Учет индивидуальных особенностей личности при работе с персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 07:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Учет индивидуальных особенностей личности при работе с персоналом»
Объект исследования: Процесс работы с персоналом организации.
Предмет исследования: индивидуальные особенности личности.
В этой связи целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности учета индивидуальных особенностей при работе с персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Факторы, характеризующие поведение личности…………………………
1.1 Индивидуальные особенности человека и их роль в современном менеджменте……………………………………………………………………..
1.2 Природные свойства индивида……………………………………………..
1.2.1 Темперамент как составляющая индивидуальных особенностей человека и его учет при работе с персоналом…………………………………
1.2.2 Характер как составляющая индивидуальных особенностей человека и его учет при работе с персоналом…………………………………………..
1.2.3 Способности как составляющая индивидуальных особенностей человека и их учет при работе с персоналом………………………………….
1.3 Система потребностей, мотивов и интересов…………………………….
1.4 Система управления личностью ,,Я – концепция”………………………
2. Опытно – практическая работа. Совершенствование методов управления с учетом индивидуальных особенностей………………………
2.1 Индивидуальные особенности человека и их роль при подборе кадров…………………………………………………………………………..
2.2 Методика оценки деловых, профессиональных, лидерских и иных качеств работников труда и управления……………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 84.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………

1. Факторы, характеризующие  поведение личности…………………………

1.1 Индивидуальные особенности  человека и их роль в современном  менеджменте……………………………………………………………………..

1.2 Природные свойства  индивида……………………………………………..

1.2.1 Темперамент как составляющая  индивидуальных особенностей человека  и его учет при работе с  персоналом…………………………………

1.2.2 Характер как составляющая  индивидуальных особенностей человека  и его учет при работе с  персоналом…………………………………………..

1.2.3 Способности как составляющая  индивидуальных особенностей человека  и их учет при работе с  персоналом………………………………….

1.3 Система потребностей, мотивов и интересов…………………………….

1.4 Система управления  личностью ,,Я – концепция”………………………

2. Опытно – практическая работа. Совершенствование методов управления с учетом индивидуальных особенностей………………………

2.1 Индивидуальные особенности  человека и их роль при подборе  кадров…………………………………………………………………………..

2.2 Методика оценки деловых, профессиональных, лидерских и иных  качеств работников труда и  управления……………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………...

3

4

 

4

6

 

6

 

10

 

13

16

21

 

23

 

23

 

27

32

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации и именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации и создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

Актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Учет индивидуальных особенностей личности при работе с персоналом»

Объект исследования: Процесс работы с персоналом организации.

Предмет исследования: индивидуальные особенности личности.

В этой связи целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности учета индивидуальных особенностей при работе с персоналом.

Гипотеза исследования: Работа с персоналом протекает эффективнее, если

- учитываются индивидуальные  особенности личности;

- строго соблюдается алгоритм  работы с персоналом.

Задачи работы:

1. Дать характеристику индивидуальных особенностей человека и определить их роль в процессе управления;

2. Дать характеристику темпераменту как составляющей индивидуальных особенностей человека и определить особенности его учета при работе с персоналом;

3.Дать характеристику характеру как составляющей индивидуальных особенностей человека и определить особенности его учета при работе с персоналом;

4. Дать характеристику способностей как составляющей индивидуальных особенностей человека и определить особенности их учета при работе с персоналом;

5. Ввести понятие системы потребностей, мотивов и интересов;

6. Ввести понятие системы управления личностью ,,Я – концепция”

7. Определить роль индивидуальных особенностей человека при подборе персонала;

8. Показать практический пример оценки деловых, профессиональных, лидерских и иных качеств работников труда и управления.

 

 

 

 

1. Факторы, характеризующие  поведение личности

1.1 Индивидуальные  особенности человека и их  роль в современном менеджменте

 

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того, чтобы пытаться успешно управлять ими.

Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.

Поэтому необходимо учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами обучения поведению.

В современном менеджменте вопросам учета индивидуальных особенностей при работе с персоналом уделяется огромное внимание. Это связано в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что люди обычно делают множество неверных заключений о других людях, об их характеристиках, их индивидуальности, потому что при познании они опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в коммуникациях и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.

Факт необходимости досконального и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а, следовательно, к управлению человеком [8, с. 426 – 427].

В вопросе об индивидуальных особенностях человека можно выделить несколько мнений.

По мнению известного исследователя в области менеджмента Виханского О.С., индивидуальность человека складывается из трех начал:

- во-первых, каждый человек в чем-то идентичен со всеми остальными;

- во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами;

- в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого [1, с. 240].

В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек одновременно имеет что-то общее с остальными и в то же время не похож на остальных. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Эти черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности. Так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда даже очень существенное [1, с. 241].

Басанов М.И. рассматривает индивидуальные особенности в ряду других характеристик личности. Основными факторами, характеризующими личность и ее поведение, являются следующие:

·природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности (это, прежде всего активность и эмоциональность, выражающие себя в темпераменте, характере, способностях);

·система потребностей мотивов, интересов;

·система управления личностью, ее «я-образ» или «я-концепция» [6,с.80].

Таким образом, индивидуальные особенности индивида характеризуются такими психологическими характеристиками, как темперамент, характер и способности.

Точку зрения Басанова М.И. поддерживает большинство исследователей в области психологии менеджмента, в том числе и такие ученые как Кишкель Е.Н., Шикун А.Ф., Филиппова И.М,

В этой связи в своей работе я остановлюсь на анализе именно этих индивидуальных характеристик — темперамента, характера и способностей.

 

1.2 Природные свойства  индивида

1.2.1 Темперамент  как составляющая индивидуальных  особенностей человека и его  учет при работе с персоналом

 

Среди индивидуально-психологических особенностей, определяющих различия людей, существенное место занимает темперамент.

Темперамент — свойство личности, в котором выражены динамические особенности ее психической деятельности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов [4, с. 40].

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков» организма — крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи, — входящих в его состав. Исходя из учений о четырёх «соках», Клавдий Гален (II в. н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного из «соков», и в наше время пользуются широкой известностью. Это холерический (от лат. сhо1е — желчь), сангвинический (от лат. sanguis — кровь), меланхолический (от лат. melas сho1е — чёрная жёлчь) и флегматический (от лат.phlegma — флегма) типы темпераментов.

Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств [9, с. 34].

Благодаря исследованиям российского физиолога Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик [12, с. 93].

Предложенная И.П. Павловым классификация темпераментов в работе с персоналом до сего времени является оптимальной, простой и удобной. Она позволяет повседневно изучать темперамент человека по внешним психологическим проявлениям, ибо каждый темперамент человека имеет свою характеристику.

Холерик — чрезвычайно энергичен и работоспособен. Довольно часто он попадает в разряд «трудоголиков», Он способен выполнить большой объем работ, выдержать высокие нагрузки, после которых достаточно легко восстанавливается. Бездействие для него губительно — его активность будет искать себе применение. Холерик незаменим при выполнении оперативной деятельности, т. к. способен к быстрому принятию решений, имеет высокий темп психических реакций и деятельности в целом. За единицу времени холерик способен выполнить в полтора-два раза больший объем работы чем, например, флегматик. Понятно, что люди названных темпераментов могут работать в одной команде, имея разные задачи, но не могут, к примеру, вместе работать на конвейере. При всей производственной незаменимости холерика результаты его деятельности нуждаются в проверке, ибо скорость выполнения задания не всегда является гарантом безошибочного выполнения. Природная высокая возбудимость холерика делает его вероятным источником конфликтов. И.П. Павлов отмечал, что холерик в порыве гнева говорит все, что думает, и даже то, чего не думает. В этой связи не следует продолжать контакт с разгневанным холериком, лучше предоставить ему возможность успокоиться. Ждать этого недолго, т. к., холерика характеризует высокий динамизм смены состояний. Он цикличен в деятельности, настроении и поведении. Его высокая активность может смениться выраженной бездеятельностью. Полезно в таком случае «подключить» так называемые «детерминанты хорошего настроения». Для холерика, с высокой долей вероятности, такими детерминантами могут стать общение со старыми друзьями, смена обстановки, вкусная еда, физические занятия. В целом холерик характеризуется высокой работоспособностью, легкостью вхождения в дело, склонностью «выкладываться», «гореть» на работе [11, с. 86].

Информация о работе Учет индивидуальных особенностей личности при работе с персоналом