Управление человеческими ресурсами в г.Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработка направлений и механизмов совершенствования принятия и реализации управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами муниципального образования на примере г.Череповца.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 Исследовать особенности управления ресурсами муниципального образования.
 Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития.
 Исследовать возможности муниципального управления развитием человеческого капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 7
1.1. Сущность и значение человеческих ресурсов
в социально-экономическом развитии муниципального образования 7
1.2. Управленческое решение как фактор
развития человеческого потенциала 14
1.3. Методы управления человеческими ресурсами
муниципального образования 19
II. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЭРИИ Г.ЧЕРЕПОВЦА 22
2.1. Характеристика организации 22
2.2. Анализ методов управления человеческими ресурсами 31
2.3 Анализ процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений по развитию человеческих ресурсов города 43
III. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Г.ЧЕРЕПОВЦА 47
3.1. Стратегические направления развития
человеческого потенциала города до 2022 года 47
3.2. Развитие профессионального образования территории с целью
приведения в соответствие человеческого капитала потребностям
социально-экономического развития муниципального образования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Вложенные файлы: 1 файл

целиком.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

содержание

 

Введение           3

I. Теоретические аспекты принятия управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами

на  муниципальном уровне       7

1.1. Сущность  и значение человеческих ресурсов 

в социально-экономическом  развитии муниципального образования  7

1.2. Управленческое  решение как фактор 

развития человеческого  потенциала       14

1.3. Методы  управления человеческими ресурсами 

муниципального  образования        19

II. Анализ и управление человеческими ресурсами

города  на примере управления стратегического планирования мэрии г.Череповца      22

2.1. Характеристика организации        22

2.2. Анализ методов  управления человеческими ресурсами    31

2.3 Анализ процесса  разработки, принятия и реализации  управленческих решений по развитию человеческих ресурсов города     43

III. Разработка управленческих решений

по совершенствованию  методов управления

человеческими ресурсами г.Череповца     47

3.1. Стратегические  направления развития 

человеческого потенциала города до 2022 года      47

3.2. Развитие  профессионального образования  территории с целью 

приведения в соответствие человеческого капитала потребностям

социально-экономического развития муниципального образования  59

заключение           69

Список литературы     71

приложение           73

 

Введение

 

Муниципальное социально-экономическое  развитие можно рассматривать как  процесс изменений в местной  экономике, стратегически направленный на улучшение качества жизни населения.

Муниципальное управление в настоящее время нуждается  в формировании качественно нового подхода к управлению развитием на муниципальном уровне, адекватному современным условиям рыночной экономики, культуры, здравоохранения, образования и потребностям развития территории.

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований требует определенных ресурсов, в том числе квалифицированных кадров, которые не всегда имеются в наличии. К ресурсам относится также налаживание эффективного управления.

Вместе с тем самостоятельное  осуществление многих полномочий на уровне муниципального управления недостаточно обеспечено ресурсами и местное самоуправление не использует всех имеющихся возможностей.

Экономические ресурсы  подразделяются на материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, вовлекаемые  обществом в хозяйственный оборот. Программы социально-экономического развития муниципальных образований обычно рассматривают эти виды ресурсов. Трудовые ресурсы - экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями к участию в трудовой деятельности. Однако трудовые ресурсы рассматриваются в основном с количественной стороны, а не как важная составляющая социально- экономического развития территории.

Задача превращения  человеческого потенциала в ресурс муниципального управления считается одной из сложнейших задач органов местного самоуправления [13].

Конкурентные преимущества экономики в современных условиях напрямую связаны с накопленным  в стране и задействованным человеческим капиталом. Следовательно, приоритетным источником социально- экономической динамики должны стать управленческие действия, направленные на развитие человеческого потенциала и инвестиции в человека.

При достаточно всесторонне  изученной проблеме управления человеческим капиталом на уровне общества и социально-экономических отношений в разных системах хозяйствования, пока слабо исследована эта проблема на местном уровне, в условиях реформ, где общие принципы управления человеческим капиталом преломляются в реальных условиях муниципальной практики.

Вопросы государственного и муниципального управления отражены достаточно полно в работах Г.В. Атаманчука, В.Б.Зотова, В.Г. Афанасьева, Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, М.И. Кондакова, B.C. Лазарева, АЛ. Наина, ГН. Серикова, В.П. Симонова, Н.С. Сунцова, П.И. Третьякова, А.В. Новокрещенова, Р.Х. Шакурова, и др. Однако в этих работах человеческие ресурсы недостаточно рассматриваются как фактор экономического развития территории муниципального образования.

Проблемы человеческого  капитала, вложения инвестиций в человеческий капитал достаточно полно отражены, в работах У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо. Г.С. Беккера, Т.У. Шульца, Л. Туроу, Дж. Кендрика, М.М. Критского, Дж. Минцера, P.A. Капелюшникова, В.С. Гойло, Э. Денисона, А.Б. Докторовича, В.И.Марцинкевича, С.И.Трапезникова и др.

В последние годы появился целый ряд исследований по анализируемой  проблеме. К ним относятся работы А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, С.А. Курганского, И.В. Соболевой, Е.Д. Цыреновой, В.В. Чекмарева, В.В. Мищенко, В.В. Щетинина и др. Проблемы человеческого капитала нашли свое отражение в исследованиях Г.Г. Габдуллиной, Ю.В. Хадиуллиной, Ф.В. Куравина, Г.А.Красюна, Е.М Артюшиной, М.Е.Шнырева и др. В этих работах рассматриваются проблемы, особенности формирования и реализация человеческого капитала в экономике, уделяется внимание влиянию сферы образования на развитие человеческого капитала.

Большое внимание уделяют  проблемам управления муниципальным  образованием, трудового и ресурсного потенциала в своих работах В.П.Павлов, А.Б.Гармаев, О.Н.Маряшина, В.А.Ковалев и др. Следует отметить что, внимание вопросам анализа человеческого капитала муниципального образования практически не уделялось. В частности возможности муниципального управления по развитию человеческого капитала ранее не освещались и не исследовались. Также не исследовались возможности муниципального управления по развитию системы профессионального образования, оказывающего непосредственное влияние на развитие человеческого капитала.

Поиски разрешения выявленных противоречий как в теоретическом, так и в практическом планах ведут к необходимости рассмотреть проблему повышения результативности управления ресурсами муниципального образования, опираясь на потребности территории.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в российском обществе все более крепнет понимание, что человек сегодня становится не только целью, но и ресурсом социально-экономического развития муниципального образования, что образование в дальнейшем будет играть роль важнейшего фактора и условия этого развития.

Цель курсовой работы: разработка направлений и механизмов совершенствования принятия и реализации управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами муниципального образования на примере г.Череповца.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • Исследовать особенности управления ресурсами муниципального образования.
  • Рассмотреть особенности человеческого потенциала муниципального образования и выявить его место в системе ресурсов социально-экономического развития.
  • Исследовать возможности муниципального управления развитием человеческого капитала.
  • Проанализировать сложившуюся практику муниципального управления человеческим капиталом на примере управления стратегического планирования мэрии г. Череповца).
  • Разработать практические рекомендации по муниципальному управлению развитием человеческого потенциала г.Череповца путем принятия и реализации эффективных управленческих решений.

Объектом исследования является человеческие ресурсы в системе ресурсов социально-экономического развития муниципального образования.

Предметом исследования является управленческое решение как фактор развития человеческого потенциала муниципального образования.

Теоретическая основа курсовой работы – труды отечественных и зарубежных авторов в области управления местным развитием, развития человеческого капитала,.

Методы исследования: методы системного анализа, программно-целевой метод, статистические методы анализа данных, методы социологических исследований.

 

 

I. Теоретические аспекты принятия управленческих решений в сфере управления человеческими ресурсами на муниципальном уровне

 

1.1. Сущность  и значение человеческих ресурсов  в социально-экономическом развитии  муниципального образования

 

Устойчивость  и успешность экономики в XXI  в.  определяются способностью к генерации инновационных, качественных сдвигов.  Существенное возрастание роли человека в воспроизводственных процессах актуализирует исследование проблемы формирования человеческого потенциала и его эффективной реализации. Все более общепризнанным становится понимание того, что основным богатством любой страны являются люди, их человеческий потенциал, а главным критерием социально-экономического прогресса общества выступают достижения в области развития человека и удовлетворение его потребностей. 

В этих условиях значительно возрос интерес экономической  науки к человеку, его качественным характеристикам, а также особенностям их формирования и развития. В экономической  литературе появились и активно  разрабатываются такие понятия, как «человеческое развитие», «качество населения», «человеческий потенциал», «устойчивое развитие», «качественный экономический рост». При проведении экономических исследований человек все чаще ставится в центр социально-экономической системы. Приоритетным направлением исследования становится человеческое развитие как фактор экономического развития [8, с.5]. 

В современных  условиях наблюдается тенденция  увеличения возможностей самореализации работника, уменьшения рутинных работ,  нетворческих элементов трудового процесса, обогащение содержания труда при одновременном росте требований к качеству рабочей силы.  В развитых государствах ставится задача увеличения уровня доходов и льгот во всех слоях населения,  но в то же время наблюдается тенденция к увеличению затрат на совершенствование рабочей силы и затрат на развитие инфраструктуры:  на охрану здоровья, сохранение окружающей среды, безопасность условий труда,  развивается система социальной защиты человека,  реализуются программы поддержки и развития человеческого потенциала.

Во второй половине XX  в.  люди,  их знания и способности  становятся главной силой, определяющей ход общественного развития и  его эффективность. Это, в свою очередь, сделало изучение человека и его  созидательных способностей одной  из центральных проблем экономической теории. 

В 70-е гг. XX в. в большинстве развитых стран  начался процесс структурной  перестройки экономики и формирование экономики знаний. В ней акцент делается на самого человека, на его  способности (развитие технологий, менеджерские решения и т.д.). Стали развиваться теории человеческого потенциала и человеческого развития.  Однако многие вопросы этой сложной проблематики остаются дискуссионными и неоднозначными и в настоящее время.

Термин «человеческий  потенциал» нашел свое распространение в отечественной теоретической культуре, в работах западных ученых применяются иные термины: «человеческое развитие»  и  «человеческие ресурсы» («human development», «human resources»).

Отметим, что  многие зарубежные ученые отождествляют понятия «человеческие ресурсы» («human resources»)  с понятием трудовой потенциал.

Однако такой  подход является односторонним и  не раскрывающим полностью категорию  человеческих ресурсов,  человеческого  потенциала.  Категория человеческого  потенциала гораздо шире категории трудового потенциала,  которая является всего лишь ее подсистемой, хотя между ними существуют очень важные качественные и количественные различия. Количественно их различия состоят в том,  что трудовой потенциал включает в себя лишь трудоспособных граждан,  а человеческий потенциал включает все население страны. Также следует отметить, что сфера реализации трудового потенциала ограничена трудовой деятельностью,  а человеческий потенциал реализуется в деятельности,  не только связанной с трудом,  но и с проведением досуга,  с межличностными отношениями и в сфере потребления [3].

Выделяют четыре главных компонента человеческого потенциала: социально-демографический, социально-экономический, социокультурный и деятельностный потенциал общества.   Удачное определение Заславской Т.И.  позволяет выявить уровни реализации человеческого потенциала: индивидуальный, региональный, общенациональный, дает возможность определить потенциал с точки зрения субъектов. Однако в большей мере у нее присутствует социальный аспект данной проблематики. А с точки зрения экономтеоретического подхода,  следует показать,  что это,  во-первых, взаимообусловленные способности и характеристики,  а во-вторых - реализуемые или готовые к реализации.  Общество может обладать хорошим потенциалом,  но не иметь предпосылок для его реализации.  К примеру,  в России хороший уровень образования населения,  но он не востребован  современным рынком труда, вследствие чего не может реализоваться должным образом [8, с.10].

Потенциал должен соответствовать среде,  в которой он пребывает,  ибо реализуется он только в том случае,  когда существует между ними соответствие. Человек не сможет эффективно реализовать свое хорошее физическое здоровье без должного образования,  а имея хорошее образование, он не сможет его в полной мере реализовать при слабом физическом здоровье,  и только если у него развито и то, и другое, его физическое здоровье способно наиболее полно реализовать образовательный потенциал.  Но для того,  чтобы реализовались,  взаимодополняя друг друга,  все составляющие человеческого потенциала,  важно,  чтобы среда,  в которой функционируют человеческие ресурсы,  была благоприятной для формирования соответствующего спроса на наличный человеческий потенциал.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами в г.Череповце