуважения, способствует реализации потребностей в творчестве; управление карьерой способствует комплексному удовлетворению материальных, социальных и статусных потребностей, а также потребностей в достижении, принадлежности и власти; деловая оценка персонала способствует удовлетворению потребностей в признании, уважении и самоуважении, справедливая оценка формирует чувство защищенности, несправедливая – снижает уровень удовлетворения потребности в защищенности Косвенно профессиональное развитие способствует удовлетворению статусных потребностей за счет профессионального роста, и материальных потребностей – за счет увеличения заработной платы |
6. Подсистема мотивации и стимулирования персонала |
Оплата труда на основе
достигнутых результатов |
7. Подсистема социального развития |
Развитая социальная подсистема обеспечивает удовлетворению физиологических и материальных потребностей, потребностей в безопасности, признании, формирует чувство сопричастности и защищенности. Отсутствие обязательных благ в соцпакете резко снижает мотивацию, добровольно предоставляемые социальные блага и услуги формируют чувство лояльности и преданности по отношению к организации |
8. Подсистема развития оргструктур управления |
Мотивационное значение отргструктуры управления заключается в определении места и роли работника в трудовом процессе, сферы его компетенции и ответственности, установлении должностного взаимодействия и должностных прав и обязанностей, т.е. способствует удовлетворению потребностей в безопасности, защищенности, а также в содержательности и самостоятельности труда |
Окончание таблицы 15
9. Подсистема правового обеспечения |
Использование элементов данной подсистемы формирует чувство безопасности, защищенности и стабильности, кроме того снижается риск принуждения к труду |
10.Подсистема информационного обеспечения |
Высокий уровень информированности работников снижает риск неопределенности, повышает возможность удовлетворения потребности в безопасности, формирует чувство защищенности |
Если личные цели сотрудника не совпадают с целями организации, то такой сотрудник, а тем более руководитель не будет мотивирован на эффективное выполнение своих обязанностей. В итоге компания получает ситуацию, когда сотрудник лишь физически присутствует на рабочем месте, но далеко не полностью реализует свой потенциал из–за недостатка вовлеченности в работу, отсутствия интереса и внутренней мотивации, что приводит к потерям, представляющим собой один из основных источников затрат современного бизнеса.
Внедрение системы личных сбалансированных показателей можно использовать для планирования своих главных целей, определения приоритетов и разработки оптимального маршрута (действии) для достижения целей. Применение данной системы позволяет сбалансировать работу. Персональное развитие и личную жизнь, что способствует большей удовлетворенности человека своей жизнью.
Организации внедрение подобной системы позволит сбалансировать личные цели сотрудников и цели компании, сформировать такую корпоративную культуру, в которой раскроется потенциал сотрудников и будет создан синергетический эффект. Все это создаст условия для формирования сильной, мощной компании.
Теряя талантливых сотрудников, компания снижает свою стоимость. Талантливые сотрудники требуют индивидуального подхода. Важно выявить их индивидуальные способности и превратить в капитал компании.
Цель менеджера состоит в том, чтобы помочь каждому сотруднику с наибольшей результативностью исполнить свою роль. В случае необходимости проводится ротация сотрудников и перемещение людей на позиции, которые позволяют использовать их сильные стороны и быстрее достигать результата.
При этом необходимо развивать выявленные таланты и время от времени ставить перед такими сотрудниками новые трудные задачи, предоставляя им определенную свободу действий. Нельзя ограничивать самовыражение талантливых людей, нужно лишь направлять их. Обязательные стандарты и инструкции нужны и оправданны, если только они не мешают достижению результата.
Таким образом, одна из основных задач руководителя – способствовать тому, чтобы талант каждого сотрудника работал на общий результат.