Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:59, дипломная работа
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна, так как переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала. Причем это актуально не только для общества в целом, но еще в большей степени для каждого предприятия, фирмы, организации. Потому что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд и по его мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха.
2. Формирование
резерва из оценки
3. Формирование
и корректировка списка
Для того чтобы список резервистов не носил формальный характер, учитывается ряд требований:
1. Замещаемые
должности определяются в
2. Отражаются
основные требования к
3. Указываются сведения о кандидате (ФИО, должность на сегодняшний момент, данные из трудового договора, сведения об образовании или звании, дата рождения);
4. Указывается время пребывания в резерве;
5. Приводятся
выводы и рекомендации
6. Отражаются результаты оценки потенциала кандидата, полученные в процессе его изучения и отбора;
7. Предусматривается
возможность контроля
Подготовка резерва состоит из программы, которая включает следующие разделы:
1. Теоретическая
подготовка. Предусматривает как
внутриорганизационные формы
2. Специальная
программа предполагает
3. Индивидуальная
подготовка включает
Результаты, как правило, отражаются в индивидуальном плане подготовки и контролируются руководством.
Оптимальный срок, на который составляется список резерва – 2 года, но каждые полгода этот список пересматривается и уточняется. Через два года список пересматривается, но с соблюдением принципа преемственности.
Резервисты проходят психологическое тестирование и собеседование с руководителем фирмы. В процессе беседы выявляются основные мотивы деятельности этих специалистов, потребность в повышении квалификации, их взгляды на вопросы корпоративной культуры компании, обсуждаются проблемы организационной деятельности их структурных подразделений.
Одновременно с этим создана и пополняется база данных претендентов на вакантные места. Если в организацию приходит претендент, отличающийся высокими профессиональными знаниями, но в данный момент в организации нет для него соответствующей должности, его данный заносятся в компьютер и в будущем, если освобождается соответствующая вакансия, он приглашается на собеседование.
Разработка и совершенствование системы мотивации, формирование кадрового резерва, выявление потребности в направлении сотрудников на обучение осуществляется на основе оценки персонала.
В ООО «РМ Оптима-Волгоград» оценку деятельности работника осуществляет непосредственный руководитель. В основе оценочной процедуры лежит достижение согласия между руководителем и подчиненным относительно выполняемых трудовых функций. Первый шаг для установления этого согласия делается еще при найме работника. В последующем, по мере необходимости, в описание рабочих функций вносятся те или иные изменения.
Первая оценка выполнения рабочих функций дается уже через 6 месяцев с момента найма и затем производится раз в год.
Оценка персонала складывается на основе следующих факторов: знаний и профессиональной подготовки; опыта (срок, за время которого были получены знания и навыки, необходимые для качественного выполнения работы); сложности обязанностей, включая способность к независимым творческим решениям; ответственности за возможные ошибки; ответственности за взаимодействие с другими сотрудниками; ответственности за сохранение конфиденциальной информации; условий труда; если работа связана с использованием иностранных языков при сотрудничестве с зарубежными компаниями, то этот фактор также принимается во внимание.
Если работник осуществляет управленческие функции, то к приведенным факторам добавляются: вид управленческой деятельности; уровень руководства, число подчиненных.
Сведем в таблицу показатели и критерии, используемые при оценке персонала в ООО «РМ Оптима-Волгоград».
Таблица 6
Критерии оценки персонала ООО «РМ Оптима-Волгоград»
Показатели |
Критерии |
Количественные показатели |
1. Производительность труда; 2. Объем продаж в штуках, килограммах, метрах и т.п.; 3. Объем продаж в рублях (выручка); 4. Количество обработанных документов; 5. Количество заключенных контрактов. |
Качество работы |
1. Количество ошибок (при печатании бумаг, заполнении бланков, ведомостей и других документов); 2. Уровень брака; 3. Количество жалоб или претензий со стороны клиентов; 4.Стоимость некачественно выполненной или непринятой работы (брака). |
Индивидуальные особенности работника |
1. Личные качества (общительность, эмоциональная устойчивость, личностная зрелость и др.); 2. Особенности рабочего поведения (дисциплина, помощь товарищам по работе, внимание к клиентам и др.); 3. Деловые качества (инициативность, ответственность, самостоятельность и др.); 4. Образование. Квалификация (опыт работы, уровень профессиональных знаний и навыков). |
При оценке торговых представителей важными критериями являются коммуникабельность, умение исчерпывающе ответить на все вопросы о товаре, умение работать в коллективе.
Оценка персонала в ООО «РМ Оптима-Волгоград» преследует следующие цели:
1. По итогам оценки руководство компании получает точное понимание, какие люди работают в компании.
2. Благодаря оценке руководство
имеем возможность максимально
эффективно распорядиться
3. На основании оценки
4. Регулярная оценка - это единственная
возможность отслеживать
5. Оценка персонала позволяет
также выявить более глубокие
и системные проблемы в
Для оценки персонала в ООО «РМ Оптима-Волгоград» применяются нехарактерные для торговых организаций методы:
1. Биографический метод. Анализ кадровых данных, автобиографии, документов об образовании, характеристик.
2. Интервьюирование (собеседование).
Беседа с работником в режиме
«вопрос-ответ» по заранее
4. Метод анкет. Опрос с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа.
5. Тестирование. Определение профессиональных
знаний и умений, способностей, мотивов,
психологии личности с помощью
специальных тестов с
В результате проведенного анализа системы управления персоналом в ООО «РМ Оптима-Волгоград» можно сделать следующий вывод: на предприятии ведется активная работа по формированию резерва сотрудников на вакантные должности, по обучению персонала и повышению его квалификации, действует налаженная система адаптации новых сотрудников на предприятии.
Следует заметить, что профессиональный подход к работе с персоналом способствует эффективному функционированию и развитию компании, повышению квалификации и развитию трудовых навыков сотрудников организации, что в свою очередь ведет к повышению показателей финансовой эффективности деятельности ООО «РМ Оптима-Волгоград».
Регулярно проводимая в компании деловая оценка персонала, способствует более эффективному формированию кадрового резерва, совершенствованию системы мотивации в компании, а также способствует выявлению и преодолению ошибок в деятельности фирмы.
Эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компаний и достижения ими экономического успеха; в основе эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования «человеческих ресурсов», основанная на рыночных принципах хозяйствования.
На основе данных, полученных в процессе диагностики системы управления персоналом ООО «РМ Оптима-Волгоград» удалось разработать наиболее приемлемые для фирмы рекомендации в области совершенствования управления персоналом.
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия можно предложить проведение рекламных мероприятий с целью поддержания имиджа фирмы и привлечения новых клиентов, проведение маркетинговых исследований спроса потребителей и создание службы маркетинга или введение должности маркетолога, принятие мер по расширению собственных офисных площадей.
Также предприятию необходимо задуматься об осуществлении стратегического планирования и составлении не только оперативных, но и долгосрочных планов, в том числе в области работы с персоналом. Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей, способствует снижению риска при принятии решений. В качестве преобладающей стратегии можно предложить стратегию глубокого проникновения на рынок, подразумевающую улучшение качества продукции и оказываемых услуг и освоение новых географических сегментов.
Развивающееся дело никогда не обходится без риска. В связи с этим ООО «РМ Оптима-Волгоград» необходимо анализировать свои сильные и слабые стороны, избавляясь от последних, также проводить анализ возможностей и угроз, возникающих во внешней среде, чтобы не упустить благоприятные тенденции для развития фирмы и вовремя предвидеть опасности, которые могут отрицательно сказаться на деятельности организации.
Руководству ООО «РМ Оптима-Волгоград» следует избрать курс на долгосрочную политику в достижении своих целей и проявить большую склонность к капиталовложениям в развитие персонала. Развитие персонала в краткосрочной перспективе не приносит позитивных результатов. Руководство должно отказаться от ожидания краткосрочных прибылей в пользу долгосрочных.
Анализ управления и системы мотивации в ООО «РМ Оптима-Волгоград», а также накопленный опыт по данному вопросу в отечественной и зарубежной литературе, позволяет выделить дополнительные к существующим в ООО «РМ Оптима-Волгоград» методы стимулирования, которые могут повысить лояльность сотрудников:
В ООО «РМ Оптима-Волгоград» делегирование полномочий применяется, но не часто, что является негативным моментом, так как делегирование повышает универсальность знаний работников. Руководству следует научиться давать сотрудникам не мелкие, а важные поручения. От подчиненных, которым делегировали полномочия, надо прежде всего добиться не только продуманной аргументации по поводу решения проблемы, но и обязательных ответов на некоторые насущные вопросы. Следует избегать оправданий сотрудников в случае ошибок и неудач. Им должна быть предложена помощь в процессе решения проблем, а не при исправлении сделанного. Это заставит подчиненных проявлять самостоятельность и позволит творчески подходит к труду.
Информация о работе Управление персоналом в торговых организациях