Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:52, курсовая работа
Цель моей работы изучить специфику управления малыми предпринимательствами. Данная цель конкретизируется следующими задачами: изучить малое предпринимательство, как экономическое явление, его функции и роль в современном обществе. Так же проанализировать развитие малого бизнеса в России на примере Ярославской области.
Организует сбор и обработку правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
Может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым России на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями, субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства;
С участием фонда создано 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем органов местного самоуправления, работающих в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.
Другим важным элементом господдержки МП является создание благоприятных условий для их функционирования. Законодательством предусмотрены возможности льготного кредитования, страхования, и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства.
Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки МП. При этом кредитование организации, осуществляющее кредитовании субъектов МП на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. [2, ст.11.]Аналогично осуществляется и страхование, и информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. (Что предусмотрено статьями 14 и 15, Федерального закона от 22 июля 2004г. № 122-ФЗ). Еще одним важным элементом господдержки МП является обеспечение доступа малых предприятий распределению заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Федеральным законом "О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" предусмотрено, что государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд по видам на продукцию, отнесены Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции. Размещение госзаказов производится между субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе. Номенклатура изделий под выделяемый для малого предпринимательства объем госзаказа определяется при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.
Действующее законодательство предусматривает широкий комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства. Однако возможности их практической реализации во многом зависят позиции соответствующих органов государственного управления.
Сегодня с каждым днем растет число малых предприятий. Но многие заканчивают свою деятельность, не начав ее. Проблема их зачастую в том, что они не знают правовых основ, не знают с чего начать свое дело и как его превратить его не в убыточный, а действительно прибыльный бизнес. По этому в первую очередь необходимо изучить нормативно-правовую базу, чтобы знать, как управлять своим предприятием.
Глава 3. Анализ развития малого предпринимательства в Ярославской области
3.1 Состояние малого бизнеса в Ярославской области
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Ярославской области. Не требуя крупных стартовых инвестиций, малый бизнес обеспечивает быстрый оборот ресурсов, оперативно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и стабильность.
Еще лет 15 назад бывшее в новинку кооперативное движение, переросшее сегодня в малый и средний бизнес, проникло во все сферы жизни. Тем не менее, не смотря на реально существующие проблемы, Ярославль сейчас является одним из ведущих городов России по уровню развития малого бизнеса. Один из показателей, характеризующих развитие МП в городе, является количество МП на тысячу населения: в г. Ярославле он равен 9, тогда как в среднем по России – 6; Москва, Санкт-Петербург – 25-30. Как правило, малый бизнес предпочитает сферу торговли и общественного питания. Далее по популярности идут строительство и промышленность. По данным областного комитета государственной статистики количество малых предприятий в г. Ярославле, как областного центра на 01.01.2004 составляло – 5450 единиц (на 01.01.2003 - 5010), из них по отраслям:
Торговля, общественное питание – 2695(49,4%)
Строительство – 962(17,7%)
Промышленность – 476(8,7%)
Эти три отрасли экономики составляют 75,8% МП города, 74,1% от числа работающих на МП и 81,0% объема произведенной продукции (работ, услуг), выпускаемых МП. И совсем незначительная часть предприятий занимает жилищно-коммунальным хозяйством, материально-техническим снабжением и сбытом, транспортом, финансово-кредитной деятельностью прочая. По сравнению с ближайшими центрами Ярославль занимает лидирующее положение по количеству малых предприятий, среднесписочной численности работников, среднемесячной заработной плате и выпуску товаров и услуг, по полученной прибыли, объему платных услуг населению. О чем свидетельствует Таблица 3.[17]
Таблица 3. Основные показатели развития малого бизнеса по областным центрам, входящим в Центральный район на 01.01.2004
| Брянск | Калуга | Кострома | Орел | Ярославль |
Число малых предприятий (единиц) | 3015 | 2910 | 2533 | 2003 | 5450 |
Среднесписочная численность работников (чел.) | 22849 | 25772 | 8701 | 18150 | 34636 |
Среднемесячная заработная плата (рублей) | 1750 | 2450 | 2063 | 2230 | 2649 |
Выпуск товаров и услуг (без НДС и акцизов, в млн.рублей) | 2237,6 | 3964,7 | 1806,2 | 3025.1 | 6306.5 |
Несомненно, развитие малого предпринимательства напрямую зависит от общей ситуации в городе: больше стабильность работающих промышленных предприятий – выше зарплата – устойчивее покупательская стабильность у населения. Но и малый бизнес тоже влияет на экономику города. К примеру, сейчас малыми предприятиями производится более 10% объема промышленной продукции в Ярославле. Также малое предпринимательство играет не последнюю роль в формировании рынка труда, создании новых рабочих мест.
В течение последних лет Ярославская область по показателям деятельности субъектов малого предпринимательства входит в число четырех ведущих регионов Центрального федерального округа РФ, включая Москву, Московскую и Воронежскую области. Однако вызывает опасение то, что приостановился рост числа МП, часть предприятий не может начать свою деятельность сразу после регистрации, невелики темпы роста и развития успешных предприятий. По характеристике рынка труда Ярославская область в целом является одной из самых стабильных в России. В свою очередь, городские власти стараются содействовать развитию малому бизнеса. Конечно, о прямом финансировании речи не идет, бизнес сам должен делать деньги. А вот помочь с обучением, информационным услугами, организовать выставку-ярмарку, закупить торгово-выставочное оборудование – всегда, пожалуйста. Во всех районах города сегодня действуют советы предпринимателей, создана сеть организаций областного и городского уровней, признанных помогать малому бизнесу. Решением муниципалитета № 311 30 января 2004 г. была принята "Программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Ярославле на 2004-2006 гг." по результатам ее выполнения ожидается увеличение числа магазинов, кафе, закусочных, мастерских и т.д. Несомненно, заметно действие программы, только за 9 месяцев 2004 года составил 440 единиц или 8,8%; численность занятых на них работников составляет 34,5 тыс. человек. За этот период встали на учет в налоговых органах 1350 юридических лиц. В настоящее время число МП г. Ярославля составляет 64,8% от количества МП области, в них работает 60,6% от работающих на МП области, 74,4% составляет выпуск товаров.
Но, несмотря на наблюдаемые в последние годы изменения в сфере малого бизнеса Ярославской области, уровень развития данного сектора экономики явно недостаточен. Концентрация числа малых предприятий на территории области существенно ниже, чем требуется для оптимальной структуры рыночной экономики. Так, на 1000 жителей области приходится 9 малых предприятий, тогда как в странах ЕС – не менее 30. Доля малых предприятий в обеспечении занятости населения области около 10% от общего числа занятых в экономики области. С учетом всех субъектов малого предпринимательства данный показатель составляет около 20%, в странах ЕС – порядка 65%.[12]. Низки темпы создания и расширения действующих малых предприятий. Около 40% малых предприятий – убыточны.
В 2004 г. отделом ситуационного анализа Аналитического центра был проведен социологический опрос предпринимателей Ярославля "Проблемы малого бизнеса в Ярославле". Целью его было выявить наиболее актуальные проблемы развития малого предпринимательства, оценить ближайшие перспективы его развития. В ходе исследования было опрошено 220 человек – руководителей предприятий малого бизнеса города Ярославля. Наиболее острые проблемы распределились следующим образом:
Проблемы налогообложения – 58,18%
Несовершенство нормативно-правовой базы – 33,18%
Проблемы финансово-кредитного обеспечения – 20,45%
Отсутствие квалифицированного персонала – 20,45%
Арендный отношения– 18,18
Сложности ведения бухучета – 12,27%
Проблемы регистрации, лицензирования, сертификации – 12,27%
Плохое информационное обеспечение – 9,09%
Отношения с контролирующими органами – 5,91%
Отношения с властями – 1,36%
Опрос показал, что в Ярославле, как областном центре, несмотря на заметные улучшения в данной сфере бизнеса остаются довольно серьезные проблемы. Наиболее острые из них – это проблемы налогообложения, несовершенство нормативно-правовой базы, проблемы финансово-кредитного обеспечения, отсутствие квалифицированного персонала.
Рассмотрим специфику решения наиболее острых из этих проблем в Ярославской области, разделяя их на административные и финансовые.
3.2 Особенности решения административных проблем малого предпринимательства в Ярославской области
К данному виду проблем относятся: несовершенство нормативно-правовой базы; арендные отношения; проблемы регистрации, лицензирования, сертификации; плохое информационное обеспечение; отношения с властями.
Действующая в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и государственной поддержки предпринимательства уже не обеспечивает правового решения проблем, стоящих на пути развития предпринимательства. Многие законодательные и нормативные акты не имеют четкого и продуманного механизма реализации. Для устранения противоречивости, излишней декларативности законов, обеспечения их назначения стимулировать малое предпринимательство, повышения социальной защищенности субъектов хозяйственной деятельности проводятся мероприятия по совершенствованию нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, включающие в себя подготовку предложений по внесению изменений в действующие законы разного уровня. К этой работе через Координационный совет по малому предпринимательству при Губернаторе области и общественные объединения предпринимателей будут привлекаться субъекты малого предпринимательства, которые являются непосредственными участниками хозяйственной деятельности в реальном правовом поле. Труднопреодолимые барьеры возникают при выполнении предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами. Для ограничения вмешательства чиновников и контролирующих органов в деятельность субъектов малого предпринимательства, упрощения прохождения различных административных процедур продолжается положительно зарекомендовавшая себя практика проведения двусторонних деловых встреч представителей предпринимательского сообщества и организаций, осуществляющих функции контроля и надзора, тематических "круглых столов", работа "горячей линии" телефона доверия Губернатора области для предпринимателей.