Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель моей работы изучить специфику управления малыми предпринимательствами. Данная цель конкретизируется следующими задачами: изучить малое предпринимательство, как экономическое явление, его функции и роль в современном обществе. Так же проанализировать развитие малого бизнеса в России на примере Ярославской области.
Малые предприятия существенно повышают эффективность всей экономики. Они наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических последствий для общества в случаях их банкротства.
Наряду с прямыми функциями малых предприятий имеются также косвенные функции. Существование и рост малого бизнеса оказывает непосредственное влияние на возникновение среднего общественного слоя, необходимого для длительной социальной стабильности. Этот растущий слой общества во всех развитых рыночных экономик, является важной опорой системы в целом. Важность малых предприятий еще в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше всех, чтобы прибыль доставалась именно им. В тоже время, на малых предприятиях более высокая эффективность труда. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, выполняют другие важные для хозяйства функции. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в электроэнергетике, кибернетике и информатике. Все эти свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Но кроме всех этих положительных сторон малого бизнеса существуют определенные недостатки, среди которых следует выделить: более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; Зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования. Недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, но и также с условиями формирования.
Таким образом, малые предприятия, с одной стороны, имеют огромное значение для организационных перемен бывших плановых экономики их развития, а с другой – они сами могут рассматриваться как параметр качества организационных изменений относительно создания стимулов для частнопредпринимательской инициативы. Малые предприятия создают рабочие места, воздействуют на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменений количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства. Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
Роль малого предпринимательства в современной экономике трудно переоценить. В развитых странах производимая в этом секторе продукция составляет большую часть валового национального продукта и экспорта, в нем сосредоточено значительное число рабочих мест. В целом можно сказать, что малые предприятия являются сегодня ядром устойчивого экономического и политического развития.
Однако развитие малого предпринимательства имеет ряд проблем. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
1.3 Проблемы развития малого предпринимательства
В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет, прежде всего, о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно – правовая база, которая учитывала бы его интересы [7, стр. 127]. Велико и количество различных административных барьеров. Негативным фактором в развитии предпринимательства остается несовершенство судебной системы, слабо защищающей от коррупции и криминала, как предпринимателя, так и потребителя. Так же наиболее существенной причиной снижения эффективности развития малого бизнеса, является налоговая система, которая зачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уходу в тень. Рассмотрим это подробнее.
После 1998г. и до первой половины 2001 г., российское малое предпринимательство остановилось на "точке замерзания", что видно из Таблицы 1. Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.
Таблица 1. Рост МП и их доля в ВВП (в1994-2000)
| 1994г | 1995г | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г | 2001г. |
Количество МП (тыс.) | 896 | 877,3 | 841,7 | 861,0,1 | 868 | 890 | 879,3 | 875,5 |
Частные предприниматели (млн.) |
|
|
| 4,1 | 4,3 | 5,0 | 5,0 | 3,8 |
Доля МП в ВВП(%) | 22,9 | 26,3 | 24,1 | 12,2 | 9,6 | 8,9 | 8,7 | 9,7 |
(Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 320)
В настоящее время в целом за последние три года (2001-2005 гг.) темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики существенно возросли. К концу 2005г. количество действующих малых предприятий превышает 1млн. Удельный вес занятых на малых предприятиях достигает 20 % экономически активного населения, или около 14,5млн. человек. А его вклад в ВВП составляет 14-15%.. К 2008г. планируется увеличить его до 20% [14, стр. 69]. Из всего выше сказанного видно, что проблемы связанные с развитием малого бизнеса стали менее острые, но все же они остаются.
С кризисом августа 1998г. связано резкое ухудшение финансового положения малых предприятий и возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам. Это стало причиной ухода с легального рынка большого количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, ужесточение административно-
Одним из условий обеспечения экономического роста сферы малого бизнеса является предельное упрощение доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам. Как показывает исторический и зарубежный опыт, одним из направлений решения данной проблемы могут стать создаваемые малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями кредитные кооперативы и кредитные союзы. По данным Всемирного совета кредитных союзов, в 40 тыс. таких союзов, работающих в более чем 80 странах, состоит около 100 млн. пайщиков, их общее сбережения составляют 350 млн. долларов, сумма выданных займов-276 млрд. долларов. Этот социально-финансовый механизм обеспечивает "прозрачный" доступ к сбережениям.
Структура малого бизнеса в России далека от той, которая может способствовать экономическому росту, расширению количества новых рабочих мест и формированию высоко - технологичных направлений. По вкладу малого бизнеса в ВВП (14-15%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно, есть реальная возможность уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. [15, стр.71]
Система правового и ресурсного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в сложившемся виде стала тормозом на пути развития сектора малого бизнеса, консервируя его стагнацию и застревание в большинстве регионов (за исключением лидеров) на фазе "растянутого" старта. Правительству РФ и Центральному банку России не удается в условиях высокого уровня инфляции и высоких рисков развернуть в сторону малого бизнеса систему Сбербанка России и коммерческих банков. Тем самым проблема упрощения доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам фактически не решается. Развитие же государственных фондов тормозит принятый Бюджетный кодекс.
Еще одна не менее важная проблема – это, усложняющиеся отношение между государственными административными органами и предпринимателями, которые недовольны неоправданными затратами времени на оформление этих отношений, регулируемых и контролируемых законодательством, громоздкость которого еще больше увеличивается подзаконными актами. В результате издержки официального, юридического найма существенно выросли. Главное место среди этих издержек, которые приходится нести предпринимателям, занимают налоги и социальные взносы. В ряде стран эти издержки могут превысить реально получаемое вознаграждение за труд (после вычета всех налогов). Это и является причиной появления теневого сектора.
Малый бизнес нередко становится базой для развития и прикрытия криминальных структур. Теневая сфера – это рыночное производство товаров и услуг, как закрепощенных так и не закрепощенных законодательством, которое не учитывается официальной статистикой национального продукта и не связано с каким либо обязательством по уплате налогов. В результате регионы теряют огромные доходы, которые "утекают" на выплаты "крыше", на отмывание денег, добытых незаконным путем, на уход в теневой сектор, принявший беспрецедентные размеры, По различным оценкам, в России не менее 30% оборота продукции малых предприятий находятся в "серой" или теневой сфере. И не отражается в отчетных документах. [7, стр. 139]
Значительным фактором роста теневого сектора является коррупция. Коррупция – это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной наживы. Существует два различных объяснений высокой взаимосвязи между теневым сектором и коррупцией:
1. Теневая экономика является попыткой устраница от коррупции – предприниматель уходит в тень, чтобы не платить взяток.
2. Коррупция порождает дополнительный рост теневого сектора. [10, стр. 28]
Общий размер теневой экономики рассчитанный по двум основным методам – метод электроэнергетики и метод наличных затрат, представлен в Таблице 2.
Метод электроэнергетики основан на изучении превышения потребления электроэнергетики над ее официальным производством. Полученная разность и рассматривается как база для оценки теневого сектора.
Другой метод учитывает то, что теневая экономика живет преимущественно за счет наличных денег. Метод наличных затрат основан на выявление превышения денежных сумм, реально функционирующих в экономике, над суммами, которые должны были бы обслуживать официально зарегистрированную экономическую деятельность, и служит базой для оценки теневой экономики. Этот метод используется в основном в развитых странах, в которых широко распространены наличные деньги.
Таблица 2 Общий размер теневой экономики в различных группах стран, % к ВВП
Группы стран и метод оценки | Теневая экономика |
Развивающиеся страны (метод электроэнергии) Азия Африка |
35,0 43,9 |
Центральная и Южная Америка. Страны с переходной экономикой (метод электроэнергии) Страны бывшего СССР Восточная Европа | 38,9
25,7 20,7 |
Развитые страны Метод энергетики Метод наличных денег |
15,1 11,9 |