Управление предприятием малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы изучить специфику управления малыми предпринимательствами. Данная цель конкретизируется следующими задачами: изучить малое предпринимательство, как экономическое явление, его функции и роль в современном обществе. Так же проанализировать развитие малого бизнеса в России на примере Ярославской области.

Вложенные файлы: 1 файл

управление предприятием малого бизнеса.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Арендные отношения и земельный вопрос также являются достаточно сложной проблемой для развития малого бизнеса. Многие малые предприятия скорей всего находятся в статусе вторичных или даже третичных арендаторов, что не позволяет им пользоваться льготами по аренде помещений и офисов. С 1 февраля 2006г., в соответствии с решением муниципалитета от 14.11.2005 № 151 "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственности города Ярославля", размер базовой ставки годовой арендной платы за переданное в аренду муниципальное недвижимое имущество – 2688 руб. за 1 кв. м общей площади (без учета НДС), когда год назад размер ее был 2240 руб. за 1 кв. м (без учета НДС). К тому же арендная ставка может меняться по произволу арендодателя. По мнению предпринимателей, пора передать им в частную собственность те помещения, которые они арендуют, чтобы решить не только проблему аренды, но и ремонта помещений. Правда, для предприятий мелкой торговли арендная проблема должна решаться другим путем. Они вряд ли смогут выкупить торговые помещения, им, прежде всего, необходимы гарантированные льготы по аренде.

Проблемы регистрации и лицензирования для уже действующего предприятия скорей всего уже утратили высокую актуальность, тем не менее, они являются значимыми, т.к. бюрократические препоны не искореняются, а легальное вымогательство стало нормой жизни. Неотложные задачи, которые необходимо решить в ближайшей перспективе: еще более сократить перечень видов лицензируемой деятельности, в новой редакции "О лицензировании отдельных видов деятельности" по-прежнему есть виды деятельности, эффективно регулировать которые следует не лицензированием, а другими методами. Кроме того, за рамками действия этого закона остается еще несколько десятков видов деятельности, лицензируемых на основе других законов. Необходимо распространить порядок лицензирования, установленный в законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" и на эти законы. Также следует добиваться снижения до прежнего уровня возросшей в результате принятия нового закона о регистрации юридических лиц платы, доработать и принять закон, связанный с упрощением процедуры выхода неэффективного бизнеса с рынка. По данным ряда исследований, процедура ликвидации бизнеса для добросовестных субъектов рынка составляет срок от 6 месяцев до 1,5 лет. Эта проблема по своей сути является гораздо более острой, чем процедура регистрации.

Сдерживающим фактором в развитии малого предпринимательства является несоответствие профессионального уровня кадрового потенциала требованиям современного рынка. Большинство субъектов малого предпринимательства, в т.ч. и руководителей малых предприятий, действуют на рынке, не имея специальных знаний, не пройдя даже краткосрочного обучения на курсах и семинарах. Содействие в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации субъектов малого предпринимательства является одной из насущных мер поддержки малого предпринимательства. У нас в области существует хорошая программа по обучению предпринимателей, которая проводится третий год. Цель этой программы – приучить руководителей организаций малого бизнеса учиться самим и учить свои коллективы. Конкуренция растет, изменяются технологии, законодательная власть меняется. Все это нужно знать. В течение 3 лет по областной программе у нас прошли обучение 3000 человек.

Развитие бизнеса зависит от свободы доступа к информации. Успешное ведение дела невозможно без маркетинговых исследований. Для проведения инвестиционного проектирования и оценки инвестиционных рисков субъекты малого предпринимательства должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, уровень конкуренции, свободные рыночные ниши. Техническая оснащенность субъектов малого предпринимательства существенно отстает от современного уровня развития информационных технологий, зачастую они не в силах провести дорогостоящий маркетинг рынка.

Необходимость создания эффективной и доступной для субъектов малого предпринимательства информационной сети все еще является насущной проблемой. Ключевым элементом в информационной структуре стала сеть Интернет. Для максимального использования иформационных возможностей сети Интернет в рамках информационной поддержки будет проведена работа по обеспечению возможности свободного доступа в Интернет для субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Одной из задач является создание положительного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Для ее решения в средствах массовой информации будут публиковаться статьи по проблемам и достижениям в малом предпринимательстве, приглашаться журналисты на деловые встречи, "круглые столы" и другие мероприятия с участием представителей различных ветвей власти и предпринимательского сообщества.

Остро необходимы механизмы, которые позволили бы не просто избавляться от существующих административных барьеров, но служили бы препятствиями на пути их появления в будущем. Для достижения целей сокращения избыточного государственного регулирования и предотвращения принятия новых нормативно – правовых актов и решений органов власти, создающих новые административные барьеры, необходимо принять закон, обязывающий перед принятием этого решения проводить специальную независимую экспертизу на предмет наличия в этих актах административных барьеров и открытое общественное обсуждение проекта документа со всеми заинтересованными сторонами. Без такого закона начатая борьба с административным произволом будет тщетной – устранение одних барьеров будет сопровождаться появлением других, а реформы в этой области будут топтаться на месте, и мы снова получим тоже, что и было.

Таким образом, очевидно, что для предотвращения административных барьеров в первую очередь необходимо, чтобы местная власть создавала благоприятную среду для развития малого бизнеса, но проблемы административных отношений является общероссийскими, они находится в компетенции властей федерального уровня, поэтому решение этой проблемы должно исходить от них.

 

3.3 Специфика управления финансами предприятий малого бизнеса

 

Следующий блок проблем – это проблемы финансово – кредитного обеспечения и налогообложение малого бизнеса Ярославской области.

Особенно стоит отметить проблему денег для малого бизнеса. В Ярославле прошел межрегиональный предпринимательский форум "Региональное развитие: резервы и перспективы". Организаторами мероприятия стали общероссийская общественная организация "Деловая Россия" и Ярославская областная торгово-промышленная палата. Ярославский губернатор Анатолий Лисицын назвал одной из главных причин слабого развития малого и среднего бизнеса недостаток длинных и дешевых кредитов. Губернатор считает, что бурное развитие малого бизнеса в Ярославской области и во всей России может начаться только после реформы банковской системы. Не удивительно, что предприниматели отметили ее в числе первостепенных. Ограниченность собственных средств у малых предприятий, с одной стороны, и отсутствие на рынке предложения финансово – кредитных услуг для них на приемлемых условиях, с другой, обуславливают хроническую нехватку денежных средств для развития бизнеса.

При всех многочисленных специализированных программах кредитования, банки в большинстве своем избегают кредитовать малые предприятия. И это характерно не только для Ярославля, но и в целом по России. Потенциал развития малого предпринимательства в значительной степени зависит от доступности и эффективности использования финансовых средств. Для открытия собственного дела, пополнения оборотных средств, приобретения нового оборудования и технологий большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в финансах. Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры, но на рынке малого предпринимательства банковский капитал задействован слабо.

Для ориентации финансово – кредитной системы на потребности малого предпринимательства, облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к финансово – кредитным ресурсам, обеспечения их инвестиционной активности с банками, расположенными на территории области, будет проводиться работа по разработке и внедрению специальных программ кредитования малого предпринимательства с учетом потребностей как в микрофинансах, так и в долгосрочных кредитах.

Для привлечения финансовых средств посредством применения лизинга будут проведены исследования по определению возможностей и степени обеспечения потребностей субъектов малого предпринимательства в данном финансовом инструменте. В рамках финансовой поддержки предполагается применение косвенных мер поддержки посредством использования налоговых льгот, налоговых кредитов, субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Применение косвенных мер поддержки позволит оказать финансовую поддержку большему числу субъектов малого предпринимательства. Для субъектов малого предпринимательства, не имеющих залогового обеспечения и не подпадающих под условия действия субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, необходимо разработать эффективную систему микрокредитования с использованием государственно-правовых гарантий. Сегодня правительство России, а в частности и Ярославской области заинтересовано в образовании новых МП, для этого оно стремится сделать кредитование более доступным для начинающих предпринимателей. Проводятся программы кредитования малого бизнеса, пытаются снизить банковские ставки, ведь без этого невозможно радикально исправить ситуацию.

Ярославская область – одна из крупных областей РФ. По состоянию на 01.01.2005г. на учете в налоговых органах области состоит 36827 юридических лиц, являющихся самостоятельными плательщиками налогов, и 79450 физических лиц, отнесенных к категории индивидуальных предпринимателей. Налогообложение для предпринимателей всегда было камнем преткновения и одной из основных проблем, тормозящих развитие их бизнеса. Надо сказать, что в этой сфере в ходе налоговой реформы уже сделано немало.

Приняты новые главы Налогового кодекса о специальных налоговых режимах – упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход, сокращена ставка налога на прибыль, НДС, единого социального налога. Но меры по облегчению налогового бремени снова нельзя признать удовлетворительными. В ходе налоговой реформы часто возникала и возникает ситуация, когда правительство где-то "ослабляя удавку" затягивало ее в другом месте. Так, сокращение ставки налога на прибыль привело к отмене всех инвестиционных льгот, единый налог на вмененный доход после введения в замен старого закона новой главы Налогового кодекса стал больше для многих сфер деятельности, сокращение ставки НДС не было радикальным и сопровождалось активным обсуждением введения спец – счетов по НДС. Ставки единого социального налога, давно требующая радикального сокращения, сокращалась незначительно.

Введение ЕСН поверх единого вмененного налога в 2002г. (впоследствии отмененным) резко ухудшило положение этой категории налогоплательщиков. А также тот факт, что с 1 января 2003 года запрещалось совмещение двух специальных налоговых режимов – единого налога и единого налога на вмененный доход, что ухудшало положение субъектов предпринимательства одновременно ведущих несколько видов деятельности – подпадающих и не подпадающих под уплату "вмененки". Кроме того, налоговая реформа постоянно сопровождается нападками на нормы Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", гарантирующими предпринимателям сохранение прежнего режима налогообложения, в том случае если изменения ухудшают его положение.

Наконец, нужно отметить, что реформу когда-то следует заканчивать. Предприниматель устал от постоянных изменений законодательства о налогах и сборах и правил налогообложения.

Нестабильность стала, чуть ли не более острой проблемой, чем налоговое бремя и сложность процедур расчета и уплаты налогов. Об этом нам говорят опросы предпринимательского сообщества.

Сегодня малый бизнес Ярославской области, как впрочем, и всей страны в целом, находится на стадии своего становления, это непростой этап, но за малым бизнесом будущее экономики, уже сейчас он вносит заметный вклад в нее. Проблем у ярославских предпринимателей более чем достаточно. Большинство из них являются типичными для малого бизнеса России в целом, поэтому должны решаться на федеральном уровне. Тем не менее, смягчить все эти проблемы, уменьшить их негативное влияние, а порой и свести до минимума возможно при грамотно построенной стратегии поддержки и развития малого бизнеса в Ярославской области. В первую очередь развитее малого предпринимательство зависит от инициативы самих предпринимателей, но, несомненно, ей должно способствовать государство, без его участия малый бизнес останется стаять на мертвой точке, а этого нельзя допустить. Поэтому государство должно всеми силами способствовать развитию данного сектора экономики, сделать его более доступным для начинающих предпринимателей, для этого: проводить программы для развития малого бизнеса, выделять больше средств для их реализации, снижать налоговый пресс, все больше внедрять потребительский кредит, который все больше развит во всех странах с цивилизованными рыночными отношениями, вводить дифференцированной аренды в зависимости от расположения малого предприятия, в благоприятных или неблагоприятных. Введение долгосрочной аренды, продажа ряда площадей малому бизнесу с установлением налога на недвижимость.

Становление и развитие малого предпринимательства является долго временным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий.

 


Заключение

 

Выполнив все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие выводы из каждого параграфа.

Из первого параграфа видно, что в каждой стране существует свое понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из размера годового оборота. В России к малым предприятиям относятся коммерческие организации со средним числом работников не более 100 человек.

Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и вообщем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. О проблемах и перспективах развития можно сказать, что в нашей стране правительством сделано очень многое для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды, созданные государством. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом.

По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделить следующие аспекты: в настоящее время существует три основные формы предпринимательства (индивидуальные, партнерства и корпорации), нормативно правовой базой для создания и ликвидации МП является закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Учредительными документами служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляет руководство директор, директором может быть назначен один из учредителей.

Проанализировав развитие малого предпринимательства в Ярославской области, можно сделать вывод ряд выводов. В настоящее время правительство области всячески способствует развитию малого бизнеса, ежегодно проводятся программы по поддержке, по итогам которых уже заметны значительные результаты. По сравнению с соседними областями Ярославская область занимает лидирующие позиции по количеству малых предприятий и численности их работников. Основная доля малых предприятий области принадлежит торговле и общественному питанию, промышленности, а также строительству. Но лидирующее положение занимает сфера торговли, где скорость оборота капитала выше, чем в других отраслях народного хозяйства. В целом можно сделать вывод, что структура данного сектора экономики области неоднородна как в отраслевом, так и в территориальном плане.

Информация о работе Управление предприятием малого бизнеса