Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Развитие группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение групп с точки зрения сплоченного коллектива, нацеленного на достижение единой цели организации.
Данная цель может быть достигнута с помощью решения задач, которые заключаются в:
изучении основного содержания понятия группы;
рассмотрении основных отличий группы от команды;
изучение факторов, влияющих на эффективность группы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения групп…………………………………...5
1.1 Сущность групповой деятельности……………………………………...5
1.2 Причины создания групп…………………………………………………7
1.3 Различие между рабочими группами и командами…………………….8
1.4 Малые профессиональные группы……………………………………..12
Глава 2. Развитие эффективной группы…………………………………………..21
2.1 Факторы, влияющие на эффективность группы……………………...21
2.2 Модели развития группы………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ГРУППЫ - ОП.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию 

Сочинский государственный  университет туризма и курортного дела

Министерство образования  и науки Российской Федерации

филиал Сочинского Государственного Университета туризма и курортного дела в г.Н.Новгород

Специальность 080507 – «Менеджмент организации»

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента

Дисциплина «Организационное поведение»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: «Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Развитие группы»

 

 

Выполнила студентка 5 курса  

гр.М-5_-04   ЗФО

 

Проверил: доцент, к.х.н.Гончарук В.К.

Оценка……………………………..

«……..»……………………… 2009 г.               

Подпись преподавателя  ……………………..

Дата поступления работы

«……»…………………… 2009г.


 

 

 

Нижний Новгород

2009

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический  аспект изучения групп…………………………………...5

1.1 Сущность групповой  деятельности……………………………………...5

1.2 Причины создания  групп…………………………………………………7

1.3 Различие между рабочими  группами и командами…………………….8

1.4 Малые профессиональные  группы……………………………………..12

Глава 2. Развитие эффективной  группы…………………………………………..21

2.1  Факторы, влияющие  на эффективность группы……………………...21

2.2 Модели развития группы………………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Человек  нуждается  в   общении с себе подобными и,  по-видимому,  получает радость   от такого общения. Большинство  из нас активно ищет взаимодействия  с другими   людьми.   Во  многих  случаях  наши  контакты  с   другими   людьми кратковременны  и незначительны. Однако, если двое или более  людей  проводят достаточно  много  времени  в непосредственной близости  друг  к  другу,  они постепенно  начинают  психологически осознавать и существование  друг  друга.

           Время,  требующееся  для такого осознания,  и степень осознания  очень   сильно зависят  от  ситуации  и  от характера взаимосвязи  людей.  Однако,  результат такого  осознания практически всегда  один и тот же. Осознание того, что о  них думают  и  чего-то  ждут  от них другие, заставляет людей  некоторым  образом менять   свое  поведение,  подтверждая  тем  самым  существование  социальных взаимоотношений.  Когда такой процесс происходит, случайное  скопление  людей становится группой.

          Поведение отдельных людей порой кажется очень странным, особенно когда у нас нет очевидного его объяснения, однако поведение людей в группах может выглядеть еще более странным.  Проведенное на  сегодняшний день  большое количество  исследований  демонстрирует, насколько мощное  влияние  оказывают группы на поведение людей.

           Все это определяет актуальность данного исследования.

  Целью курсовой работы является изучение групп с точки зрения сплоченного коллектива, нацеленного на достижение единой цели организации.

  Данная цель может  быть достигнута с помощью  решения задач, которые заключаются в:

  1. изучении основного содержания понятия группы;
  2. рассмотрении основных отличий группы от команды;
  3. изучение факторов,  влияющих на эффективность группы.

   Предмет курсовой работы – изучение вопросов, связанных с организационным поведением в группах.

  Практическая  значимость работы заключается в том, что материал данного исследования может быть использован руководителем какой-либо организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Изучение групповой деятельности

1.1 Сущность  групповой деятельности

 

            Каждый  из  нас принадлежит  одновременно ко многим группам.  Мы  -  члены нескольких  семейных  групп: своей непосредственной  семьи,  семей  бабушек  и дедушек,  двоюродных сестер и братьев, родственников жены  или  мужа  и  т.д. Большинство  людей  принадлежит также к нескольким  группам  друзей  -  кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом. Некоторые группы,  с которыми нам приходится взаимодействовать, оказываются недолговечными,  и  их миссия  проста. Когда миссия выполнена, или когда члены группы  утрачивают  к ней  интерес, группа распадается. Примером такой группы могут быть  несколько студентов, которые собираются вместе для подготовки к предстоящему  экзамену.

           Другие  группы  могут  существовать  в течение  нескольких  лет   и  оказывать существенное  влияние на своих членов или  даже на внешнее окружение.  Примером таких групп могут  быть объединения школьников-подростков.

           Понятие  "группа" можно определить  по-разному. Например,  можно   сказать, что в группе люди  взаимодействуют, имеют общую  цель, знакомы друг с другом.

           На    первый   взгляд   такое   определение   может   показаться   вполне удовлетворительным,  хотя  его можно применить и к десятку  человек,  которые выпивают  в  баре...  Возможно, более точным является следующее  определение:

           группа  -  это любая совокупность  людей, считающих, что они имеют  общие  цели или  интересы.  Таким  образом, десять человек  в  пивном  баре  могут  стать группой,  если  им угрожает какая-то опасность, например снос здания  пивного бара для прокладки новой дороги. Чтобы быть эффективной, группа, как правило, должна  быть  небольшой по размеру (по численности). Чаще всего группы  имеют какие-либо отличительные особенности, что позволяет выделять их среди других групп.  Такие отличия могут быть отражены в названии  группы,  определённых ритуалах, занимаемой территории и т.д.

         Можно  определить  группу  как совокупность людей,  которые  определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к  данной группе и считаются её членами с точки зрения других людей.1

         Первая  существенная  черта групп  - определённый способ  взаимодействия между  их  членами.  Участники подростковых группировок вместе  слоняются  по улицам,  совместно планируют будущие действия (часто они держат их в  тайне), обязаны  защищать друг друга в случае нападения извне и т.д. Не менее  важное правило:  члены группы не должны общаться с не входящими в группу  в  той  же манере,  что  и  со  "своими",  а тем более это  относится  к  представителям соперничающих подростковых группировок.

         Возможно,  наиболее  важным  аспектом  мотивации,  связанным  с  групповым поведением,  является общая цель, которая высоко ценится  членами  группы.  В случае  отсутствия  такой  цели  члены группы с  большей  вероятностью  будут ставить   свои   индивидуальные  цели  и  интересы  выше   групповых.   Часто согласованность работы  группы  и ее производительность  повышаются,  когда группа воспринимает какую-либо исходящую извне угрозу как "общего врага"  для всей  группы.  Элемент конкуренции между несколькими группами  может также оказывать подобное стимулирующее воздействие на их работу.

Принято считать, что  оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

 

1.2 Причины  создания групп

 

 Люди объединяются  в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом. Так, согласно теории близости люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.

 Согласно теории формирования групп Дж. Хомапса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций — как положительных, так и отрицательных — по отношению друг к другу и к руководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.

   Теория  равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.

   Теория  обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.

   В качестве  причин, по которым люди объединяются  в группы, называют также возможность достижения целен и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса (рис.1).

Рисунок 1. Причины  образования групп.

 

 

1.3 Различие  между рабочими группами и  командами

 

  Несомненно, команда — это разновидность  рабочих групп, но не все  рабочие группы — команды.  Более того, рабочих групп намного больше, чем команд.

         Отличие команд от групп заключается  в следующем:

  1. В командах существует взаимозависимость между их членами, тогда как в рабочих группах она отсутствует.
  2. Рабочие группы функционируют на трех уровнях:
  • на уровне зависимых взаимоотношений их членов;

К ним относятся традиционные рабочие единицы или группы в департаментах под руководством начальника, обладающего широкими полномочиями. Почти у каждого есть опыт работы в подобной структуре, особенно в начале трудовой деятельности. Каждому человеку в подобной группе отведен собственный участок работы, выполняемой под пристальным контролем руководителя, который несет ответственность за деятельность группы и указывает работникам, что нужно делать, а чего делать не следует. На этом уровне взаимопомощь и взаимовыручка встречаются редко и чаще всего только по приказу начальника. В большинстве случаев разрешение проблем, распределение рабочих обязанностей и принятие решений, касающихся данной группы, исходит от руководителя.2

 

  • на уровне независимых взаимоотношений их членов;

Такой вид рабочих  групп шире всего распространен  в бизнесе. Подобно рабочим группам с уровнем зависимых взаимоотношений, в группе с независимыми взаимоотношениями каждый работник несет ответственность только за свой участок работы. Но в отличие от первого типа, здесь руководитель или менеджер редко выполняет контролирующие функции. Вместо этого члены группы работают над выполнением персональных заданий под общим руководством и при минимальном контроле со стороны руководителя.

Типичными примерами  этой модели служит работа торговых представителей, ученых-исследователей, бухгалтеров, судей, полицейских, библиотекарей и учителей. Представители этих профессий работают вместе в одном департаменте над выполнением обшей задачи, но характер работы каждого специалиста в группе довольно независимый.

Если члены  подобной рабочей группы получают необходимые квалифицированные инструкции и поддержку со стороны руководства, то такая группа работает, как правило, очень продуктивно.3

 

  • на уровне взаимозависимых отношений их членов.

   Члены этих  рабочих групп полагаются друг  на друга при выполнении работы. Порой они работают самостоятельно, иногда разделяют обязанности.  Но в любом случае, для выполнения общего задания или достижения результата они согласовывают свои действия друг с другом. Наличие подобных отношений взаимозависимости и взаимодействия служит отличительным признаком команды. Основывая свою деятельность на взаимозависимости, команда подтверждает истинность слов: «Целое — это больше, чем сумма всех частей»

  Независимую рабочую группу можно сформировать и нацелить на действия намного быстрее, чем взаимозависимую. Ведь чтобы группу людей сплотить в команду, требуется больше времени, чем на распределение индивидуальных обязанностей между независимыми работниками. Однако когда команды достигают хорошей слаженности и высокой производительности на основе взаимозависимости своих членов, они превосходят по результатам деятельности все другие рабочие группы. Поэтому если руководитель хочет добиться быстрых результатов, не следует ему  прибегать к услугам команд; но если он хочет иметь высокие результаты в течение длительного времени, то нужно рассчитывать именно на них.

Информация о работе Факторы, влияющие на эффективность работы группы. Развитие группы