Управление предприятием малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.

Содержание

Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Управление предприятием малого бизнеса.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

 

    К сожалению  в практике руководства российскими  малыми предприятиями нередко имеет  место случаи такие, что для осуществления  текущего руководства деятельностью  предприятия учредителем(ями) директор (менеджер) предприятия назначается исходя из субъективного фактора личных симпатий, исходя из родственных связей или как принято говорить «по знакомству». И назначенный на управляющую должность, нередко, оказывается «удовлетворяющим» многим критериям второй колонки вышеуказанной таблицы, что просто губительно сказывается на развитии доверенной такому управленцу фирмы. Но есть и другой тип руководителя, более предпочтительный для малого предприятия, так как малая фирма должна быть, по определению, более гибкой (что способствует более быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды) – тип руководителя по результатам. Мудрые владельцы российских  малых предприятий (к счастью автор встречал в своей работе таких немало, например, часто встречаются такие управляющие среди российских строительно-ремонтных организаций) подбирают управленческий персонал для фирмы именно такого типа, и сами придерживаются такого типа руководства при совмещении полномочий собственника и руководителя.

    Рассмотрим  основные элементы управления по результатам.

    Сущность  концепции – целостная система  управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использование  творческого потенциала трудового  коллектива, современных методов  и техник управления.

    Цели  – это те ключевые результаты, к  которым предприятие стремится  в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи  с изменениями внутренних и внешних  условий, при достижении целей или  вследствие признания их ошибочности.

    Стадии  процесса управления:

  • планирование результатов, включающее стратегическое, годовое и индивидуальное планирование (планы работы лиц, занимающих ключевые посты);
  • достижение результатов на основе ситуативного руководства, отражающего неопределенность и динамичность предприятия и его окружения. При этом обращается внимание на стиль управления, методы и технику руководства, настойчивость, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их дел;
  • контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов выполнения намеченных мероприятий. Оценка результатов завершается выводами, которые учитываются в дальнейшей работе.

    При управлении по результатам предполагается совершенствование структуры предприятия, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Само развитие выступает как процесс изменений, которыми можно управлять.

    Таким образом, управление по результатам  ориентирует на достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность  оценить способности менеджера  как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения.

    Успехи  и неудачи предприятия – это  в первую очередь успехи и неудачи  управления.  И если малое предприятие  работает плохо и нерентабельно, хозяину следует задуматься, и, может  быть, заменить не рабочих, а управляющего менеджера. 

    2.5. Эффективность функционирования малого предприятия ([14], [15])

    В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно  оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.

    Есть  конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.

    Непосредственный  результат управления может характеризовать  комплекс  критериев и показателей  эффективности.

    Что же такое  критерий и показатель эффективности управления?

    Критерий  эффективности - признак, на основании  которого производится оценка, определение  или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

    Критерий  эффективности - признак, на основании  которого производится оценка, определение  или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

    Критерий  эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством  труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).

    Рассмотрим  вначале критерии эффективности, относящиеся  к объекту управления. Современная  наука выделяет общие, локальные  и качественные критерии эффективности  управления.

    Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

    Группа  более частных локальных критериев:

  • затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
  • затраты материальных ресурсов;
  • затраты финансовых ресурсов;
  • показатели использования основных производственных фондов;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • сокращение срока окупаемости капиталовложений.

         Группа  качественных критериев:

  • увеличение доли продукции высшей категории качества;
  • обеспечение экологической чистоты;
  • выпуск продукции, необходимой обществу;
  • улучшение условий труда и быта работников;
  • ресурсоэнергосбережение и др.

    Критерием эффективности управления, кроме  того, при определенных условиях может  быть максимум выпуска продукции  или максимум услуг.

    Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей  экономической эффективности, которые  мы рассмотрим во втором вопросе.

    Показатель  эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

    Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача  основных производственных фондов, оборачиваемость  оборотных средств, окупаемость  капиталовложений условно можно  объединить в группу частных или  локальных показателей.

    Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они  отражают результат хозяйственной  деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.

    Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

    При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы  обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными  показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и  третьем вопросе соответственно.

    Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических  мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности  управления.

    Предлагается  следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и  снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические.

    Технические мероприятия направлены на совершенствование  технологий, оборудования, режимов  переработки сырья, качества применяемых  ресурсов.

    Организационные мероприятия направлены на совершенствование  организации учета, производства и  труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов.

    Социально-экономические  мероприятия направлены на улучшение  условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации.

    Оценка  социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень  использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии фирмы, ее общественную значимость.

    Показатели  социальной эффективности управления характеризуются только результирующими  составляющими, основные из них:

  • повышение научно-технического уровня управления;
  • уровень интеграции процессов управления;
  • повышение квалификации менеджеров;
  • повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
  • формирование организационной культуры;
  • управляемость системы;
  • удовлетворенность трудом;
  • завоевание общественного доверия;
  • усиление социальной ответственности организации;
  • экологические последствия.

    Эффективность управления, как социально-экономическая  категория, - это результативность данной деятельности, степень оптимальности  использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: продолжительность влияния;  характер влияния; степень формализации; зависимость от масштаба влияния; содержание; форма влияния.

    Экономическую эффективность управления можно  определить с использованием основных показателей: экономическая эффективность использования материальных ресурсов, производственных фондов, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же обобщающего и динамического показателей оценки эффективности.

  1. Основными мероприятиями повышения экономической эффективности управления являются: технические, организационные и социально-экономические.

    Оценка  социальной эффективности отражает социальный результат управленческой деятельности и характеризует степень  использования потенциальных возможностей коллектива для осуществления миссии организации. 

    2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса ([16], [17])

    Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой  экономики: в наших условиях он может  стать во многих случаях лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том  числе технические услуги, включая  ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий  углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

    В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров  для торговли стали импортные  закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной  торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая  каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса