Управление предприятием малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.

Содержание

Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Управление предприятием малого бизнеса.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

    Основным  законодательным актом, регулирующим государственную поддержку небольших  предприятий (субъектов малого предпринимательства), является Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ (с  последующими изменениями и дополнениями). Данный закон определяет общие положения  в области государственной поддержки  и развития малого предпринимательства  в РФ, устанавливает формы и  методы государственного регулирования  и стимулирования деятельности субъектов  малого предпринимательства. Федеральный законно «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

    В соответствии со статьей федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под  субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. При этом средняя численность работников на таких предприятиях за отчетный период не должна превышать установленных предельных уровней (малые предприятия). Так, например, в промышленности, строительстве и на транспорте численность работников малых предприятий не должна превышать 100 человек, в научно-технической сфере и сельском хозяйстве - 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек. В оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности средняя численность работников за отчетный период не должна превышать 50 человек.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

    Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется в  соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ».  Она должна определяться с учетом всех работников предприятия , в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

    Особое  внимание следует обратить на то, что  в случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей  численности указанное предприятие  лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

    Предприятие может быть учреждено либо по решению  собственника имущества или уполномоченного  им органа, либо по решению трудового  коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом,

    Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации  одного или нескольких структурных  подразделений с сохранением  за ними существующих обязательств перед  предприятием.

    Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством  РФ.

    Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение  о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия  определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли  и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

    Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном  предприятии, а также на предприятии  смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства  или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем  совместно с трудовым коллективом.

    Предприятие считается утвержденным и приобретает  права юридического лица со дня его  государственной регистрации.

    Деятельность  незарегистрированного предприятия  запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через  суд и направляются в местный  бюджет.

    Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: заявление учредителя, устав предприятия,  решение о создании предприятия или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины. Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

    Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения  установленного Законом порядка  создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства РФ.

    Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации  предприятия соответствующий орган  обязан сообщить в трех дневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

    Отказ в регистрации предприятия может  быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в  результате незаконного отказа в  регистрации предприятия.

    Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму.

    Ликвидация  и реорганизация предприятия  производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать  такие предприятия, с согласия трудового  коллектива либо по решению суда.

    Предприятия ликвидируются в случаях: признания  банкротом, принятия решения о запрете  деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством  РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий  или не изменен вид деятельности, признания судом недействительными  учредительных документов и решения  о создании предприятия, по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

    Ликвидация  предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником  имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

    Ликвидация  предприятия при банкротстве  осуществляется в соответствии с  законодательством РФ.

    Закон РФ о предприятиях и предпринимательской  деятельности разрешает организацию  и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.

    Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может  образовать акционерное общество с  ограниченной ответственностью но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.

    От  учредителей зависит установить в уставе дополнительную (субсидарную) или какую-нибудь иную ответственность всех или некоторых из них по обязательствам предприятия. Например, в случае, если кто-либо не передал предприятию имущество, которое он обязался передать. Такая ответственность может быть установлена в уставе для того, чтобы укрепить репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь их к сотрудничеству или по каким либо другим соображениям. 
     
     

    2.3. Виды  малых предприятий ([13])

    Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных  Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

  • Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
  • Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
  • Органы местного самоуправления;
  • Общественные объединения (организации);
  • Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
  • Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
  • Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
  • Полное товарищество;
  • Товарищество на вере;
  • Общество с ограниченной ответственностью;
  • Общество с дополнительной ответственностью;
  • Производственный кооператив;
  • Акционерное общество;

    Рассмотрим  вышеуказанные формы подробнее.

    В целом  необходимо отметить, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности.

    Участники обществ и товариществ имеют  право на получение информации о деятельности этих организаций и несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну.

    Основное  различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.

    Другое  существенное различие состоит в  том, что участники обществ несут лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники товариществ – ограниченную ответственность по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).

    Наконец, хозяйственное общество, в отличие  от товарищества, может быть создано  одним учредителем, который становится его единственным участником.

    Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в ходе деятельности, принадлежит ему на правах собственности.

    Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

    Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

    Законом может бать запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах или обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

    Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ и другими законами.

    Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные  права, либо иные права, имеющие денежную оценку.

    Хозяйственные товарищества, а также общества с  ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

    Полное  товарищество. Каждый из участников товарищества, а их не может быть менее двух, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность от имени товарищества, т. е. таковая деятельность товарищества признается деятельностью самого полного товарищества. Именно поэтому фирменное название полного товарищества должно содержать имена.

Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса