Управленческие решения. Процесс принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений и основные этапы разработки их. Выявление и анализ проблемы принятия управленческих решений. Знакомство с процессом выработки рационального решения. Характеристика реализации управленческого решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Завьялов Д.А. кусвосик.docx

— 243.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Важность  процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно, с началом  его сознательной коллективной деятельности. Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений. Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после  того, как появились организации  в современном понимании. Современные  организации отличает от организаций  старого типа наличие существенно  большего числа крупных и гигантских организаций. А в таких организациях роль управленческого решения возрастает. В отличие от организаций старого  типа в современных организациях большое количество руководителей  высшего и среднего управленческого  звена. Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом  полномочий. В современной эффективно функционирующей организации занятие  руководящего поста происходит по праву  компетентности и принятого в  организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать. Деятельность современной организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения. Коллективная работа и рациональность, в основе которых профессиональное управленческое решение, стали стержнем организационной культуры современной фирмы.

Перечисленные выше причины оказали значительное влияние на возникновение принципиально  нового характера управления, на интенсивное  развитие теории и практики принятия управленческого решения.

Актуальность  темы работы подтверждают следующие аспекты: принятие управленческих решений становится сегодня одной из основных проблем совершенствования системы управления. Безусловно, немалые возможности таит в себе совершенствование технологии реализации основных управленческих функций, но качество принимаемых решений является все-таки определяющим. Развитие современной науки об управлении, активное использование компьютерной техники, возрастающие объем и сложность информации делают процесс выработки и принятия управленческого решения тем «узким местом», которое наиболее чувствительно к малейшим изменениям в выборе эффективного пути реализации той или иной управленческой идеи.

Цель настоящей работы – рассмотреть сущность управленческого решения, изучить процесс принятия управленческих решений.

Задачами  данной работы являются:

    • осветить понятие управленческого решения;
    • изучить классификацию управленческих решений;
    • рассмотреть основные этапы разработки управленческих решений;
    • выявить и проанализировать проблемы принятия управленческих решений;
    • ознакомиться с процессом выработки рационального решения
    • охарактеризовать реализацию управленческого решения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений

 

1.1 Понятие управленческого решения

 

Принятие  решений, как и рассмотренные  выше коммуникации, является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческой деятельности, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта [4].

Принятие  решения представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс, акт выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной, например выбор между сохранением старого курса и переходом к новому. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы [4].

Проблема – это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация (например, разница между фактическим и желательным состоянием системы), не позволяющие в данных условиях получить желательный результат. Такое несоответствие и преодолевается путем принятия управленческого решения. Поскольку для одной и той же проблемы обычно существует несколько его вариантов, возникает непростая задача выбора наиболее подходящего. Также, решением может быть:

- последовательность  действий по достижению поставленной  цели;

- нечто  отражающее такое достижение (объект, состояние и др.);

- психологическую  реакцию на раздражитель;

- управленческий  акт, выраженный в письменной  или устной форме и регламентирующий  те или иные действия, состояния,  изменения и проч.

В последнем  случае решение содержит постановку целей и описание средств их достижения и служит основой организации  практической деятельности людей. В  зависимости от уровня управляющего субъекта могут меняться сфера обязательного  применения его решений и круг объектов, на которые оно распространяется [3].

Основные  признаки управленческих решений:

  1. Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
  2. Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.
  3. Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.
  4. Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.
  5. Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан [6].

Принятие решений в организации характеризуется как:

• сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая

человеком;

• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

• процесс взаимодействия членов организации;

• выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния

организационной среды;

• часть общего процесса управления;

• неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

• важно для выполнения всех других функций управления [4].

Достичь успеха удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат (например, непредсказуемость поведения исполнителей), и воздействовать на них. На одни факторы, например на подчиненных, можно влиять непосредственно, на другие лишь опосредованно, через смежные факторы, третьи приходится принимать к сведению и стараться их нейтрализовать или застраховаться от них [3].

Но, стоит  заметить, что неудачное решение лучше не принятого. Принятие решения это процесс, требующий организации и управления. На его эффективность влияют следующие факторы:

- понятность  проблемы и причинно-следственных  связей между ней и ситуацией,  в которой принимается решение  (определяет разрыв между рациональным  и приемлемым решением);

- взаимоотношения  внутри организации;

- занимаемая  автором решения должность;

- личностные  моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого  уровня значимости, привычки и  т. д.);

- располагаемое  время;

- степень  риска (последние два момента  противоречат друг другу, менее  рискованные решения требуют  больше времени на подготовку  и реализацию);

- основополагающие  принципы, каковыми могут быть  использование общепринятых норм; действия исходя из пользы  большинства; приближение к цели (ее бывает трудно определить); достижение выгоды.

Решение может разрабатываться на основе следующих подходов:

- эвристического (свободный научный поиск подходящего варианта);

- нормативного, исходящего из требований стандартов;

- прецедентного, учитывающего передовой опыт;

- синоптического (формализованные и математические модели).

Эффективное решение должно быть:

- простым  и логичным;

- приемлемым для большинства членов организации;

- экономичным (затраты на его подготовку и осуществление меньше результата);

- своевременным (чтобы успеть приостановить отрицательное развитие ситуации);

- ориентированным на стратегические цели и задачи (при сохранении свободы тактического маневра);

- устраняющим причины, а не следствия проблемы [3].

Процесс принятия такого решения требует:

- четкого распределения подготовительной  работы и возложения персональной  ответственности на конкретных  лиц. Решения должны приниматься  теми и там, где для этого  существуют оптимальные условия  (при этом решение, принятое  на одном уровне управления, становится  задачей на более низком). Иными словами, продукт управленческого труда одного уровня является предметом труда для другого.

- наличия  правил, определяющих порядок разработки, обсуждения, утверждения, сроки реализации  или отмены решения; нормативов, инструкций и проч.;

- учета  требуемых для реализации решения  ресурсов, степени влияния решения  на другие функции и сферы  деятельности организации, ее  партнеров (желательные и нежелательные,  скрытые и явные последствия  могут возникнуть и при отказе  от принятия решения); действующего  законодательства, этических норм; уровня риска и др.

Исходя  из этого определяются возможность и целесообразность работы над решением, его цели и приоритеты.

Встречаются два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. В  расширенном определении принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В узком определении принятие решений понимается как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы не соглашаются с узким определением, считая, что принятие решений не может ограничиваться лишь выбором наилучшего решения. В теорию принятия решений имеет смысл включать также и их исполнение, контроль и анализ результатов действий, последовавших за принятым решением. Неотъемлемой частью теории принятия управленческих решений является и генерирование альтернативных вариантов решений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все сложившиеся в середине XX в. управленческие науки в значительной степени переплетены, взаимосвязаны и их конкретное название определяет прежде всего тот аспект управленческого процесса, на который сделан основной акцент. Но везде одним из основных изучаемых управленческих процессов является выработка и принятие управленческого решения. Однако в последующем упомянутые выше науки сконцентрировали основное внимание на математических (количественных) аспектах решения управленческих задач.

Так, центральное  место в них заняло использование  научного метода, включающего наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию, системную ориентацию и использование  принципа моделирования. Широко использовались физические, аналоговые, имитационные и математические модели. Наиболее известны модели теории игр, отражающие конкурентную ситуацию и ожидаемое воздействие на конкурентов принятого управленческого решения, модели теории очередей или оптимального обслуживания, управления запасами, линейного программирования, экономического анализа и др.

Предметом же теории принятия решений наряду с количественными методами стали  также методы, позволяющие получать и анализировать качественную (неколичественную) информацию. Это прежде всего методы экспертного оценивания, многокритериального анализа, содержательного анализа ситуаций и др. То же самое относится и ко многим аспектам менеджмента, не подпадающим под методы количественного анализа, многие проблемы в котором могут быть решены лишь методами качественного анализа, успешно используемыми в теории принятия решений.

Функции управленческих решений:

  1. Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной  стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
  2. Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителе, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
  3. Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.

Таким образом, принятие решения представляет собой  сознательный выбор из имеющихся  вариантов или альтернатив направления  действий, сокращающих разрыв между  настоящим и будущим желательном  состоянии организации. Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.

Информация о работе Управленческие решения. Процесс принятия управленческих решений