Управление предприятием малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время особенно актуальной темой является проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предметом исследования в моей работе я выбрал малые предприятия, потому что в последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.

Содержание

Содержание
Введение
1. Мировой опыт управления предприятиями малого бизнеса 6
1.1 Понятие, преимущества и роль малого бизнеса за рубежом 6
1.2. Виды малых предприятий 11
1.3. Анализ методов управления малым предприятием в Японии 12
1.4.Эффективность функционирования малого предприятия за рубежом 15
1.5.Перспективы развития малого предпринимательства за рубежом 18
2. Российский опыт управления предприятиями малого бизнеса 22
2.1. Понятие, преимущества и роль малого бизнеса в рыночной
экономике России 22
2.2.Правовая основа осуществления деятельности 25
2.3.Виды малых предприятий в России 29
2.4.Методы управления малым предприятием 36
2.5. Эффективность функционирования малого предприятия 42
2.6. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 46
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Управление предприятием малого бизнеса.docx

— 83.38 Кб (Скачать файл)

    Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве  как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о  спекулянте.

    Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. 

    Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

    Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия управляющих малыми предприятиями не на расширение производства, а на борьбу за выживание. 

    Одна  из главных проблем - низкий уровень  финансовой обеспеченности большинства  малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность  налоговой системы. Негативное воздействие  на развитие малого бизнеса в сфере  материального производства оказывают  неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

    Все это приводит к тому, что только часть управленцев на малых предприятиях оказываются не в состоянии приступить к  своим прямым обязанностям –  управлению реальным производством  продукции и услуг и управлению финансами, возникающими в связи  с целевой деятельностью. 

    Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение  о том, что малые предприятия  и малое предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставления налоговых  льгот, дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна в некоторых случаях. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивало" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляли предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). В данное время стали заметны подвижки в реформировании налогового законодательства. Это дает определенные шансы, как начинающим предпринимателям, так и уже действующим. Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освобождать малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

    Еще одной проблемой для предпринимателей, не столько экономической, сколько  административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта  проблема не обсуждается ни на каком  уровне и ни одна программа не предусматривает  мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На федеральном уровне принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, участвующий в организации малого предприятия должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение

    Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических  отношений современного общества. С  одной стороны оно является всеобщей основой развития свободных рыночных отношений, с другой - наиболее действенной формой повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает ощутимый хозяйственный результат. Оно существует и развивается как относительно самостоятельный, отдельный, но не изолированный сектор экономики, обладающий как преимуществами, так и недостатками перед крупным бизнесом. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национальной экономики, малые предприятия занимают свою нишу и удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.

    Экономическая сущность малого предпринимательства  проявляется в том, что это  особый тип предпринимательской  деятельности, направленной на получение  дохода. Его особенность и основное преимущество перед крупным бизнесом заключается в гибкости и оперативности  в принятии решений, перестройке  организационной структуры, быстром  усвоении происходящих перемен и  соответствующая реакция на них. Его недостатки происходят из самой  природы малого бизнеса. Однако основной функцией малого предпринимательства  является создание конкурентной среды  на рынках товаров и услуг за счет реализации потенциала и хозяйственной  инициативы наиболее активной части  трудоспособного населения.

    Десятилетие реформ по переходу к рыночной экономике  в России привело к тому, что  становление рыночных отношений  в посткоммунистическом периоде заново возродило частное предпринимательство. Благодаря малому бизнесу изменился менталитет человека, появилась возможность максимально проявить свои способности. Однако на сегодняшний день, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточен. Количество малых предприятий, приходящихся на тысячу жителей в России, меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11% ВВП в России до 50-60% в развитых странах мира, где, кроме этого, малые предприятия являются основными создателями дополнительных рабочих мест. В России на 1000 жителей приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах Европейского Сообщества - 45.

    Малое предпринимательство от этапа зарождения и развития в борьбе с внешними неблагоприятными факторами перешло  к этапу выживания. Усиливающаяся  роль государства в регулировании  рынка, особенно потребительского, еще  более усложняет его положение. До настоящего времени принято более 160 законодательных актов по защите прав предпринимателей, но существенного  влияния на развитие малого бизнеса  это не оказало.

    Для претворения больших задач, стоящих  перед экономикой России, необходимо обеспечить эффективную систему  государственной поддержки малого бизнеса. Необходимо ужесточить правовое регулирование взаимоотношений  между производителями товаров  и услуг и их потребителями. В  цивилизованном рынке не должно быть места недобросовестному предпринимательству. 
     
     

  
 
 
 

 

      Литература

[1]Аоки М. Фирма в японской экономике: Пер. с англ.  СПб.: Лениздат, 1995

[2]Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. – М, 2003.

[3]Баженов  Ю. К., Баженов А. Ю. Малое  предпринимательство. – М., 1999

[4]Веснин  В.Р. Менеджмент для всех. М.: Знание, 1999

[5] Вахрушев  В. Принципы Японского управления //Эти невероятные японцы. М.: Прогресс, 1992.

[6] Вербицкий  С. И. Япония на пороге 21 века. М.: Наука, 2000

[7] Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1999

[8] Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд. Юнити, 2000

[9] Губарев  В. Г. Основы экономики предпринимательства. -  Ростов-на-Дону: Феникс 2003 г.

[10] Грибов  В. Д., Менеджер в малом бизнесе.  – М.: Финансы и статистика, 2002

[11] Джеральд Гринберг, Роберт Бейрон. Организационное поведение: от теории к практике.- М.: Вершина, 2004

[12] Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.

[13] Академенко М.В. Как открыть свой малый бизнес. – НТ Пресс, 2008

[14] Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.:ИНФА-М, 2002

[15] Муравьев  А. И. И др. Малый бизнес: экономика,  организация, финансы. – М., 1999

[16] Орлов  О. Малое предпринимательство  в России: развитие или стагнация?  Вопросы экономики, №10, 2004

[17] Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №4, 2003 
 
 
 
 
 


Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса