Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение групп с точки зрения сплоченного коллектива, нацеленного на достижение единой цели организации.
Данная цель может быть достигнута с помощью решения задач, которые заключаются в:
изучении основного содержания понятия группы;
рассмотрении основных отличий группы от команды;
изучение факторов, влияющих на эффективность группы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения групп…………………………………...5
1.1 Сущность групповой деятельности……………………………………...5
1.2 Причины создания групп…………………………………………………7
1.3 Различие между рабочими группами и командами…………………….8
1.4 Малые профессиональные группы……………………………………..12
Глава 2. Развитие эффективной группы…………………………………………..21
2.1 Факторы, влияющие на эффективность группы……………………...21
2.2 Модели развития группы………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………31
Федеральное агентство по образованию
Сочинский государственный
университет туризма и
Министерство образования и науки Российской Федерации
филиал Сочинского Государственного Университета туризма и курортного дела в г.Н.Новгород
Специальность 080507 – «Менеджмент организации»
Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента
Дисциплина «Организационное поведение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Развитие группы»
Выполнила студентка 5 курса гр.М-5_-04 ЗФО
Проверил: доцент, к.х.н.Гончарук В.К. Оценка…………………………….. «……..»……………………… 2009 г. Подпись преподавателя …………………….. Дата поступления работы «……»…………………… 2009г. |
Нижний Новгород
2009
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический аспект изучения групп…………………………………...5
1.1 Сущность групповой деятельности……………………………………...5
1.2 Причины создания групп…………………………………………………7
1.3 Различие между рабочими группами и командами…………………….8
1.4 Малые профессиональные группы……………………………………..12
2.1 Факторы, влияющие
на эффективность группы…………………
2.2 Модели развития группы……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Человек нуждается в
общении с себе подобными и,
по-видимому, получает радость
от такого общения.
Время,
требующееся для такого
Поведение отдельных людей порой кажется очень странным, особенно когда у нас нет очевидного его объяснения, однако поведение людей в группах может выглядеть еще более странным. Проведенное на сегодняшний день большое количество исследований демонстрирует, насколько мощное влияние оказывают группы на поведение людей.
Все это определяет актуальность данного исследования.
Целью курсовой работы является изучение групп с точки зрения сплоченного коллектива, нацеленного на достижение единой цели организации.
Данная цель может быть достигнута с помощью решения задач, которые заключаются в:
Предмет курсовой работы – изучение вопросов, связанных с организационным поведением в группах.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал данного исследования может быть использован руководителем какой-либо организации.
Глава 1. Изучение групповой деятельности
1.1 Сущность групповой деятельности
Каждый из нас принадлежит
одновременно ко многим
Другие группы могут существовать
в течение нескольких лет
и оказывать существенное
влияние на своих членов или
даже на внешнее окружение.
Примером таких групп могут
быть объединения школьников-
Понятие "группа" можно определить по-разному. Например, можно сказать, что в группе люди взаимодействуют, имеют общую цель, знакомы друг с другом.
На первый взгляд такое определение может показаться вполне удовлетворительным, хотя его можно применить и к десятку человек, которые выпивают в баре... Возможно, более точным является следующее определение:
группа - это любая совокупность
людей, считающих, что они
Можно определить группу как совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей.1
Первая существенная черта групп - определённый способ взаимодействия между их членами. Участники подростковых группировок вместе слоняются по улицам, совместно планируют будущие действия (часто они держат их в тайне), обязаны защищать друг друга в случае нападения извне и т.д. Не менее важное правило: члены группы не должны общаться с не входящими в группу в той же манере, что и со "своими", а тем более это относится к представителям соперничающих подростковых группировок.
Возможно, наиболее важным аспектом мотивации, связанным с групповым поведением, является общая цель, которая высоко ценится членами группы. В случае отсутствия такой цели члены группы с большей вероятностью будут ставить свои индивидуальные цели и интересы выше групповых. Часто согласованность работы группы и ее производительность повышаются, когда группа воспринимает какую-либо исходящую извне угрозу как "общего врага" для всей группы. Элемент конкуренции между несколькими группами может также оказывать подобное стимулирующее воздействие на их работу.
Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.
1.2 Причины создания групп
Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом. Так, согласно теории близости люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.
Согласно теории формирования групп Дж. Хомапса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций — как положительных, так и отрицательных — по отношению друг к другу и к руководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.
Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.
Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.
В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целен и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса (рис.1).
Рисунок 1. Причины образования групп.
1.3 Различие между рабочими группами и командами
Несомненно, команда — это разновидность рабочих групп, но не все рабочие группы — команды. Более того, рабочих групп намного больше, чем команд.
Отличие команд от групп
К ним относятся традиционные рабочие единицы или группы в департаментах под руководством начальника, обладающего широкими полномочиями. Почти у каждого есть опыт работы в подобной структуре, особенно в начале трудовой деятельности. Каждому человеку в подобной группе отведен собственный участок работы, выполняемой под пристальным контролем руководителя, который несет ответственность за деятельность группы и указывает работникам, что нужно делать, а чего делать не следует. На этом уровне взаимопомощь и взаимовыручка встречаются редко и чаще всего только по приказу начальника. В большинстве случаев разрешение проблем, распределение рабочих обязанностей и принятие решений, касающихся данной группы, исходит от руководителя.2
Такой вид рабочих групп шире всего распространен в бизнесе. Подобно рабочим группам с уровнем зависимых взаимоотношений, в группе с независимыми взаимоотношениями каждый работник несет ответственность только за свой участок работы. Но в отличие от первого типа, здесь руководитель или менеджер редко выполняет контролирующие функции. Вместо этого члены группы работают над выполнением персональных заданий под общим руководством и при минимальном контроле со стороны руководителя.
Типичными примерами этой модели служит работа торговых представителей, ученых-исследователей, бухгалтеров, судей, полицейских, библиотекарей и учителей. Представители этих профессий работают вместе в одном департаменте над выполнением обшей задачи, но характер работы каждого специалиста в группе довольно независимый.
Если члены подобной рабочей группы получают необходимые квалифицированные инструкции и поддержку со стороны руководства, то такая группа работает, как правило, очень продуктивно.3
Члены этих
рабочих групп полагаются друг
на друга при выполнении
Независимую рабочую группу можно сформировать и нацелить на действия намного быстрее, чем взаимозависимую. Ведь чтобы группу людей сплотить в команду, требуется больше времени, чем на распределение индивидуальных обязанностей между независимыми работниками. Однако когда команды достигают хорошей слаженности и высокой производительности на основе взаимозависимости своих членов, они превосходят по результатам деятельности все другие рабочие группы. Поэтому если руководитель хочет добиться быстрых результатов, не следует ему прибегать к услугам команд; но если он хочет иметь высокие результаты в течение длительного времени, то нужно рассчитывать именно на них.
Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Развитие группы