Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа
В современных условиях при нестабильности экономики создавать и поддерживать эффективность деятельности предприятий АПК очень сложно, тем более, если это некрупное сельскохозяйственное предприятие. Сегодня сельхозтоваропроизводителю не приходится рассчитывать на помощь со стороны и поэтому нужно искать резервы повышения эффективности производства у себя на предприятии. А начинать это делать нужно с факторов внутренней среды. В этом и заключается актуальность данной темы. Значимость темы заключается в том, что внутренняя среда предприятия является базой для построения всей его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..5
1.1 Сущность внутренней среды на предприятии……………………………….5
1.2 Основные характеристики внутренних переменных………………………..5
1.3 Анализ внутренней среды……………………………………………………...11
2 ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В КФХ «УСТИНОВ» УФИМСКОГО РАЙОНА………………………………………………………….14
2.1 Краткая характеристика КФХ «Устинов»…………………………………..14
2.2 Анализ факторов внутренней среды и их влияние на эффективность производства………………………………………………………………………..17
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………....25
3.1 Предложения по совершенствованию техники и технологии………………25
3.2 Предложения по совершенствование рабочей силы, рабочих и бытовых условий……………………………………………………………………………...27
3.3 Проект по совершенствованию технологии производства продукции животноводства……………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
1.1 Сущность внутренней среды на предприятии……………………………….5
1.2 Основные характеристики внутренних
переменных………………………..5
1.3 Анализ внутренней среды…………………
2 ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
В КФХ «УСТИНОВ» УФИМСКОГО РАЙОНА………………………………………………………….
2.1 Краткая характеристика КФХ «Устинов»…………………………………..14
2.2 Анализ факторов внутренней среды
и их влияние на эффективность производства………………………………………………
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ
СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
3.1 Предложения по совершенствованию техники и технологии………………25
3.2 Предложения по совершенствование
рабочей силы, рабочих и бытовых условий……………………………………………………………
3.3 Проект по совершенствованию технологии
производства продукции животноводства…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема «Факторы внутренней среды, обеспечивающие эффективность функционирования предприятия АПК» для написания курсовой работы выбрана не случайно.
В современных условиях при нестабильности экономики создавать и поддерживать эффективность деятельности предприятий АПК очень сложно, тем более, если это некрупное сельскохозяйственное предприятие. Сегодня сельхозтоваропроизводителю не приходится рассчитывать на помощь со стороны и поэтому нужно искать резервы повышения эффективности производства у себя на предприятии. А начинать это делать нужно с факторов внутренней среды. В этом и заключается актуальность данной темы.
Значимость темы заключается в том, что внутренняя среда предприятия является базой для построения всей его деятельности. От организации факторов внутренней среды зависит организация всего предприятия в целом, а, следовательно, и его эффективность, так как они оказывают непосредственное воздействие на функционирование организации.
Целью данной работы является анализ внутренней среды конкретного предприятия и повышение эффективности его функционирования за счет рациональной организации внутренней среды предприятия.
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внутренней среды.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. Но это не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели. Организация – это группа людей с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать, как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могут выполнить индивидуально. Цели – это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Организация имеет всегда хотя бы одну цель, достичь которую стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Важно, чтобы намеченные цели были реальными и выполнимыми.
У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Коммерческие организации сосредоточены в основном на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность и производительность.
Цели могут иметь разнообразную направленность. Например, чтобы получить прибыль, предприятие должно сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и т. д.
Так же как и во всей организации, необходима выработка целей в подразделениях.
Процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремиться.
Структура. Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Здесь внимание концентрируется на таких понятиях, как специализированное разделение труда и сфера контроля.
Специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т. е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
Преимущества даже зачаточного разделения труда между специалистами очевидны: уже у первобытных племен были выделены одни люди для охоты, другие – для изготовления орудий, приготовления пищи.
Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми, - сверху вниз, до самого первого уровня организации – во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут в свою очередь иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляют собой сферу контроля. Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, т. е. каждому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о многоуровневой структуре.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого его подразделения представляют собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.
Задачи. Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой организации каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией.
Два других важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.
Технология. Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях.
Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии.
Влияние этой переменной
на управление в значительной мере
определялось тремя крупными переворотами
в технологии: промышленной революцией,
стандартизацией и механизацией
Первое применение стандартизации, т. е. использования стандартных взаимозаменяемых компонентов в производстве, связывают с именем Эли Уинти. Он высказал идеи стандартизации, выполняя по контракту работу по производству мушкетов для армии, которые до этого производились по индивидуальным образцам. Использование стандартных частей значительно сократило стоимость производства и ремонтных работ.
Концепция стандартизации стимулировала дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно новые широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно на этом основано массовое производство товаров и услуг, являющееся характеристикой нашего общества.
Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд – британской исследовательницы управления. Изучая производственные фирмы, она обнаружила, что все технологии производственных фирм можно разделить на три категории.
Веснин В.Р. все технологии делит на складывающиеся, последовательные, связанные и групповые.
Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом. Например, когда все участники процесса по отдельности работают на какого-то одного, который создает конечный продукт.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Примером здесь служит конвейер.
Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в той последовательности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде.
Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.
Люди (трудовые ресурсы). Это пятый и наиболее значимый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Люди определяют окончательную пригодность денной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей. Это значит, что в менеджменте все внутренние элементы никогда не рассматриваются изолированно друг от друга. Изменение одного из названных элементов будут в определенной мере влиять на все остальное.
Если руководство – отдельные менеджеры – не признают, что каждой работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.
Как ведет себя человек в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды (умственные и физические способности, производительность, ценности и притязания, потребности, ценности и взгляды). Нет в мире двух людей, у которых было бы одинаковое сочетание характеристик.